Подбираем сказки для детей

Подбираем сказки для детей

Каждый родитель наверняка знает, что сказки являются неотъемлемой частью жизни любого ребенка. Сказки позволяют понять малышу, что такое хорошо, а что такое плохо, как себя вести, если трудно, и извечное «добро всегда побеждает зло». Отчасти, сказки задают некий образец того, как необходимо жить в мире.

Безусловно, чтение сказок очень полезно для ребенка, особенно в раннем возрасте. Это позволяет малышу двигаться вперед и преодолевать трудности, как герои его любимых рассказов.

В настоящее время недостатка в книгах не хватает, ведь множество издательств выпускают новые или переиздают старые сказки. Но часто родители сталкиваются с тем, что дети отказываются слушать сказку, ведь она им неинтересна. Почему так происходит?

Основные причины, почему дети не воспринимают сказки:

  • Наличие непонятных и сложных для ребенка слов. Например, если в сказке идет речь о кочережке или полене, а ребенок никогда не слышал подобных слов, то ему будет непонятно, о чем идет речь. И соответственно, не интересно.
  • Сюжет сказки не соответствует возрасту ребенка. Слишком легкие или сложные сказки не по возрасту ребенка просто отталкивают малыша, ведь для трехлетки или пятилетки нужны разные книжки.
  • Слишком длинная сказка. Длинные сказки сложны для восприятия, и малыш просто уснет, слушая ее.
  • Несоответствие интересов ребенка.
  • Малышу сложно воспринимать информацию на слух.
  • Увы, именно последний пункт часто игнорируют родители, так как он не такой очевидный. Поэтому стоит остановить на нем свое внимание.

    Восприятие информации на слух

    Со сложностью восприятия информации на слух ребенком сталкиваются многие родители, но не все понимают, что проблема именно в этом. Обычно это касается маленьких деток, которые плохо говорят. Им сложно слушать сказку, даже если она и интересная.

    Например, если взрослый человек говорит с кем-то по Skype, и в этот момент падает скорость интернета, вы начинаете слышать собеседника отрывками, но вашего опыта и словарного запаса хватит на то, чтобы понять, что он пытался сказать. А вот у малышей, этой возможности нет.

    Ребенок читает сказки

    Ребенок не понимает некоторых слов и не может вовремя соединить услышанные слова. Из-за этого в его голове происходит путаница, так что чаще всего малыш отказывается слушать сказку, ведь просто ее не понимает и ему тяжело ее воспринимать.

    Не стоит забывать, что чем младше ребенок, тем сложнее ему концентрироваться на том, что он делает. Как же найти выход из этой ситуации?

    Решение проблемы с восприятием сказки на слух

    Как ни странно, а решение данной проблемы именно в том, чтобы рассказывать малышу сказки. Если вы будете рассказывать ребенку сказки, начиная от самой легкой, то к концу дойдете до того уровня, когда можно читать ребенку сказки посложнее. Но с чего же начать?

    Возможно, первое, что необходимо сделать, это отложить сказки в сторону и выбрать для начального этапа – стихи. Но и к этому вопросу необходимо подойти ответственно. Каким бы рифмованным он ни был, но если стих сложный, ребенок тоже его не поймет. Если есть возможность, стоит показать и рассказать ребенку в процессе чтения стихотворения о том, о чем идет речь. Если вы читаете ему стишок про мальчика с батоном, то следует остановиться и спросить, видел ли он его? Какие батоны есть в соседнем магазине? Или какого размера тот, что мы вчера купили?

    Многие родители считают, что стоит начинать с прозы, но это ошибочное мнение, ведь она не всегда легче. Проза не подойдет, если словарный запас малыша мал, или же в ней множество метафор, словосочетаний. Разумеется, есть детки, которым нравится слушать описания, но далеко не всем.

    Нет точного мнения о том, с чего стоит начать – со стихотворения, прозы или сразу со сказки. Необходимо смотреть конкретно по ребенку, ведь все детки разные.

    Папа читает детям сказки

    Но вернемся к сказкам, ведь они очень важны не только для духовного развития малыша, но и с точки зрения культуры. Например, вы переехали заграницу, но хотите, чтобы ребенок знал о той стране, где родился, познакомился с менталитетом жителей, традициями и т.д. Сказки, как ничто другое, могут в этом помочь. Национальные сказки, песни, прибаутки помогут познакомить ребенка с той культурой, о которой идет речь. Но есть в них и один минус. Так как написаны они много лет назад, то порой в тексте появляются те слова или же иллюстрации, смысл которых малышу непонятен. Он не знает этих слов и ему сложно проникнуться историей.

    Сказки о животных

    В отдельную категорию можно отнести сказки о животных, у которых главные персонажи – это не люди. Например, овечка Долли. Слушая подобную сказку, ребенок может не понять ее, особенно, если дело касается современных деток, живущих в городе. Они никогда не видели овечек и не знают, что же это за животные. Конечно, у современных авторов, на первый план выходят люди, но это не значит, что сказки про животных не стоит читать.

    Вообще, важно, чтобы книжка цепляла именно вашего ребенка и провоцировала его на отклик.

    Как понять, что ребенок запомнил сказку?

    Прежде всего необходимо выяснить, что же ребенок понял из этой сказки и что он в ней услышал. Ведь все мы знаем, что сказка дает возможность лучше узнать этот мир. Многие скажут, что необходимо попросить ребенка, рассказать содержание сказки, и сразу все станет понятно. Но скорее всего, малыш не сумеет ответить на этот вопрос, иногда в силу своего возраста. Другое дело, если вы выясните это в процессе игры. Например, вы спросите, где у колобка глазки, а где тут волк? Или попросите малыша показать колобка, с помощью мячика или же просто кулачка. Таким образом, вы ненавязчиво выясните, что запомнил малыш.

    Если малыш чуть постарше, то можно задавать ему более сложные вопросы. На примере того же колобка можно спросить – а видели ли баба и дед, что колобок укатился? В самой сказке этого нет, так что ребенку придется самому это решить. Или же – чтобы сделали баба и дед, если бы увидели, что колобок покатился?

    Мама читает дочке книжку

    Подобных вопросов может быть много, главное - ваша фантазия и желание развивать тему, дабы поддержать интерес ребенка. Не бойтесь фантазировать и придумывать разные идеи. Важно, чтобы ребенок погружался в эту идею, ведь проигрывая сказку в разных вариантах, он погружается в мир сказки. Но, если малыш не прожил и не пропустил сказку через себя, то смысла от них очень мало.

    Если ваш малыш очень подвижный и ему сложно усидеть на месте, слушая сказку, можете использовать прием – «Покажи мне». Например, вы читаете сказку «Волк и семеро козлят» и вот на протяжении всей сказки просите малыша показать, как выглядит волк, как он рычит, как бегают козлята, какие звуки они издают. Таким образом, ребенку будет интересно, и он будет запоминать то, что вы ему читаете. Он расслабится и будет эмоционально включенным. А начинать читать сказку ребенку нужно в том возрасте, когда он начнет говорить и не ранее. В любом случае, необходимо ориентироваться на словарный запас малыша.