Поведение и питание детей после года

Поведение и питание детей после года

Почти каждая мама сталкивается с одними и теми же проблемами: как воспитывать ребенка без истерик и как его приучать ко взрослой пищи. Пожалуй, это самые острые вопросы. Поэтому в этой статье мы подробно разберем конкретные действия мам, когда ребенок закатывает истерику. Дадим рекомендации по началу прикорма. И рассмотрим возможные варианты отдыха мамы. Начнем мы с особенностей развития малышей до года.


Физическое развитие до года

  • Самостоятельно стоит у опоры, ходит с поддержкой или самостоятельно.
  • Постоянная активность.
  • Склонность к переноске предметов.
  • Склонность к разбрасыванию предметов.
  • Желание помогать и подражать.
  • Развитие мелкой моторики.

  • Как только малыш научится передвигаться, он меняет поведение. И это естественный процесс, потому что ребенок теперь может с другого ракурса смотреть на все, что его окружает. Происходит резкий и динамичный скачок в развитии мозга. Начинается формирование личности. Дальше свое поведение малыш будет только совершенствовать.

    На рубеже года у малыша происходит самый большой рывок в развитии. У ребенка меняется обзор и активность. Он начинает все хватать, подбирать с пола, пробовать на вкус.

    Тяга к познанию очень высока. Ребенок пока не понимает, какого он пола. Чтобы он это понял, нужен сигнал. По нашей реакции он узнает, мальчик он или девочка. Если ребенок разбрасывает вещи, не торопитесь его ругать и раскладывать все по местам. Он для себя таким образом делает метки, что он здесь. Малыш так познает мир. Все детки стремятся оставить свой след во вселенной.

    Физическое развитие, возраст около года

    Малыш учится ходить

  • Ребенок умеет пить из чашки, попадает ложкой в рот.
  • Малыш любит других детей, но относится к ним избирательно.
  • Он уже освоил пространство квартиры, легко ориентируется в ней.
  • Ребенок начинает изучать поведение близких взрослых и возможность своего влияния на них.
  • Выполняет простые просьбы.
  • Начинает произносить первые, понятные только маме слова.

  • Ребенок ближе к годику активно интересуется едой и жидкостью. Нарушения аппетита связаны с некорректным введением прикорма. Обычно дети в этот период кушают все. К каждому ребенку ваш малыш начинает относиться по-разному: с кем-то хочет общаться, к кому-то даже не захочет подходить.

    У ребенка развивается память, он хорошо изучил дом. Освоился во дворе и магазине. Ребенок переключается на изучение взрослых. Но не способен еще общаться со сверстниками. Его авторитетом являются взрослые, поэтому он изучает родителей. Ему необходимы взрослые для социализации. Ребенок должен научиться взаимодействовать со взрослыми. И чем больше разных людей будет вокруг, тем богаче будет опыт и полноценней общение.

    В этом возрасте это уже не просто младенец, а взрослый человек. Рывок происходит в психическом развитии. Ребенок начинает сильно капризничать, а мама переживать - все ли хорошо она делает для малыша. Пока ребенку год, сложно понять, какой у него характер. Когда он немного подрастет, уже будут заметны плоды вашего воспитания, насколько ваше воздействие было правильным.

    Ребенок пока не умеет контролировать свои эмоции. За него это должны делать вы, учить его, как правильно реагировать. Сейчас у него развивается эмоциональная сфера. Больше такого рывка в развитии у ребенка не будет. Можно научиться играть на пианино в любом возрасте, читать, писать. Но эмоциональное развитие формируется только до 7 лет. Чем быстрее ребенок научиться распознавать чувства за счет вас, тем лучше. Нельзя ребенка учить забивать свои эмоции в себе. Когда у него эмоциональная вспышка, то это идет развитие эмоциональной сферы. Почему он так истерит, этим вопросом задаются все родители. Все просто: противоречия между независимостью и зависимостью. Ребенку надо ее изжить.

    Мальчик с мамой

    Ребенку необходима независимость. У людей самая сложная психология. Поэтому для формирования эмоций ребенку надо 7 лет. Чтобы мозг ребенка успел дозреть до состояния полного комфорта, когда он будет самостоятелен.

    Месяцев с 9 появляется долговременная память. Он знает, что мама вернется, если куда-то отошла. И ждет ее именно оттуда, откуда мама ушла. Он помнит, что мама не пропадает, она уходит на время. У ребенка появляются первые страхи, например чужих людей воспринимает настороженно.

    Психическое развитие

  • Необходимость общения со взрослыми.
  • Активнейшее развитие эмоциональной сферы наравне с полным отсутствием контроля над ней.
  • Противоречие между зависимостью и независимостью.
  • Эмоциональные вспышки, истерики.
  • Я сам!
  • Появление и развитие памяти.
  • Появление страхов и чувств.

  • Активно начинает развиваться речь. До полутора лет у малыша идет процесс понимания речи, а далее до двух лет идет увеличение словарного запаса и активной речи. Это уже не просто лепет, а звуки, которые понимает пока мама. Далее уже начинается обычная взрослая речь.

    Малыш начинает бояться незнакомых взрослых и неактивно с ними разговаривает. Ребенок может неадекватно реагировать на людей чужих или тех, кого редко видит, боится их.

    Учится перемещать предметы в пространстве и действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Например, может одним предметом что-нибудь достать, передвинуть, подставить стул, чтобы куда-то залезть. Поэтому окна надо закрывать.

    Развивается подражательная игра. При некотором руководстве ребенок проявляет интерес к действиям других детей, эмоционально общается с ними. Если ребенка научить играть, то он будет повторять эту игру сам с собой.

    Эмоциональное состояние ребенка, его активность, его развитие напрямую зависят от того, как относятся к нему взрослые. Ценность общения с близкими людьми по-прежнему огромна. Если ребенок растет в тепле, то он и так же будет относиться к себе и окружающим. Если ребенок кричит, это не значит, что он вас не любит. Он на самом деле просто не справляется со своими эмоциями и просит вашей помощи через истерику, чтобы вы помогли ему.

    Теперь уделим немного времени питанию, которое тоже играет важную роль в развитии человека.

    Питание в 6-12 месяцев

    Питание ребенка до года

  • Объем грудного молока в рационе ребенка составляет от 100 до 70 процентов. Уменьшается по мере взросления малыша.
  • Ребенок знакомится с продуктами прикорма, не стремясь ими наесться. Он кушает только тогда, когда чувствует голод.
  • Пищевой интерес очень высок. Он готов есть часто и много. С удовольствием кушает за компанию со взрослыми и детьми своего окружения. Когда все вокруг едят, ребенок тоже будет есть. Когда еда становится недоступной, она еще больше будет интересна малышу.
  • Ребенок пока не осознает ценности пищи, он готов кидать еду, размазывать ее и всячески с ней играть.
  • В период после введения прикорма активно осваивает пищевую нишу семьи. Он обязан освоить привычную пищу семьи.
  • Часто дети протестуют против прикорма вне трапезы семьи, а также кормления отдельной пищей.
  • Ферменты грудного молока помогают малышу усваивать продукты прикорма. Поэтому доля грудного молока в рационе остается высокой. Если ребенок много съел, то эти же ферменты помогут все переварить.
  • При выборе продуктов прикорма предпочтение стоит отдавать привычному рациону семьи, максимально приблизив его к принципу здорового питания. Если ребенок отказывается кушать, то просто не кормите его этим. Ешьте сами, ставьте еду около себя. Малышу станет интересна пища, за которую надо побороться. Если вы будете бегать за малышом и кормить его, то он не будет есть.
  • Здоровое питание не вызывает болезней и ожирения.
  • Сладкое не стоит делать запретным плодом. Лучше сами делайте полезные сладости. Покупайте сухофрукты. Пусть у вас будет культура чаепития, когда в определенное время дня вы будете пить чай со сладким.

    Питание в 12-18 месяцев

  • Объем грудного молока составляет от 70 до 50 процентов. Все зависит от особенностей организации вскармливания и прикорма.
  • Пищевой интерес постепенно снижается, вырабатываются первые пищевые привычки и вкусовые пристрастия.
  • Ребенок редко может усидеть за столом, часто ест на ходу, готов к частым перекусам. Не удерживайте его за столом. Но когда он уходит из-за стола, еду с собой не давайте. Если захочет кушать, пусть опять садится за стол.
  • В рацион активно вводятся полезные сладости, формируется культура чаепития.
  • В этом возрасте впервые начинает питаться вне дома. Например, в гостях, яслях, ресторанах и кафе.
  • Во втором полугодии жизни ребенок пробует максимальное количество вкусов продуктов и их консистенций.
  • Малыш по-прежнему готов подражать взрослым в вопросах питания. Очень сильна пищевая конкуренция между ровесниками, приятелями.
  • В стабильной позитивной компании для общения реже возникают проблемы с пищевым поведением и аппетитом.
  • Отсутствие принуждения в процессе питания приводит к формированию здоровых привычек, таких как, умеренности в еде, бережливому отношению к пище.
  • Необходимо тщательно следить за качеством пищи, особенно если речь идет о баночных продуктах, молочных продуктов промышленного производства и питания вне дома.

  • Поскольку сейчас считается, что ребенку надо чистить зубы с появлением его первых зубов, то стоит сначала взрослому чистить свои зубы перед ним, а малышу давать в ручки детскую щеточку. Он будет смотреть на вас и учиться. Зачищать зубки молочные до блеска не надо.

    Что касается горшка, то он не должен стоять в комнате. Не заставляйте его садиться на него. Дождитесь интереса к его выделениям, когда ему становится не комфортно от своих выделений. Тогда можно начинать приучать к горшку. Нужен самый обычный горшок. Не форсируйте события. Для начала просто высаживайте ребеночка по утрам, или когда он долго не писал. На первое время этого достаточно. Горшок должен стоять в ванной. Дети подражают взрослым, вы же не ходите в туалет посередине комнаты. Мальчика учите писать стоя, когда он начнет уверено ходить.

    Личная гигиена

  • Появляется интерес к чистке зубов, к имению личной пасты и зубной щетки.
  • Активный интерес к собственным выделения: ребенок обращает внимание на то, что он мокрый и ему неприятно.
  • Главное не напугать ребенка и не форсировать формирование привычек
  • Помните правило: шаг, два назад! Ни в коем случае не форсируйте. Пусть это будет дольше, но без криков.

    Изменения в поведении

  • Постоянное следование за мамой (как "хвостик"). Ребенок, который не ходит за мамой, просто пока не умеет ходить. Все дети ходят за мамой. Еще одна причина - малыш мог вас потерять, когда-то на время. Старайтесь всегда быть на глазах у него. Выходите через дверь и заходите в эту же дверь через время.
  • Капризы, нытье. Это абсолютно нормальное поведение малыша, он просто взрослеет. Наберитесь терпения, поддержите его.
  • Частые пробуждения по ночам. Физическое развитие ребенка идет очень быстро, и он много кушает, чтобы справиться с этим. Не включайте свет, только ночник, показывайте, что вы спите, не доставайте игрушки. Просто покачайте, никаких развлечений. И ребенок постепенно заснет.
  • Истерики, негативизм. Все истерики с негативным поведением тоже норма. Здесь важна ваша реакция. Только ваше спокойствие и настойчивость спасут ситуацию.
  • Перепады настроения. Опять же, ребенок эмоционально еще не зрелый и ему тяжело контролировать свои эмоции, отсюда и перепады в настроении.

  • Малыш с мамой

    Основные сложности взаимодействия мамы и ребенка связаны с:

    1. Сомнениями матери в правильности действий, в любви ребенка к ней.
    2. Невозможностью предугадать последствия выбранного стиля поведения с ребенком.
    3. Давлением окружающих, желанием быть "мамой".

    Основные правила для мамы:

  • Ребенок при маме, а не мама при ребенке. Вы конечно как мама должны следить за малышом. Но не надо бегать около него по первому требованию. Занимайтесь своими делами, играйте с ним периодически.
  • Активность и самореализация. Вы не только мама, но еще и женщина. Реализуйтесь, уделяйте себе время. Не зацикливайтесь на ребенке.
  • Мое тело - мои правила! Пресекайте действия ребенка. Если он вас кусает или бьет рукой, если теребит вторую грудь - не давайте ребенку себя бить. Остановите его. Если он вас щипает, то держите его ручку. Самые первые попытки надо обязательно останавливать. Насилие недопустимо. Если кидается игрушкой, просто заберите игрушку. Если ребенок вас хочет ударить по лицу, один раз поймайте его ручку и покажите, что так делать нельзя, скажите об этом строго. Если ребенок слишком маленький и замахивается на вас, то все равно останавливайте это действие, не закрепляйте.
  • Ребенок не издевается, он учит и изучает. Все его капризы, разбрасывание игрушек, все проделки, не что иное, как показатель взросления.
  • Последовательность и спокойствие. Когда ребенок истерит, мама начинает сомневаться, как стоит поступить, чтобы он успокоился. Особенно если вы на улице, и вокруг куча "доброжелателей" со своими советами. Мама должна быть в этом случае спокойной как танк. Тогда ребенок прекращает кричать. Если мама спокойна, то через две-три истерики, ребенок успокоится.
  • Семейные правила – это хорошо. Ребенок должен подстраиваться под вашу жизнь, а не вы всей семьей должны вертеться вокруг малыша. Он самый младший и пришел в семью после вас, супруга и старших детей. Поэтому приучайте малыша к семейным устоям.
  • Все дети вырастают. С одной стороны, это замечательно. Но с другой стороны, мы будем с тоской вспоминать первые фразы и шаги своего чада. Цените время, пока детки маленькие.
  • Если у ребенка началась истерика

    1. Сохранять спокойствие. Помните, что истерики - это нормально. И ребенок ждет, что вы отреагируете как взрослый человек, успокоите его. Если вы чувствуете, что вот-вот взорветесь эмоционально, то лучше отойти от ребенка и успокоиться самой. Когда вы бьете ребенка, то бьете свое собственное бессилие.
    2. Оказывать активную поддержку. Когда ребенок кричит, он просит вас о помощи, чтобы вы успокоили его. Вы должны услышать его обиду, успокоить. Иначе ребенок подумает, что проявлять свои чувства плохо. И может замкнуться. Помните, что вы, взрослые, большие, а дети маленькие.
    3. Пресекать попытки физической агрессии. Вы имеет право защищаться, если ребенок вас бьет. Дайте понять ему, что он тоже может защищаться.
    4. Если ребенок не вырывается, то использовать технику "одеяло". Обхватите его руками и держите, пока он не успокоится. Просто молча обнимите и подержите.
    5. Проговаривать чувства ребенка. Угадайте, что с ним, перечисляйте ему все чувства. Угадаете - хорошо, не угадаете - тоже неплохо. Проговаривайте и ему свои чувства.
    6. Признавать свое право на растерянность или злость. Иногда можно чуть разрешить позлиться. Это должна быть спланированная реакция, контролируемый крик.
    7. Извиняться, если не удалось среагировать "мягко" на его истерику.

    Профилактика истерик

  • Всегда реагируйте последовательно. Если вы разрешите, то не запрещайте. Не доводите ребенка зря до истерики.
  • Установите правила, которые не нарушаются ни одним членом семьи. Например, если с мамой нельзя на окно, то и с папой нельзя. И все вокруг должны соблюдать это правило. То можно, то нельзя – не дергайте ребенка. Пусть он точно знает, что нельзя, а что можно.
  • Используйте технику "попугай", всегда предупреждайте заранее. Предупреждайте ребенка заранее, что, например, вы скоро идете гулять, приготовь одежду. И не важно, что он не понимает время, главное, что он поймет - идет отсчет.
  • Помните, что ребенок пока не умеет действовать назло. Не гонитесь успеть все. Не злитесь на малыша, а живите для себя. Тогда вас не будут злить и отвлекать эти истерики.
  • Помните, что за кризисом следует рывок в развитии. Немного терпения и внимания с вашей стороны. Вот увидите, ваше терпение окупится во сто крат.

    Профилактика материнской усталости

  • Мыслить позитивно. Наши мысли строят нашу жизнь. Так пусть мысли будут светлы и наполнены любовью, тогда и жизнь будет складываться именно так.
  • Найти то самое "свое" занятие, от которого не сможет отвлечь даже самый активный ребенок. Любимое дело способно отвлечь от любых невзгод, привести мысли в порядок, настроить на позитив.
  • Отдыхать в течение дня, особенно когда малыш спит. Отдых для мамы всегда должен быть на первом месте.
  • Обязательно уделять время только себе, практиковать отлучки без ребенка. Или иначе мама не выдержит и будет постоянно ходить злой.
  • Научиться планированию и управлению временем. Это важно, тогда вы сможете успевать все и даже больше.
  • Воспринимать ситуацию адекватно, чувствовать себя "жертвой". Не надо постоянно винить себя за то, что разозлились на малыша или подняли голос. Вы устаете, и вас тоже можно понять.
  • Освоить новую профессию или умение, пойти учиться. Всегда надо развиваться и стремиться двигаться вперед.

  • Молодые мамы, помните важный момент! Если вы внутри спокойны, довольны жизнью, то и малыш будет спокойным и счастливым. Дети чувствуют маму насквозь. Поэтому любите себя, излучайте позитивную энергию. Пусть ваши малыши растут в любви и заботе.

    Ваши вопросы

    Отвечу на наиболее интересные вопросы читателей.

    Вопрос: Еcли ребенок бесится и не слушает никаких объяснений, что делать?

    Ответ: Если ребенок уже переутомился, то можно попробовать его укачать спать. В любом случае только спокойствием можно добиться положительного результата.

    Вопрос: Как организовать ночное кормление грудью, чтобы мама могла высыпаться?

    Ответ: Кладите ребеночка рядом с собой на кровать. Как только малыш захочет кушать, просто достаньте грудь, ребеночек сам присосется, а вы можете спать дальше. Груднички сами учатся подползать к груди. В этом нет ничего сложного и очень удобно, не надо постоянно бегать к кровати. Не бойтесь приучить малыша ко сну со взрослыми. Со временем ребенок сам захочет спать на своей кроватке отдельно от вас. Совместный сон принесет только пользу.

    Вопрос: Вредно ли кормить грудью долго?

    Ответ: Грудью надо кормить столько, сколько это надо малышу. Нет никаких пределов по возрасту. Ограничение до года - это глупо. Поэтому кормите малыша на здоровье. Это только пойдет на пользу вашему ребенку. Это пропаганда еще в послевоенное время, когда всех надо было выгонять на работу и переводили грудничков на смеси. А сейчас идет пропаганда именно смеси, люди на этом деньги делают. Лучше подольше сидеть со своими детками, кормить их грудью, любить и воспитывать.

    Вопрос: Можно ли ребенка с улицы увозить в охапку, если он не хочет идти домой?

    Ответ: Конечно можно. Просто предупреждайте заранее, что вы через 15 минут уходите домой. Повторяйте раз 15. Потом просто берете и уходите. И не надо уговаривать. Это ваше решение.