Как выбирать мультики и смотреть их вместе с детьми?

Как выбирать мультики и смотреть их вместе с детьми?
Для того, чтобы понять, как выбирать мультфильмы, как дозировать просмотры и как взаимодействовать с экраном, в первую очередь необходимо осознать, зачем это вообще нужно. Или что будет, если не уделить этому вопросу должного внимания.

Большинство современных родителей росли в эпоху дефицита, когда не приходилось выбирать мультфильмы для просмотра. Сейчас же наши дети растут во время, когда доступно все, и по телевизору можно посмотреть любой мультик. В связи с этим появляется огромная проблема выбора, влияющая на нашу культуру. Как же не запутаться в таком разнообразии?

Еще в 50-е годы, немецкий философ Гюнтер Андерс написал книгу «Мир как фантомы матрицы», где рассказал о своей теории разрушения семьи. Ранее, люди собирались за столом и разговаривали, спрашивали друг у друга, как прошел день, или что было нового. А сейчас, мы общаемся посредством техники, и наши разговоры похожи на обмен цитатами. Наиболее известная фраза Андерса звучала как - «Мы безмолвны перед экраном, а значит, мы несвободны».

Но сейчас, в эпоху кабельного и спутникового телевидения или же благодаря интернету, мы сами решаем, что показывать нашим детям. Визуальная или вербальная культура очень влияет на развитие маленького человечка, и про это не стоит забывать. Если упустить этот момент, то информационный поток поглотит ребенка, и это скажется на эмоциональной составляющей.

Прежде, чем показать ребенку тот или иной мультфильм, задайте себе несколько вопросов:

  1. Что автор хотел донести, снимая данное произведение? Не была ли его задумка лишь способом что-то продать или разрекламировать?
  2. Соответствует ли мультик возрасту моего ребенка? Какие ответы он может получить при просмотре этого произведения? И что делать, если ответы будут не те?

Но, так или иначе, начинать придется с себя. Для ребенка родитель – пример, и вы не можете запрещать ему смотреть телевизор, если у самих он включен 24 часа в сутки.

Еще одна проблема в том, что часто малыш отказывается кушать, и чтобы усилить аппетит, мама включает малышу мультфильм. Увы, в этот момент малыш не усваивает ни еду, ни мультик, каким бы полезным он ни был. Сейчас бытует мнение, что ребенку до шести лет можно смотреть телевизор не более часа в неделю. Мало кто придерживается этого правила, но об этом важно знать.

При выборе экранного продукта необходимо учитывать запросы малыша, т.е знать, что ему интересно в данный момент. Например, если ребенку нравится какая-то игрушка или букашка, лучший вариант - показать ему мультфильм на эту тему.

Но стоит учитывать важнейшее правило – никогда не показывайте ребенку то, что не посмотрели сами. Или не стоит показывать экранизацию той или иной книги, пока вы или ребенок ее не прочитаете. Иногда книжные герои отличаются от тех, которые были описаны в книги, а посмотрев экранизацию, малыш начнет подражать тому, кого увидел. Таким образом, вы лишаете его права выбора. Самый яркий и не очень хороший пример – это кукла Барби, ставшая эталоном красоты для многих девочек.

Кукла Барби

Что касается зрительного образа и эстетики в целом, то следует понимать, что ребенок, смотря мультик или фильм, занимает созидательную или разрушительную позицию. Если малыш часами будет смотреть на ужасно нарисованных персонажей или же на супермена, который вечно всех спасает, то будет сравнивать себя с ними. В том числе это влияет и на игры.

Несколько лет назад было проведено исследование, начавшееся после сериала «Бригада». Многие дети, посмотревшие сериал, стали играть в бандитов и совершать грабежи. Как видите, то, что сморит ребенок, отражается на его развитии.

Что касается интернета, так это вообще огромная свалка, и важно научиться фильтровать то, что он предлагает. Очень важно смотреть экранный продукт вместе с ребенком, особенно если какие-то моменты могут вызвать у малыша страх.

Вообще, совместный просмотр мультфильма или фильма – это очень важно, ведь чаще всего современные родители включают ребенку мультик, лишь бы на часок-другой избавиться от него и посвятить время себе. Если вам действительно нужно выкроить время для себя, то лучше поставьте малышу то, что вы уже смотрели неоднократно и знаете, что ничего плохого он там не увидит.

Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя соучастником процесса при просмотре телевизора?

Один из вариантов - это задавать ребенку вопросы о предыдущем кадре. Например, вы смотрите с мультик, и в какой-то момент включилась реклама. Спросите у малыша, была ли в предыдущем эпизоде кошка? Или какого цвета штанишки у главного героя? Или же, сколько человек каталось на велосипеде? Сколько оттенков зеленого цвета было в лесу? Или же, чем отличалась пещера, в которой было страшно, от той, в которой не было?

Таким образом, вы сделаете просмотр фильма или мультика более осознанным и будете развиваться сами, ведь вам тоже придется все запоминать и найти поводы для таких вопросов.

Мама смотрит телевизор вместе с ребенком

Также можно ставить сценки с ребенком, воодушевляя того ли иного персонажа. Например, вы посмотрели мультфильм «Холодное сердце» и вашему чаду очень понравилась Эльза. Вы можете купить куклу и поиграть с ней. Пусть ребенок воспроизведет ее повадки. А после еще раз посмотрите мультик и обратите внимание на характер персонажа.

Не забывайте и про обучающие фильмы. Они действительно бывают очень интересными и простыми, а порой и довольно сложными для восприятия. Поэтому смотрите их перед тем, как показать малышу. Не надейтесь на то, что если ребенок чего-то не поймет, то придет с этим вопросом. Не все дети так делают и порой вопрос без ответа оставляет огромный пробел. Взрослые отвечают за картину мира, которую видит ребенок.

Многие родители, задают вопрос – «Что делать, если ребенок хочет смотреть другие фильмы, а не те, которые я предлагаю?» Помните, что ни один ребенок сам не придумывает то, что хочет смотреть. Он не берет информацию из воздуха. Те же ролики из YouTube малыш впервые увидел от вас. Если вы видите, что малыш не хочет смотреть развивающие фильмы, а предпочитает видео, то лучший вариант – это разделить одно от другого. Например, посмотрите уроки по оригами сами, а после расскажите ребенку, как сделать жабку или цветок.

Если малыш устраивает истерику после того, как вы выключаете мультик, то с этим тоже надо бороться.

Ребенок в истерике

Во-первых, подумайте о том, что последует после просмотра. Например, после мультика вы пойдете гулять или же пойдете играть с игрушками. Во-вторых, делайте ограничения. Аккуратно установите рамки, например, телевизор вы смотрите с часу до двух и с пяти до шести вечера. Важно! Не сморите мультики перед сном, ведь переизбыток эмоций может ухудшить сон.

Обращайте внимание на возраст персонажа и вашего ребенка. Например, если вашему малышу 8 лет, а Тому Сойеру – 12, то можете смело посмотреть с ним фильм о приключениях Тома Сойера. Но если малышу лет шесть, а главному герою 15-16, то не стоит. То же касается и книг. Трехлетка не усвоит книжку о Карлсоне, даже если вы все ему объясните, ведь она не по возрасту.

Сейчас одним из самых популярных мультиков для детей является «Свинка Пеппа», от которой дети просто в восторге. Многие родители переживают, стоит ли ребенку показывать данный мультфильм. Несомненно, в качестве дополнения к какому-то – да, пару серий не повредит. Но не стоит делать его основным и вырабатывать зависимость от сериала. Ведь есть множество других, полезных и красивых мультфильмов, которые стоит показать.