Уверен ли ваш ребенок в себе?

Уверен ли ваш ребенок в себе?

В этой статье поговорим об индивидуальных особенностях детей. Понимать и знать, какой у вас ребенок - это важная часть воспитания его уверенным в себе. Кроме того, рассмотрим вопросы о том, как наблюдать за ребенком. Без наблюдения невозможно по-настоящему узнать, каковы индивидуальные особенности ребенка. Поговорим о том, является ли уверенность врожденным качеством, чтобы сразу закрыть тему под названием "в нашей семье все дети рождаются такими".

И, наконец, поговорим о том, как понять, как сделать выводы о том, насколько ребенок в целом уверен или не уверен в себе. С нами, взрослыми, тут все и проще, и нет - наша уверенность в себе может изменяться под воздействием окружающей среды, социума и наших близких. В каких-то ситуациях мы можем быть очень уверены в себе, а в каких-то совсем не уверены. Дети, находясь под нашей опекой, пока реже сталкиваются с социумом без нас, и соответственно его влияние будет слабее. Поэтому и предполагать наличие у них уверенности в себе или наоборот, сложностей с уверенностью, проще.

Индивидуальные особенности

Каждый из наших детей неповторим и уникален. Кто-то может быть похож на кого-то. Про кого-то порой так и хочется воскликнуть: "J, да это же прямо как у нас, ну надо же как похоже!" Но при этом дети хотя и действительно могут быть похожи друг на друга, все равно уникальны. Даже в одной семье, даже близнецы.

Что отличает людей друг от друга?

  • Особенности и скорость реакции на те или иные события. Кто-то реагирует медленно, а кто-то быстро.
  • Особенности и скорость включения в действие. Кому-то нужно раскачиваться и настраиваться, а кто-то поймал с полуслова.
  • Скорость утомляемости - кто-то очень быстро устает, почти сразу. А кто-то может держаться очень долго и без видимых усилий.
  • Скорость обучаемости - кому-то нужно 100 раз показать, повторить и еще столько же самому попробовать, а кому-то и раза услышать хватит - он уже сам научился.
  • Доверие или нет к окружающим людям, легкость во взаимодействии, приверженность четким ритуалам и ритмам или ее отсутствие. Ранимость, нежность, восприимчивость, чуткость, толстокожесть, обидчивость.
  • За эти области, а точнее за тяготение к тем или иным проявлениям отвечает темперамент. Важно, чтобы вы знали, кто ваш ребенок по темпераменту. И кто по темпераменту вы - родители. Особенно это важно знать и понимать когда вы с ребенком по темпераменту различаетесь.

    Люди различаются потребностью в общении с другими. Кто-то без общения не представляет своей жизни - общение это источник радости, источник энергии. Кто-то наоборот настолько от общения устает, что стремится всем силами его избегать. За это отвечает экставертированность или интровертированность характера. То есть направленность характера вне человека или внутрь себя. Знать эту особенность в общении нужно для того, чтобы верно строить свои ожидания и корректировать их с т.з. реальных возможностей ребенка.

    Люди различаются тем, как они учатся и воспринимают новую для себя информацию. Кто-то нуждается в рассказе, а кто-то поймет новое только если он порассматривает схемы, картинки. А кто-то может выучить что-то новое, только гуляя или качаясь вниз головой на спорткомплексе. Это будут аудиалы, визуалы и кинестетики. Это то, с чем ребенок родился, что сформировалось в нем еще до рождения.

    А еще есть внутренние правила и установки семьи, ритуалы и традиции, взгляды и убеждения. Они тоже оказывают влияние на ребенка и формируют его характер.

    Мы не всегда на 100% точно можем утверждать что в ребенке от рождения, а что от воспитания - так сливаются порой эти особенности и нюансы поведения. Но это и неважно, по большому счету, от природы или от воспитания. Куда важнее, что именно мы видим в ребенке, какие особенности у него есть. И как они сочетаются с вашими ожиданиями и желаниями. Потому, что это очень важно для построения уверенности.

    Давайте вместе с вами (родителями) сделаем акцент на индивидуальных особенностях вашего ребенка:

  • Какой он, ваш ребенок?
  • Что вы про него знаете?
  • Какие особенности у него есть?
  • В чем проявляются его индивидуальные черты?
  • Нравятся ли они вам? Или не очень? А может быть есть и такие, которые и нравятся, и нет одновременно?
  • Похож ли ваш ребенок на вас? Или он совсем другой?
  • Понимаете ли вы его?
  • Наблюдения за ребенком

    Наблюдение за ребенком

    Живя рядом с ребенком, общаясь с ним каждый день, воспитывая его и взаимодействуя с ним мы, как правило, довольно неплохо знакомы с тем, каков наш ребенок, что любит, а что нет, что умеет, а что нет. Иногда даже мы знаем ответ на вопрос "а почему все именно так, а не иначе". Но порой мы так увлекаемся ежедневным бытом и уходом, что перестаем замечать разные нюансы - ведь казалось бы мы и так рядом, чего больше? Но на практике оказывается, что просто быть рядом и адекватно реагировать на потребности ребенка очень сложно, если не отдаешь себе отчет в том, а что сейчас происходит. А вот вникать, понимать и отдавать себе отчет помогает простое наблюдение.

    Допустим, мы видим, что ребенок тушуется при виде маминой знакомой. Что это значит? Пока ничего, пока это значит лишь что нужно понаблюдать - разовый ли это случай, или ребенок всегда тушуется при виде этой тети. А как ребенок ведет себя с другими людьми? С кем-то тушуется, а с кем-то нет? Тогда стоит понаблюдать и поразмышлять над разницей - чем первая группа отличается от второй. Может быть, она будет в том, что первая группа сразу лезет к ребенку с вопросами, а вторая вообще будто его не замечает? Отличное наблюдение. Теперь вы можете легко сделать выводы о том, как поддержать ребенка и помочь ему в том случае, когда к вам приближается кто-то из знакомых первой группы.

    Вот так, через простое наблюдение и анализ можно узнать о своем ребенке что-то новое и очень важное. В том числе для того, чтобы он мог расти уверенным в себе. Ведь если не знать, что ребенок не любит, когда его сразу хватают в оборот - трудно удержаться от упреков и замечаний.

    Без наблюдения, без этого навыка нам может быть крайне сложно точно и вовремя понять или почувствовать, узнать или услышать что-то особенное о нашем ребенке. Не наблюдая и не анализируя, мы можем не увидеть какие-то изменения, которые произошли в ребенке, не заметить новые возникшие потребности или интересы, не заметить, что ребенок уже, к примеру, не нуждается к каких-то старых методах или предметах, не вслушиваясь в слова и их смысл — можно пропустить что-то важное или нечаянно оставить без внимания само обращение малыша.

    Активно наблюдать (смотреть и слушать) значит действительно обращать внимание на то, ЧТО ребенок делает и говорит, что пытается сделать и каковы его успехи, а что пока еще выше их возможностей или понимания.

    Наблюдать значит полностью убрать свои предположения, ожидания, уверенности. Все это пока не нужно - нужно научиться видеть реального ребенка, такого, какой он есть.

    Наблюдать значит только смотреть - не вмешиваясь в деятельность ребенка. Ему можно помогать, если ребенок об этом просит, но только после просьбы. Но лучше, если даже помощи не будет. Хорошо, если ребенок вообще не догадывается о том, что вы за ним наблюдаете. Поэтому избегайте с ним встречаться даже взглядом - чтобы не смутить его, чтобы не спровоцировать неестественного поведения.

    Наблюдать - значит максимально отстраниться, стараться смотреть как бы со стороны. И постоянно спрашивать себя - что я сейчас вижу? Что это означает? Как было в прошлый раз?

    Ведя наблюдения, желательно делать записи - когда и что наблюдали, как поняли то, что увидели. Потому что память может подводить, а записи - нет. Но это необязательно.

    Что мы наблюдаем:

  • чем ребенок занимается? что он любит, а чего избегает?
  • как он это делает? сосредоточенно и вдумчиво или на бегу, поверхностно?
  • чем ребенок предпочитает заниматься, будучи предоставленным самому себе?
  • как он предпочитает знакомиться с новыми для него предметами, явлениями или людьми?
  • как он реагирует в разных ситуациях? Насколько он расслаблен или напряжен?
  • как он ведет себя, когда ему трудно? К кому обращается за помощью, и как эта просьба выражается?
  • насколько уверенно он себя чувствует в разных ситуациях - и знакомых ему, и нет?
  • как он себя ведет, когда он явно вынужден выходить из своей зоны комфорта?
  • как часто ребенок ноет, капризничает и вообще предпочитает добиваться желаемого деструктивными методами? Что прячется за его поведением? Он мог бы в этом случае вести себя иначе, и что ему для это не хватило?

  • Наблюдайте не только за ребенком, но и за собой. Как вы реагируете на его поведение, если вам что-то не нравится? А если нравится? Каковы вы, когда у вас плохое настроение?

    Выбирайте для наблюдений время, когда вы никуда не спешите, расслабленны, и у вас хорошее настроение. Ребенок при этом тоже активен, здоров. Конечно, если у вас нет задачи целенаправленно понаблюдать за тем, что будет, когда все плохо. Но тогда нужно запастись мужеством и вознаграждением для себя - в конце.

    Садитесь тихонько рядом - и просто смотрите на то, что и как ребенок будет делать. Пометки можно делать сразу - если это не будет ребенка отвлекать, а можно потом - когда вы закончите.

    Можно наблюдать в процессе совместной игры, хотя это сложнее, чем наблюдать, сидя отдельно. Можно наблюдать за игрой, за чтением книжки, за тем, как ребенок что-то самостоятельно делает, за тем, как он общается с другими людьми.

    Маленький момент - садясь наблюдать было бы хорошо заранее немного представить себе, что бы вы хотели понаблюдать сегодня. Так наблюдение будет более целенаправленным. Но иногда и спонтанное наблюдение может быть интересным и полезным.

    После окончания наблюдения обязателен анализ - что это было, какие есть версии и почему все пошло так, как пошло. Какие выводы можно сделать - и можно ли. Или пока рано и нужно еще понаблюдать в других ситуациях и условиях.

    Уверенность - врожденное или приобретенное качество?

    Уверенный в себе ребенок

    Может ли так быть, что есть дети, которые сразу родились с приятным "бонусом", с уверенностью в себе. И может ли так быть, что есть дети, которым сразу неповезло, они уже родились, обладая неуверенностью?

    Вообще-то нет. Каждый ребенок может вырасти уверенным в себе человеком. У любого ребенка есть шанс верить в себя, свои возможности и силы. Но от чего зависит итог?

    Итог зависит от многих факторов. С самого рождения и в первые годы, пока ребенок много времени проводит в семье, его уверенность зависит от родных и близких. То, как мы строим отношения, как и что предлагаем ребенку, какие условия создаем, все это формирует его понимание о мире, о самом себе.

    В норме в это время у ребенка закладывается базовое доверие к миру. Что это за такое доверие?

    Как писал американский психолог Эриксон, который, собственно, этот термин и стал использовать первым, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. И это - первый шаг к уверенности. Когда мы знаем, что мир хорош, что окружающие люди хороши, то нам реально доверять им, верить им, а дальше и себе верить.

    На основе базового доверия к миру, ребенок начинает что-то понимать про себя. Что я могу? Что я хочу? Какой я? И если ответы на эти вопросы нравятся самому ребенку, он верит в себя. А вот на это мы, родители, можем очень мощно влиять. По сути, именно от нас все и зависит на данный момент. Мы можем создать такие условия, чтобы ребенок знал про себя, что он хорош, и что мир хорош.

    Что происходит дальше, когда малыш растет? Он все больше и больше начинает общаться с разными людьми: с другими детьми, другими взрослыми, он попадает в детский сад или на занятия, начинает общаться со своими первыми педагогами или тренерами и т.п. И вот этот новый опыт, опыт общения уже не только в семье, но и в социуме, он дает новую информацию ребенку. Его представления о самом себе начинают меняться. В этот момент влияние родителей все еще остается, конечно. Но уже не только оно определяет самооценку. И чем старше становится ребенок, тем меньше могут сделать родители, и тем больше влияние других людей будет сказываться на уверенности ребенка в себе.

    А где же сам ребенок? Неужели его личность, его разум не играют никакой роли? О, еще как играют. Только вот какой нюанс. Чем личность более зрелая, тем ей легче самой находить свои ответы, а не "подсматривать" ответы в семье или в окружении. А вот чем меньше зрелости, тем сложнее услышать себя, поверить себе, фильтровать ту информацию, что мы получаем о себе. А процесс созревания, вырастания нами как людей, это оооочень долгий и непростой процесс. Есть люди, которые вполне могут называться зрелыми к 18 годам, но, к сожалению, есть и такие, кто в 40 скорее большие дети, чем настоящие взрослые. И вот таким "переросткам" сложно верить в себя и свои силы как раз в силу того, что они еще так и не смогли вырасти.

    Какие из всего этого можно сделать выводы?

  • Каждый ребенок может вырасти уверенным в себе.
  • Чем младше наши дети, тем у нас больше возможностей помогать им верить в собственные силы и возможности.
  • Чем старше становятся дети, тем больше социальное окружение оказывает влияние на их веру в себя.
  • Уверенность-неуверенность - признаки

    Неуверенный в себе ребенок

    Как понять, уверен ли в себе ребенок? Пока он совсем малыш, у нас очень мало вариантов. Мы можем только наблюдать за ним. Как это делать, мы написали выше.

    В каких же ситуациях нам стоит наблюдать за ребенком, чтобы делать какие-то выводы?

    Новые, необычные ситуации в жизни ребенка.

    Например, вы пришли в гости в новое место, ребенок не знает никого там. Разным детям потребуется разное время для освоения на новом пространстве. Нас будет интересовать не это. Как при этом ребенок будет себя чувствовать. Он будет спокоен и заинтересован? Он будет наблюдать со стороны, но не выказывать признаков напряжения и страха? Тогда мы можем предполагать, что он уверен в себе.

    Если же будут слезы, прятки за маму, может быть агрессия по отношению к другим людям, вызывающее поведение и другие неспокойные проявления, то скорее ребенок не уверен в себе.

    Сложные ситуации, задания с которыми не получается справиться.

    Начал одеваться, запутался. Пытался соединить детальки конструктора - не вышло. Рисовал рисунок, остался недоволен.

    Уверенный в себе ребенок в таких ситуациях будет расстраиваться также, как и неуверенный, и это совершенно нормально. Если природа темпераментом не обделила, то сложная одежда и детали конструктора могут запросто полететь в разные стороны, на пол, в стенку и т.п. И все соседи будут в курсе, что что-то пошло не так. Это совершенно понятная реакция - расстроился ребенок. И по реакции мы не можем однозначно судить об уверенности в себе. Отличия будут в другом. В том, когда ситуация повторится. Когда снова надо будет одеться, нарисовать, соединить, застегнуть, залезть и т.п.

    Уверенные дети будут пробовать повторить. Эта попытка повторить может быть сразу после неудачи или только при следующем случае. Неуверенные дети будут отказываться, сразу просить помощи, протестовать, плакать и т.п., лишь бы снова не пробовать. И не важно, сколько после неудачи прошло времени. Они уже знают про себя: я это не смогу.

    Общение с другими взрослыми.

    Например, вы встречаете на улице знакомого взрослого. Вы успеваете заранее напомнить ребенку, кто этот человек (дети могут просто не помнить, забыть, не узнать), поздороваться сами, а ребенок отворачивается, кривляется, мотает головой, прячется, убегает и т.п. Скорее всего, он не уверен в себе (если, конечно, взрослый сам не провоцирует ребенка на такое поведение отсутствием тактичности или вежливости по отношению к ребенку).

    Такая ситуация может происходить не только с незнакомыми людьми, но с близкими.

    Казалось бы, приехала любимая бабушка, которую ребенок хорошо знает и ждет, но ребенок не бежит ее встречать, а наоборот, прячется под стол и кричит, чтобы она уходила.

    Уверенные в себе дети не обязательно будут прямо с ходу радостно бросаться на шею и общаться. Ребенок запросто может не хотеть общаться в данный момент с чужой тетенькой, с любимым дедом. Но они при этом не будут устраивать "концерт" по этому поводу. Скорее это будет примерно так: О, привет! Ну, я пошел, у меня дела.

    Умение отказаться.

    Казалось бы, что проще, сказать "нет", когда не хочешь? Но мы-то, взрослые, знаем, что бывают ситуации, когда это самое "нет" очень сложно сказать.

    В принципе, около 1,5 - 2 лет все дети начинают использовать это волшебное слово. И многие родители бывают совсем не счастливы от этого. Мы еще будем об этом говорить дальше. Но сейчас важно понять, если наш ребенок старше этого возраста, насколько легко он может сказать "нет" в разных ситуациях:

  • может ли отказать нам (Ты хочешь кушать? - Нет, пока не хочу, спасибо).
  • может ли отказать чужому взрослому (Тебе не холодно? - Нет, спасибо).
  • может отказать другому ребенку (Давай играть в поезд - Нет, я хочу в самолет).

  • Реакция на критику, замечания.

    Вот если вы что-то читали или слышали про уверенность в себе, то знаете, что критерием уверенности является спокойная реакция на критику. Например, вы приготовили суп, муж попробовал и сказал: нет, дорогая, у тебя бывали супы и получше. А вы так спокойно улыбаетесь и выливаете оставшийся суп на голову супругу и делаете какие-то выводы.

    Так вот с детьми все сложнее. В принципе, критиковать маленьких детей не очень хорошая идея. Дело в том, что до появления критичности мышления (это примерно 6-7 лет), ребенок все принимает на свой счет. То есть вы ему про неаккуратный рисунок, а он в этом будет слышать "ты - плохой". И даже если мы сознательно пытаемся отделить, что ты - замечательный, а вот рисунок - не очень, чаще всего, это не помогает. И ребенок так или иначе воспринимает замечание лично. А вот дальше реакция зависит от многого. Кто-то более буйный, может и покричать, что его рисунок прекрасен, а ты мама ничего не понимаешь в современном искусстве. Кто-то может вообще проигнорировать, мол говорите - говорите, я то знаю, кто тут будущий Пикассо. А вот кто-то может реально расстроиться, заплакать, начать переживать. Вот только последние дети, скорее всего, не уверены в себе.

    Очень часто родители по тому, как ребенок общается с другими детьми, тоже делают выводы об уверенности. Собственно, это логично. НО! Важный момент в том, что часто бывает сложно разделить неуверенность в себе и неумение играть и общаться, а также отсутствие как такового в данный момент желания играть.

    То есть, попросту говоря, ребенок может сторониться сверстников не потому, что не уверен в себе, а потому что не хочет играть, не стремится играть в совместные игры в данный момент или в принципе. И конфликты во время игры и общения тоже не всегда говорят про неуверенность. Поэтому постарайтесь такие ситуации не включать на данный момент в оценку уверенности ребенка.

    Одним словом - наблюдайте, думайте и анализируйте ситуации, в которых ваш ребенок ежедневно оказывается. Только так вы сможете сделать более менее точные выводы о том, уверен ли ребенок в себе или нет.

    Тест Пипа Уилсона

    Тест Пипа Уилсона

    Еще один вариант оценить уверенность - тест Пипа Уилсона (Pip Wilson). Этот тест можно использовать не раньше 5 лет!!!

    Он был создан для школьников, но как показывает опыт, дает неплохие результаты даже у детей чуть помладше. Тест был предназначен для оценки адаптации младших школьников. Позже его стали использовать и для взрослых, у него появилось несколько "братьев - близнецов". Нам он тоже может помочь оценить эмоциональное состояние ребенка, его уверенность в себе.

    Покажите ребенку картинку и попросите внимательно рассмотреть. А дальше задайте вопрос: как ты думаешь, какой человечек больше всего похож на тебя?

    После того, как ребенок выберет, попросите его показать человечка, который ему больше всего нравится. Выбор второго человечка расскажет нам о том, каким бы ребенок хотел быть. Кстати, для уверенного ребенка, это вполне может оказаться один и тот же человечек.

    Расшифровка результатов теста:

  • Выбор 1, 3, 6 или 7 человечков - выбор уверенного ребенка, который не боится никаких препятствий и преград.
  • Человечков 2, 11, 12, 18 или 19 выбирают общительные дети, которые рады оказывать помощь другим, эти люди достаточно уверены в себе.
  • Человечек под номером 4 радуется жизни, но старается добиться успехов без преодоления трудностей. Это достаточная уверенность в себе.
  • Номер 5 — выбор ребенка, который часто бывает уставшим, чувствует себя слабым, это выбор ребенка неуверенного в себе.
  • Номер 9 выбирают веселые подвижные дети, которые вполне уверены в себе.
  • Выбор 8, 13 или 21 человечков — выбор детей интровертов. Они избегают многих вариантов взаимодействия с другими, но мы не можем только по этому выбору сказать, уверены ли они в себе, что их провоцирует на такое уединение. Нужны дополнительные наблюдения.
  • 10 или 15 человечков выбирают уверенные дети, которые себя прекрасно чувствуют в жизни, им комфортно.
  • Выбор 14 человечка - тревожный знак. Скорее всего, малыш переживает какой-то стресс, не справляется с ситуацией. Очень вероятно, что у него есть значительные трудности с уверенностью в себе.
  • 20 человечка выбирают очень многие дети до 7 лет. Это совершенно естественно для этого возраста - завышенная самооценка. Если ее выбрал человек постарше, стоит посмотреть, нет ли у него задатков лидера. Скорее всего, его готовы слушать люди.
  • Если выбор пал на человечка 17, скорее всего, ваш ребенок любит подвижные игры и медвежьи шалости. Он уверен в себе.
  • А вот выбор 16 человечка может говорить о низкой самооценке и ощущении зависимости, подавленности. При выборе этого человечка обязательно спросите ребенка, как он думает, что делает 17-ый. Если ответ будет про игру или объятия, значит ребенок уверен в себе, и считает, что его окружают вниманием.
  • Домашнее задание.

    1. Подумайте над тем, какие индивидуальные особенности есть у вашего ребенка. Какие из них наиболее значимые? Что из них вы особенно цените в ребенке?
    2. Подумайте, что в поведении и уверенности вашего ребенка вызывает у вас самые большие сложности с толкованием. Начните наблюдать за этими ситуациями.