Летопись и письменность для детей

Летопись и письменность для детей

Рассмотрим развитие летописи на Руси. Что такое узелковые письма и руны? Славянская азбука для детей.


Искусно предки книги украшали

Камнями, позолотой и эмалью.

И словно драгоценные венцы,

Евангелия старинные сияли.

В обителях послушники-писцы

Старательно умелою рукой

Строку вели усердно за строкой.

Письма славянского узорчатая вязь

Орнаментом цветочным оплелась.

А силуэты лесных зверей и птиц

Цветами, травами и стеблями вились.

Летопись для детей

Летопись

Мы, конечно, можем сразу рассказать нашему юному историку, что около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка — Нестор.

Но тогда наш малыш ничего не поймет. Поэтому давайте начнем с простого. Возьмем ваш альбом с фотографиями и начнем его смотреть (хорошо, если вы заранее выстроите фотографии таким образом, чтобы они вели все дальше и дальше в вашу родословную). У меня, например, сохранились фотографии начала XX века, а может даже и более ранние.

Рассматривайте ваш альбом, уходя все дальше и дальше вглубь веков. Рассказывайте попутно о чем-то интересном, что было в вашей семье. Хорошо, если вы подключите самых знающих родственников, бабушек, а может и прабабушек.

В конце вашего просмотра-беседы скажите ребенку, что если бы вы записывали все, что сейчас рассказывали, то получилась бы летопись, летопись вашей семьи.

Семейный альбом

А вот теперь можно упомянуть, что когда-то очень давно жил один мужчина, которого звали Нестор. Нестор год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Год в Древней Руси назывался "летом", поэтому его труд получил наименование "летопись". Итак, летопись — это запись событий по годам. На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет. Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа.

Нестор

Задание. Предложите ребенку начать писать летопись вашей семьи. Заведите "книгу", в которую вы будете записывать факты из вашей жизни, возможно, сопровождать их рисунками ребенка. Попросите помочь бабушек, дедушек, я думаю, что они с радостью согласятся передать внуку или внучке свои воспоминания.

А как вам спустя время будет интересно почитать свою "летопись"! Да и ребенок, когда вырастет, скажет вам большое спасибо!

Но ведь писать то люди научились не сразу! Ребенок тоже учится писать только в определенный момент. Так и древний народ сначала этого не умел. А как же передавали они послания?

Задание. Придумайте с ребенком свою систему передачи информации. Может это будут рисунки или письмо из палочек. Дайте малышу простор для фантазии, и он вас удивит.

Узелковые письма

Расскажите малышу об узелковых письмах из Древней Руси.

Узелковые письма

Завяжи, говорят, узелок на память. Узелок на нитке – слово. Сматываются слова в клубок-рассказ. Тяни за ниточку, читай, да на ус мотай.

Каждому слову-символу соответствовал определенным образом завязанный узелок нити, а сплетенный из этой нити клубочек был древней книгой. В славянской мифологии хранительницей таких книг-клубочков (древним библиотекарем) была Баба-Яга – хранительница мудрости.

Она давала герою сказки не просто путеводный клубочек, а книгу, в узелках которой содержится информация о том, как добраться до цели, справиться с трудностями.

История семьи

Творческие игры для малышей.

Как правильно составлять родословную? Об этом узнаем из следующей статьи.

Развивающие игры http://babyla.ru/page/games-for-kids для вашего ребенка.

Узелковые письма Русь

О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе "Калевала":

"Наносил мне песен дождик.

Мне навеял песен ветер.

Принесли морские волны…

Я в один клубок смотал их,

И в одну связал я связку...

И в амбаре под стропила

В медном ларчике их спрятал"

Задание. Попробуйте "связать" свое узелковое письмо. Узелки могу быть придуманы вами. А можете воспользоваться и древними узелками. Это задание не только познакомит вас с древними письмами, но и потренирует моторику.
Вы можете также разыграть небольшую сказку и придумать с помощью узелков задание ребенку. Только заранее договоритесь, что каждый узелок будет значить.

Руны для детей

Руны

После узелкового письма появились, так называемые, руны. Рунами – буквами-значками в давние времена на Руси писали. Древние Руны это не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а своего рода тайные образы, передающие огромный объем Древних Знаний. Знаки обозначают и цифры, и буквы, и отдельные предметы или явления либо часто используемые, либо очень важные.

Задание. Придумайте свои обозначения предметов и слов. Пусть это будут самые простые слова, которые вы используете в повседневном обиходе: мама, папа, дом, еда, одежда, игрушки и т.д. И попробуйте писать небольшие рассказы о том, что вы сегодня делали в конце дня. Или пусть малыш рисует картинку, а вы подписываете ее вашими собственными рунами, таким образом, у вас получится свое зашифрованное послание.
Малышей должна увлечь такая игра, ведь все мы любим тайны и загадки. Можно посмотреть мультик из цикла про котенка Гав "Секретный язык" (в этом мультике Шарик и Гав придумывают свой секретный язык).

Славянская азбука для детей

И только спустя много лет два монаха Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку. Она была совсем не такой, какой мы знаем ее сейчас. И в честь одного из монахов эту азбуку назвали Кириллицей.

Кириллица

Задание. Попробуйте вместе с малышом прочитать буквы кириллицы. Сравните современную азбуку и кириллицу. Можете поиграть в игру, найди такую же букву (современную) в кириллице. А чего сейчас нет, а было?

Прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.

  • Азъ – "я".
  • Буки (букы) – "буквы, письмена".
  • Веди (веде) — "познал", совершенное прошедшее время от "ведити" — знать, ведать.
  • Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде: Я ЗНАЮ БУКВЫ.

    Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

  • Глаголъ – "слово", причем не только изреченное, но и написанное.
  • Добро — "достояние, нажитое богатство".
  • Есть (есте) — 3-е л. ед. ч. от глагола "быть".
  • Глаголъ добро есте: СЛОВО — ЭТО ДОСТОЯНИЕ.

    Азбучное послание:

  • Азъ буки веде: Я ЗНАЮ БУКВЫ.
  • Глаголъ добро есте. ПИСЬМО — ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
  • Живите зело, земля, ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ.
  • И, иже како люди, КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ.
  • Мыслите нашъ онъ покои. ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
  • Рцы слово твердо — НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЕННО.
  • Укъ фъретъ херъ. ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ.
  • Цы, черве, шта ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ.
  • Ъра юсъ яти! СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ.
  • Интересно? А хотите получить более наглядное представление о том, что представляла собой письменность наших славянских предков (насколько это возможно)?

    Попробуем восстановить смысл словосочетания "ОБРАЗ ЖИЗНИ".

    "О-Б-Ъ-Р-АЗЪ" — это аббревиатура и состоит из буквиц: Онъ, Богъ, Еръ, Рцы, Азъ
    Сложив смысл каждой буквицы получаем: ОН БОГОМ ТВОРИМЫЙ РЕКОМЫЙ АСОМ.
    "ЖИ-З-Н-Ь" — тоже аббревиатура: Живот, Земля, Нашъ, Ерь
    Это значит: ЖИВОТ ЗЕМЛИ НАШЕЙ, СОЗДАННЫЙ СВЫШЕ.
    Задание. Поиграйте с ребенком в "загадки" старой азбуки. Вы можете придумывать сами "шифровки", и толковать смысл. Это очень хорошее задание для развития логики.

    Спросите ребенка. А что сейчас требуется для письма? Попробуйте отгадывать загадки.

    Черный Ивашка,

    Деревянная рубашка,

    Где носом проводит,

    Там заметку кладет. (Карандаш)

    Без языка,

    Без голоса,

    А все расскажет. (Книга)

    Тридцать три сестрички –

    Ростом невелички,

    Если знаешь наш секрет,

    Мы покажем целый свет. (Алфавит)

    Оно так часто просит пить,

    Но понемногу пьет.

    А если будешь торопить,

    И целиком его топить

    Наделает хлопот. (Перо)

    То я в клетку, то в линейку.

    Написать по ним сумей-ка!

    Можешь и нарисовать,

    Что такое Я? (тетрадь)

    Говорит она беззвучно,

    А понятно и нескучно,

    Ты беседуй чаще с ней,

    Станешь впятеро умней. (Книга)

    Буквицы
    Задание. Почитайте с малышом старые сказки, былины. Обратите внимание на то, как писалась первая буква. Ее рисовали больше других и красиво расписывали. Называлась она буквица.
    Займитесь творчеством и нарисуйте несколько буквиц. Украсьте их каждый раз по-разному, это могут быть краски, карандаши, пластилин, аппликация.