Леворукость - принять или бороться?

Леворукость - принять или бороться?

Родители с большим вниманием наблюдают за своим ребенком – как он развивается, делает первые шаги, произносит первые слова. Затем мамы и папы с беспокойством ждут первых лет дошкольного и школьного обучения.

В ходе развития ребенка мы можем столкнуться с трудностями, которые требуют помощи - нашей или специалистов. Родителей часто беспокоит тот факт, что их чадо многие действия выполняет левой рукой. Стоит ли этого бояться? Как мы должны реагировать и что делать в случае леворукости у ребенка?

Важное понятие: латерализация

Говоря о леворукости, мы должны знать о понятии латерализации – это процесс, в результате которого формируется преобладание одной стороны тела над другой. Это связано с различиями в строении и функциях двух полушарий головного мозга. Говоря проще – у каждого человека есть доминирующая часть тела: глаз, ухо, рука и нога. Формируется это непроизвольно и требует коррекции в случае аномалий.

Процесс латерализации прогрессирует вместе с развитием ребенка. Чаще всего первые признаки доминирования одной руки можно наблюдать у малыша уже в конце первого года жизни.

Важным является возраст четырех лет. Доминирование одной из сторон проявляется во время игр, рисования и т.д. В этот период чаще всего формируется доминирование одной руки. Позже – в дошкольном и младшем школьном возрасте - должна развиться латерализация, которая окончательно формируется в возрасте 12-14 лет.

Не надо бороться с левой рукой!

Ребенок пишет левой рукой

Что делать, если ребенок рисует одной и второй рукой или в основном левой? Такая ситуация часто беспокоит родителей. Это не всегда верно. Конечно, если ребенку уже 9-12 лет и он до сих пор пишет правой и левой рукой, то требуется встреча со специалистом, чтобы определить, какой у него тип латерализации.

А вот в ситуации с детьми-левшами беспокоиться не нужно. Период перехода детей с левой руки на правую уже истек, но если он еще не закончился, то нужно с этим бороться. Большинство населения - правши. В связи с этим множество бытовых предметов приспособлено для людей с доминирующей правой рукой. Следовательно, левшам требуется лучшая подготовка и адаптация к миру правшей. Детей-левшей уже в дошкольном возрасте нужно терпеливо, но неуклонно обучать правильной осанке при рисовании, письме, держанию тетради и ручки. Также у них могут возникнуть трудности в письме и чтении, которые требуют терпеливой коррекции со стороны родителей и учителей.

Некоторые специалисты советуют никогда не переучивать на правую руку детей:

  • С левосторонней латерализацией.
  • Ранним доминированием левой руки.
  • Левоглазых: мы должны стремиться к однородной (по той же стороне тела) латерализации глаза и руки.
  • Умственно отсталых.
  • С малой эффективностью правой руки.
  • Принимающих свою леворукость.
  • Заикающихся.
  • Соска у ребенка

    Какие игрушки не стоит покупать вашему ребенку?

    Распространенные мифы о послеродовом периоде в этой статье.

    Что делать, если ребенок http://babyla.ru/page/rebenok-bet-drugih-detej бьет других детей?

    Как определить латерализацию своего ребенка?

    Мы можем самостоятельно проверить латерализацию своего чада с помощью игры, тестов и наблюдений. В каких ситуациях и как мы можем это сделать? Вот несколько способов.

    1. Метод свободного наблюдения. Он заключается в наблюдении за ребенком: какой рукой он закрывает дверь, включает свет, выполняет многие действия в повседневности. Также важно, какой рукой ребенок самостоятельно берет ложку, вилку или нож.

    2. Наблюдение во время игры. Умозаключения основываются за наблюдениями, какой ручкой ребенок строит конструкции из кубиков, какой рукой тянется за карандашом или игрушкой, инструментом, как ребенок будет бросает мяч.

    Ребенок ест левой рукой

    3. Проверка право- или леворукости. Посмотрите, какой рукой ребенок чистит зубы, расчесывает волосы, отбивает мяч от пола, стучит в дверь.

    4. Определение доминирующей ноги. Посмотрите, какой ногой ребенок выполняет следующие действия: сильный удар, точный удар, начало подъема или спуска по лестнице, шаг над препятствием.

    5. Определение доминирующего уха. Попросите ребенка, сидящего с руками на коленях, взять со стола и приложить к уху тикающие часы. Можно также стоять за ребенком и говорить что-то шепотом - ребенок непроизвольно повернет голову в доминирующую сторону.

    6. Определение доминирующего глаза. Здесь поможет разглядывание чего-то в телескоп или в замочную скважину. Также можно попросить ребенка, чтобы он через отверстие в бумаге понаблюдал за какой-то целью. Результаты этих простых наблюдений позволят определить латерализацию малыша, когда ему исполнилось всего несколько лет.

    Наблюдаем и помогаем

    Стоит помнить, что родители, бабушки и дедушки, няни часто невольно поощряют ребенка использовать ту или иную руку (обычно правую). Чтобы избежать последующих сложностей, к примеру, из-за перекрестной латерализации, следует давать ребенку выбор. Например, положить на стол ложку - и пусть он сам решит, какой рукой его брать.

    Помните, что леворукость у детей не является чем-то плохим. Это явление всего лишь требует большего наблюдения и помощи в трудных ситуациях. Но если у вас есть опасения, связанные с дальнейшей судьбой своего чада, проконсультируйтесь со специалистом.

    Комментариев: 4 RSS

    Конечно же быть леворуким в мире, где все заточено под праворуких очень сложно. Всегда с сочувствием смотрю на тех, кто пишет левой рукой - страшно неудобно. В этом плане клавиатура для таких просто спасение. Вот только в школе много чего писать приходится именно от руки. Однако если мягкое переучивание не проходит, то насиловать психику такого ребенка просто преступно - лучше уж понемногу приспосабливаться, а не ломать.

    Спасибо за статью.Особенно за методы проверки - ведь действительно, кроме руки, стоит проверить доминирующий глаз, ухо, ногу. Сын – левша, как только заметили, пытались ведущую роль переложить на правую руку - брать ложку, карандаш. Но почитав литературу, поняли с мужем, что таким перекладыванием работу мозга не перестроишь. Пока все нормально, но мысли о предстоящей школе не дают покоя. Хотя открытием стали специальные прописи, ножницы, карандаши, линейки для левшей. Интересно отношение современных учителей, из своего детства помню, что одноклассника переучивали.

    До трех лет еще не всегда понятно, левша или правша, может все поменяться. У меня сын левша, никогда не переучивали. Леворукость и праворукость завязана на полушариях головного мозга. Раньше многих переучивали, и ничего хорошего из этого не выходило обычно. Муж переученный - был невроз, ужасный почерк, в итоге после школы стал писать левой рукой все равно. Сейчас мир более адаптирован для левшей: ручки, ножницы, даже прописи для школы. Вот сестра у меня, амбидекстер, закончила художественную академию, отлично все делает двумя руками и совсем не страдает.

    У моих детей (они правши) много друзей, которые пользуются левой рукой. У них между собой никогда не возникало никаких конфликтов, разногласий или недоразумений на этот счет. В советские времена, если ребенок левша, это считалось отклонением от нормы. Переучивали. Травмировали психику ребенка. Ведь нельзя переучить работу полушария мозга. Хотя многие бабушки уверены в обратном.