Нужна ли ребенку своя комната?

Нужна ли ребенку своя комната?

Счастливые родители стремятся позаботиться обо всем, что касается их малыша: питание, свежий воздух, спокойный сон, интересные игры. Но часто, пытаясь учесть все, мы забываем о самом очевидном, например, об окружающем ребенка пространстве. Попробуем разобраться, почему у ребенка должна быть своя комната, и какой она должна быть?

Прежде всего, рассмотрим причины, по которым малышу необходимо наличие собственного пространства.


  • Первая из них связана с распространенным детским страхом перед темнотой. Многие родители спят в одной комнате с ребенком, боясь, что ночью ему станет страшно, он будет плохо спать и вообще всячески страдать от окружающей его темноты. Некоторые мамы и папы находят выход в светильнике, оставленном на ночь. Правильно ли это? Конечно, человек – дневное существо, и определенный страх перед темнотой заложен в нас на генетическом уровне. Но что происходит с ребенком, родители которого пытаются оградить его от темноты?
    1. Во-первых, он не имеет возможности привыкнуть к ней и понять, что ничего страшного и опасного она в себе не прячет.
    2. Во-вторых, даже если родители не говорят ему напрямую, что стараются защитить от темноты, ребенок все равно на подсознательном уровне чувствует, что раз мама и папа стараются оградить его от чего-то, значит это что-то представляет реальную опасность.

    Не сложно догадаться, что такая «забота» может в итоге привести к формированию настоящей фобии, которая будет преследовать человека всю жизнь. Если же ребенок с раннего детства привыкает спать в своей собственной комнате в одиночестве и темноте, то все страхи очень скоро пройдут, ведь нет учителя лучше, чем собственный опыт. Главное, чтобы он действительно был положительным, то есть в комнате ребенка должно быть спокойно и безопасно.

  • Вторая причина связана с феноменом, названным в психологии «выученной беспомощностью». Заключается он в том, что дети, не имеющие собственного пространства, в дальнейшем плохо осваивают простые домашние дела, им трудно понять, что и как должно располагаться, когда пора убраться, зачем нужны некоторые предметы интерьера. Причина этих трудностей кроится в том, что ребенок не чувствует за собой полной ответственности за помещение, он привыкает разделять его с кем-то. Это делает его апатичным по отношению к жилому пространству. Тот же эффект может наблюдаться, если у ребенка есть своя комната, но мама или кто-то еще из близких берет на себя все заботы о помещении.
  • Третья причина: когда ребенок волен распоряжаться своей комнатой, наилучшее развитие получают его фантазия, пространственное мышление, творческие способности. У таких детей уже с ранних лет формируется хороший вкус относительно предметов интерьера, они чувствуют стиль, могут понять, что в помещении лишнее, а чего не хватает. Напротив, дети, не имеющие своей комнаты или же дети, которым не позволяют распоряжаться помещением по своему вкусу, вырастают равнодушными к тому, как выглядит их комната или квартира, им сложно ориентироваться в цвете и фактуре. А когда во взрослой жизни они наконец-то получают возможность преобразовать свою жилплощадь по собственному желанию, то этот процесс становится для них сложным и утомительным, а подчас так и не завершается.
  • Четвертая причина: ребенок вырастает более самостоятельным и самодостаточным, ведь он с детства имеет возможность заниматься, чем хочет (в определенных рамках, разумеется), а не подстраиваться под других членов семьи. Как правило, такие дети лучше учатся, ведь им никто не мешает заниматься уроками. Да и ночной отдых у них более полноценный, ведь дети, живущие вместе, часто не дают друг другу спать, устраивая игры по ночам.
  • Какой должна быть детская комната?

    Оформление детской комнаты

    Исследования показали, что для детей дошкольного и младшего школьного возраста наиболее важными являются такие характеристики, как большой размер, прочность и надежность. Им нравится играть в свободном помещении, но вместе с этим они должны чувствовать, что им ничто не угрожает. Для подростков очень важно, чтобы комната соответствовала их вкусам, (не пугайтесь, если эти вкусы покажутся вам странными или даже безобразными). Дело в том, что для подросткового возраста вообще характерно стремление к подчеркнуто непривлекательному и даже уродливому. Как правило, к концу этого периода вкусы выравниваются, и человек начинает понимать суть прекрасного.

    Поэтому постарайтесь отнестись с пониманием к тому, что творит со своим пространством подросток, так он пройдет этот самый сложный возраст быстрее и спокойнее.

    К юношескому возрасту у человека развивается вкус, он стремится сделать свое пространство красивым, интересным и уникальным. Поэтому не удивляйтесь, если ваш старшеклассник начнет через каждые полгода требовать новый ремонт, он просто стремится воплотить в помещении свое представление о красоте и стиле, а значит и самореализоваться через окружающее его пространство.

    Конечно, возможность предоставить ребенку свою комнату и тем более позволить ему распоряжаться ей по своему усмотрению напрямую связана с материальным положением семьи. Но даже если вы живете по три человека в одной комнате, и в ближайшем будущем решения квартирного вопроса не предвидится, постарайтесь выделить ребенку хотя бы пару квадратных метров, которые будут только его, через которые он сможет реализовывать свои возможности и мечты.

    В конечном счете это приведет к гармоничному развитию личности, которая будет обладать вкусом и стремлением менять жизнь вокруг себя к лучшему.