Наказание для ребенка

Наказание для ребенка
Продолжая тему приучения ребенка к дисциплине и послушанию, нельзя не сказать о наказаниях. Увы, современные методы не учат ребенка, как поступать правильно, ведь обычно мы, родители, говорим, что не нужно делать ребенку, а если он ослушался, то наказываем его. При этом не показывая, как же делать правильно. Да и меняться ребенок при таких методах наказания не может.

Почему и для чего мы наказываем детей? Какова наша цель? Наверняка, многие родители ответят, что цель наказания - донести ребенку, как не нужно делать. Чтобы он понял, что поступил нехорошо и больше так не делал.

Если подумать, то цель вполне правильная, а вот реализация цели не слишком хороша. Ведь если разобраться, что происходит во время наказания, то сразу становится понятно, что дела плохи. Как правило, в период наказания ребенок испытывает страх, злость, обиду, вину, унижение, стыд. Наказание – это очень неожиданно для ребенка, ведь у него не было права выбора.

Зная это, поставьте себя на место малыша и задумайтесь: переживая подобные чувства, вы можете находиться в ресурсном состоянии? Способны ли вы осознать, как нужно поступать, и что было сделано неправильно?

Одной из причин «плохого» поведения ребенка является желание получить внимание, поэтому, наказывая ребенка, вы как раз даете его, хоть и в негативном ключе. Чаще всего наказание – это некий «пост-фактум», ведь ребенок не получает его сразу после совершения нежелательного действия. И до этого никто не предупреждает малыша о последствиях.

Большая часть наказаний вообще не имеет смысла, ведь причина и следствие не связаны друг с другом. Например, не убрал игрушки – не будешь смотреть мультики. Опрокинул банку с вареньем – шлепок по попе и так далее.

Это далеко не единственные меры наказания:

  • Лишение чего-то желанного;
  • Поставить в угол;
  • Игнорирование (или наказание молчанием);
  • Физические наказания (шлепки, ремень и другое).
  • И все эти наказания по-разному действуют на ребенка.

    Влияние наказаний на ребенка

    Ребенок проецирует наказание на игрушки

    Первое, что возникает у ребенка в момент наказания – это страх. Ведь он не может изменить ситуацию, так как она уже произошла. Соответственно, малыш лишается права выбора, ведь возможно, если бы он заранее знал о последствиях своего поступка, поступил бы иначе.

    Поэтому, единственное, что ему остается – это беспомощно принять то наказание, которое вы ему подготовили. Перед страхом наказания дети начинают обманывать взрослых, скрывать свои поступки. Ведь, если малыш что-то сделает, и вы спросите - кто стал виновником, он наверняка соврет, боясь, что вы его отругаете.

    Страх наказания заставляет ребенка врать.

    Помимо того, что наказания заставляют детей испытывать страх, стыд, врать, они еще смешивают любовь и агрессию, выставляя вас не в лучшем свете. Ведь ребенок видит вашу неспособность с ним договориться и тем самым он чувствует, что имеет власть над вами (особенно это касается физических наказаний).

    Также они ориентируют на прошлое и вовсе не развивают будущее, а в итоге ваши отношения с ребенком только ухудшаются, ведь его поведение не меняется.

    Физические наказания влияют на ребенка не менее сильно, чем эмоциональные, ведь малыш начнет проявлять агрессию к вам и к другим деткам, думая, что раз вы его бьете, значит и ему можно.

    Конечно, в некоторых ситуациях избежать удара по попе просто невозможно, но тогда следуют извиниться перед малышом и сказать, что вы были неправы.

    Следует помнить, что дети очень быстро учатся бояться не того, что они совершили ошибку и что-то натворили, а именно реакции родителей. По факту взрослые получают бразды правления и контроля только через страх и в эту же минуту, но при этом не решают саму проблему. Да, ребенок может перестать делать то, что вам не нравится, но не потому, что понял это. А из-за страха быть отшлепанным.

    Мама шлепает ребенка

    Систематический страх по отношению к человеку, которого он безмерно любит, вызывает невротическое состояние и формирует базовый невроз. В последствие этого, малыш просто не сможет выстраивать здоровые, близкие отношения с другими людьми.

    Глядя на то, как вы, давая ему шлепки, не можете контролировать свои эмоции, ребенок начинает считать, что этого делать и не нужно. Таким образом, в голове малыша возникает мораль – прав тот, кто сильнее. И эти мысли скажутся на его отношении с другими детками и животными.

    Также телесные наказания нарушают формирование совести у ребенка. Он считает, что получая физические наказания, искупает свой проступок. При этом здоровое чувство вины, при котором ребенок понимает, что натворил – не развивается. Особенно это опасно для девочек, ведь если в их будущей семье будет место насилию, то они будут воспринимать это как нормальное явление. А те девочки, которых никогда не наказывали физически, будут отстаивать свою честь, если какой-то мужчина поднимет на них руку.

    Поэтому, что бы ни случилось, никогда не поднимайте руку на своего ребенка. Лучше замахнитесь на него, но не бейте.

    Но как же воспитывать ребенка, если не наказывая? Тут на помощь приходит новый метод.

    Последствия поступков

    Вместо наказания используйте «Последствия поступков», это очень эффективный и уважительный способ научить ребенка вести себя правильно.

    Этот способ делится на два вида: естественный и логический. Объединяет эти два способа, что малыш видит то, к чему приводят его действия. Это и отличает его от привычного наказания.

    Итак, вам необходимо:

  • Объяснить ребенку, четко и последовательно, какого конкретно поведения вы от него сейчас ожидаете. Вы не говорите ему «Не делай того...» Вместо этой фразы используйте «Сейчас я ожидаю, чтобы ты сделал...».
  • Всегда говорить ему о том, что будет, если он сделает не так, как вы просите. Вы говорите, что если ребенок сейчас не уберет комнату, то будет вполне логическое последствие. Мама сама сложит игрушки, и раз малышу они сейчас не нужны, то она их уберет на несколько дней.
  • Предоставьте ребенку сделать выбор, основываясь на том, что уже прочли. После малыш уже сам отвечает за свое решение. Например, либо малыш сам складывает все игрушки и далее продолжает с ними играть, или же лишается их на пару дней.
  • Важно связывать поступок и последствие логическим путем. Вы должны отключить себя эмоционально, показать, что вам все равно, и выбор за ним. Это важно для того, чтобы ребенок не чувствовал ваше давление.

    Последствия поступков

    Если после вашего объяснения малыш все-таки выбрал не складывать игрушки, вы обязательно приводите свое предупреждение в действие. Без криков или упреков, ведь он должен знать, что вы не шутили.

    Такие последствия учат ребенка следующим вещам:

  • Правильному поведению в будущем.
  • Знанию того, что у малыша есть выбор и он может его сделать, при этом не допустив плохих последствий.
  • Уважению и достоинству.
  • Серьезности к вашим словам.
  • Малыш не винит вас в том, что произошло, ведь он сам сделал этот выбор.
  • Естественные и логические последствия

    А теперь разберем детальнее два вида последствий.

    Естественные последствия (ЕП) – это когда родитель не вмешивается в ход событий, ведь все происходит само по себе и так, как должно быть. Жизнь является учителем для ребенка.

    ЕП нельзя использовать из-за некоторых причин:

    1. Если ребенку меньше 2,5 годиков;
    2. Если ситуация опасна;
    3. Если они нарушают прав другого человека;
    4. Если эти последствия не затронут самого малыша.

    Самый простой пример, это если вы заранее скажете ребенку собрать рюкзачок в школу и положить все книги. Если он этого не сделает, то учительница наверняка его отругает, и малыш должен это почувствовать.

    При этом важно не вмешиваться в процесс, заранее сказать ему, что не будете этого делать, и самое главное – не спасайте ситуацию! Позвольте ребенку учиться самому.

    Естественные последствия поступков

    Также важно не злорадствовать, если малыш все-таки получил свой урок. И помогите ему найти выход из этой ситуации в следующий раз. Подбадривайте его, что у него все получится.

    Логические последствия (ЛП) – создаются взрослыми, а не происходят сами. Они вытекают из поведения ребенка.

    Правила применения:

  • Объясните заранее, что будет, если малыш не послушает вас.
  • Говорите спокойным, уверенным и доброжелательным голосом.
  • ЛП должны быть разумными по длительности. Т.е. вы лишаете ребенка чего-то максимум на 2-3 дня, а не на наделю или месяц.
  • Если они связаны исключительно с нежелательным поведением ребенка. Например, ребенок не выключил телевизор в указанное время, а вы не взяли его в гости. В этом случае нет логики.
  • Конечно, все эти способы могут не сработать сразу и прежде, чем вы увидите результат, нужно будет пережить несколько дней слез и истерик. Но в итоге ребенок будет думать прежде, чем что-то делать.