Воспитание ребенка от года и старше. Грудное вскармливание

Воспитание ребенка от года и старше. Грудное вскармливание

Сегодня, мы с вами поговорим о том, какие методы воспитания детей лучше использовать в том или ином возрасте. Чтобы не забегать вперед, поговорим о воспитании ребенка от года.

Первое, чему необходимо уделить внимание, это определенные задачи, которые стоят перед ребенком на этом этапе развития. Почему именно от года? На этот вопрос можно ответит следующим образом.


В жизни ребенка, есть несколько опорных периодов до одного годика:

  • 1,5 месяца;
  • 3 месяца;
  • 6 месяцев;
  • 9 месяцев;
  • 1 год.

  • Но из-за того, что эти промежутки весьма малы, и сориентироваться достаточно сложно (особенно если у вас первая беременность), есть вероятного того, что вы просто не успеете сделать то, что необходимо. А вот когда ребенок немного подрастет, и возрастной период увеличится, вы свыкнитесь с ролью мамы и сможете в полной мере посвятить себя воспитанию.

    Итак, что же важно получить малышу получить к трем годам?

  • Развитие по возрасту (интеллектуальное и физическое);
  • Отсутствие перекосов (не перегружайте ребенка с пеленок логикой или чтением, не учите с ним что-то одно);
  • Честность, открытость, интерес ко всему новому (важно запомнить, что отсутствие любознательности у ребенка - это первый признак для тревоги);
  • Отсутствие каких-либо хронических заболеваний;
  • Отсутствие аллергических реакций;
  • Здоровый интерес к еде (прием пищи в определенное время вместе с семьей, без переедания, правильная и здоровая пища);
  • Освоенная функция мочеиспускания и опорожнения кишечника (избавление от памперсов);
  • Ровное и спокойное поведение (без истерик, капризов, агрессии);
  • Здоровый и крепкий иммунитет;
  • Если выполнять все эти указания, то к тридцати годам, вам ребенок приобретет следующие качества:
  • Хорошее здоровье, без хронических заболеваний;
  • Собственная семья;
  • Уравновешенная психика (отсутствие депрессии и психоза);
  • Успех в работе.
  • Но прежде, чем заняться воспитанием ребенка, необходимо позаботиться о развитии его организма. К трем годам у вашего малыша должны быть развиты биологические системы, представленные ниже.

    Нервная система

    Нервная система ребенка

    Ей необходимо уделить особое внимание, ведь в возрасте до года мозг ребенка очень быстро развивается (до 60%). А к трем годам нервная система сформирована уже на 80%. Это важно учитывать и помнить о том, что после трех лет уже гораздо сложнее что-то додать ребенку или научить его новым навыкам.

    Очень важно, чтобы в это время ребенок получал как можно больше витаминов и микроэлементов, в том числе и от грудного вскармливания. С года до трех ваша задача - максимально позволить малышу все трогать, облизывать, ощупывать, нюхать.

    Иммунная система

    Имунная система

    Нет необходимости запрещать ребенку тянуть в рот грязные тапочки или игрушки. Пусть под вашим присмотром он оближет камушек. Главное правило хорошей иммунной системы, которая закладывается в малом возрасте – это отсутствие стерильности. Именно так организм малыша борется с паразитами и микробами.

    Дыхательная и сердечно-сосудистая система

    Дыхательная система ребенка

    Вы наверняка согласитесь, что без правильно налаженной работы сердца и легких все остальное не имеет смысла. Поэтому развитию этой системы нужно уделить не меньшее внимание. До трех лет у вашего чада развивается капиллярная сетка. Это значит, что необходимо укреплять не только ее, но и крупные сосуды. Также необходимо улучшать кровоснабжение внутренних органов и тренировать вестибулярный аппарат (ВА). Самый простой способ, с помощью которого можно запустить работу сердечно-сосудистой системы и укрепить ВА – катание на детских качелях, активные игры и бег.

    Координация и опорно-двигательный аппарат

    Развитие опорно-двигательного аппарата

    Ходьба по ступенькам, ползание на четвереньках, перевороты – это то, что обеспечит вашему ребенку хорошую координацию и развитый опорно-двигательный аппарат.

    Поведение (половое, пищевое, социальное)

    Карапуз не должен проявлять агрессию и быть других детей, пытаясь с ними подружиться. Именно эта основа поведения и закладывается в столь маленьком возрасте. Очень важно показать малышу, как общаться с другими детками, делиться, спрашивать разрешения, если хочется взять чужую игрушку.

    Развитие моторики

    Ребенок ползает - развитие моторики

    Бывают такие случаи, когда ребенок пропускает этап ползания и сразу начинает ходить. В этом нет ничего страшного, как нет и в том, что малыш ползает в полтора года. Не торопите события, он должен отползать свое, так как это очень важный этап. Он влияет на развитие речи и мышление.

    Если ребенок начал ходить, не требуйте от него особой координации или быстрой, уверенной ходьбы в ближайшие два-три месяца. Только когда малыш освоит повороты и перестанет вписываться в дверные проемы, можно начинать брать его на прогулку без коляски, чтобы он тренировал свои навыки ходьбы. При регулярных прогулках в возрасте двух лет ребенок может спокойно пройти один километр, не просясь к вам на руки.

    После того, как малыш научился ходить и бегать, необходимо учить ребенка прыжкам. Сперва выбирайте маленькие возвышенности (например, книга). После - две книги. В генах детей прыжки обязательны, поэтому рано или поздно он начнет залезать куда-то и учиться прыгать. Лучше, чтобы его первый опыт в этом деле был под вашим руководством. Но не стойте, как говорится, над душой ребенка в его последующих прыжках. В тот момент, когда он, например, будет прыгать с дивана, находясь один на один с большой для него высотой – он не упадет. Но как только ребенок поймает ваш взгляд, он тут же сорвется.

    Развитие вестибулярного аппарата

    Ребенок танцует - развитие вестибулярного аппарата

    Это качели, которые кружатся и раскачиваются. Иногда малыш может просто встать посреди комнаты и начать кружиться. Все это тренировка вестибулярного аппарата. Нет необходимости останавливать ребенка и говорить, что это вредно, может закружиться голова. Пускай он делает это до тех пор, пока ему комфортно. Свою норму он чувствует и знает. Пока вы не вмешаетесь, он будет кружиться ровно столько, сколько требуется.

    Когда малыш подходит к стене или же ложится на пол и бьется лбом об пол или стену, у многих родителей начинается паника. Не надо волноваться. Это тоже часть тренировки вестибулярного аппарата. Он знает, зачем и для чего это делать.

    Мелкая моторика рук

    Развитие мелкой моторики рук у ребенка

    Перебирайте с малышом крупы, собирайте осенью рябину, мните пластилин или же приобретите кинетический песок. Он не рассыпается, не марает руки и очень привлекает внимание ребенка. С ним он может играть часами. Разумеется, необходимо следить за малышом и не оставлять его с такими вещами наедине.

    Когда на улице лето, используйте для этого песок, камушки, ракушки. Если песок чистый, дайте ему возможность походить босиком, чтобы участвовали и нервные окончания.

    Границы и правила

    После того, как мы разобрались с темой развития организма ребенка, перейдем к тому, что так не любят многие мамы, а именно установление границ и принятие правил.

    Быть мамой, не всегда значит делать все хорошо. Это скорее стараться поступать правильно и научить ребенка жизни. Если вашему малышу все позволять с самого детства, то во взрослом возрасте ему будет очень тяжело в обществе. В школе, садике или на каких-либо кружках существуют свои нормы поведения, и их несоблюдение чревато.

    Поэтому, еще в детстве, вы обязаны установить правила для ребенка в кругу своей семьи. Например, можно ли рисовать на обоях? Если нет, то составьте список правил, которые должен выполнять ваш малыш. Важно, чтобы не только он их знал, но и вы.

    Плач. Все дети плачут, особенно когда вы что-то запрещаете или забираете. Очень важно понимать, почему ребенок плачет, и вести себя соответственно.

    Девочка плачет

    Негласно, можно разделить слезы на два типа:

  • Слезы – капризки. Очень важно понимать, что слезы-капризки вызваны чаще всего банальным «хочу конфетку», или же «купи мне игрушку». Иногда, когда мама не может видеть слезы малыша, она просто дает ему конфету и нарушает этим очень важное правило – не позволяет малышу почувствовать тщетность слез. В случае слез-капризок, лучшее решение - это игнорирование или четкое «сперва суп, потом конфета».
  • Тщетные слезы. После долгих хочу, хочу, хочу, когда ребенок уже не может плакать, а вы тем временем, мягким и спокойным голосом запретили ему открывать окна, наступают эти самые слезы. Ваш малыш понимает, что, сколько бы он ни плакал, слово мамы – это закон, его нельзя нарушать. В этот момент, ребенок выплескивает весь адреналин, и наступает состояние покоя. Такое важное и необходимое. Только после этих слез его можно пожалеть и успокоить.

  • Не старайтесь успокаивать малыша при каждой истерике или слезах. Исследования доказали, что ребенок должен плакать, ведь это позволит ему лучше адаптироваться ко взрослой жизни. Не пытайтесь быть супер-мамой. Позвольте ему поплакать.

    Семейная система

    Очень важным моментов в воспитании ребенка является семейная система. Скорее, это важно самому ребенку. В идеале, у малыша должны быть мама, папа, бабушка и дедушка. Это поддерживающее окружение, которое ему так необходимо. Чем больше ваша семья, тем лучше и мощнее поддержка ребенка. Нахождение в ее кругу позволяет ему расти и развиваться гораздо быстрее.

    Важно, чтобы в семье тоже соблюдались правила и не путались роли. Классический пример, когда мама, которая четко выстроила план воспитания, сталкивается с тем, что бабушка позволяет ребенку абсолютно все. После такой ситуации ребенок возвращается домой неуправляемым. Это не плохо. Более того, вашему чаду необходим тот человек, которому от него ничего не надо. Пусть они дарят свою любовь. Из-за работы, важности воспитания хорошего человека, вы перестаете давать ребенку именно ту любовь, которую могут дать бабушки и дедушки.

    Мама – это "внутренний порядок" малыша. Вы знаете, что ваш малыш должен кушать, когда купаться, когда ложиться спать.

    Еще одно важное замечание – не выяснять отношения при ребенке. Если есть взаимные претензии, решайте их за закрытыми дверьми, чтобы малыш ничего не слышал. Ваша кроха должна чувствовать единство семьи.

    Кормление грудью в возрасте двух–трех лет

    О грудном вскармливании

    Кормление грудью – это тот этап, который может позволить вам применить все, о чем вы прочли выше и дать ребенку понять, что у вас ведущая роль.

    Как вы знаете, состав молока на 2-3 году не меняется. Он не становится хуже и не принесет вреда для здоровья ребеночка. Но все же, постепенно необходимо сокращать прикладывание малыша к груди.

    На этом этапе очень важно рассмотреть одну проблему, с которой можно чаще всего столкнуться – мы не меняем отношение к растущему карапузу.

    У многих мам есть привычка – прикладывать малютку к груди при первом писке, независимо от возраста. Это ведет к тому, что ребенок часто прикладывается к груди и медленно осваивает другие формы взаимодействия. Он не знает, как успокоиться иначе. Его не научили этому. Он не знает как попросить или как сказать. Это добавляет проблем не только ребенку, но и вам. Идет психологическая усталость, вы не отдыхаете, а после отучить ребенка от груди становится трудно.

    Если вы не установили какие-то рамки в начальном кормлении, то года в два, при слове «хватит» любая мама получит мощный поток сопротивления, которому легко поддаться. Или же, напротив, если вы резко оборвете кормление, это нанесет вашему грудному ребенку огромный вред.

    Грудное вскармливание - это не однолинейный этап. Он меняется с самого рождения и до полутора лет.

  • Младенец – мамина грудь по первому зову;
  • С 6 месяцев – уже реже, ведь вводится прикорм;
  • С 9 месяцев – в дневное время дать младенцу возможность освоить жизнь без мамы. Таким образом, малыш может освоить сон без груди и лучше кушать.
  • С полутора лет – утром и вечером. Если есть необходимость то и ночью, но не часто.
  • Дневные кормления после одного года

    Те мамы, у которых есть не один ребенок, замечали, что в возрасте 6-10 месяцев кормление грудью минимально. Это происходит тогда, когда ребенок понимает, что у мамы есть свои дела, она может куда-то уйти или заняться чем-то другим. А в возрасте 1,2-1,5 лет начинается обратное действие. Ребенок снова начинает сосать как новорожденный. Это происходит потому, что мама отлучается все чаще, ей надо многое успеть. Пики сосания наступают при скачке развития. Тут важно ничего не предпринимать и расслабиться недели на две. После этого кроха снова успокоиться.

    Ну а существенное уменьшение количества прикладов наступает после 2,5 лет.

    Очень многие дети начинают сосать грудь, если им нечего делать. Скучно – приложусь, нет настроения – приложусь, мама присела отдохнуть – надо приложиться. Так малыш заменяет все сферы своей жизни. До 6-9 месяцев не рекомендуется вводить какие-либо нормативы сосания. В этом возрасте ребенок получает необходимую психологическую помощь и мамино тепло, которое ему необходимо после появления на свет.

    Но по истечению определенного возраста, а именно в 2,5 года, необходимо отучать ребенка от груди и четко разделять понятия. Если это сон – то без прикладывания, если еда - тоже без груди.

    При необходимости займите ребенка чем-то полезным – игрушками для развития, изучением чего-то нового. В конце концов, пусть малыш играет, бегает по квартире/дому и свисает с дивана вниз головой. Но при этом не поступайте, как большинство современных родителей, которые дают еще маленькому ребенку в руки планшет или телефон. Он не понимает, он не знает, куда себя деть, кроме как тыкать маленькой ручкой в монитор.

    Ребенок с планшетом

    От этого и в более взрослом возрасте у детей начинаются проблемы. Посмотрите на подростков, они все время в телефонах, слоняются без дела, не знают, куда себя еще деть.

    Но вернемся к кормлению. При условии нормальных родов и ухода, количество ночных кормлений грудью после одного года колеблется от 5 до 7 прикладов.

    В понятие нормальной психики у малыша входит: здоровье мамы, младенца и спланированное зачатие, беременность, которая протекала без дополнительных лекарств и гормональных средств, естественные, самостоятельные роды, адаптация после родов и оптимальная разница между детьми (3,2-4,5 лет), если у вас не один ребенок.

    Мало кто из мам может похвастаться такими условиями, а поэтому ваша основная задача – создать естественные условия для того, чтобы ваш ребенок перестал прикладываться к груди.

    Как отучить от грудного кормления?

    Почему дети все-таки прикладываются к груди после одного года?

  • Первое, это скука. Однообразная квартира, однообразные игрушки. Нет ничего нового, того, чтобы привлекало бы внимание.
  • Второе, это когда, по мнению ребенка, мама ничем не занята.
  • Третье, это если акцент делается только на детские игрушки. Нет никаких совместных игр или обучения.
  • Остальными причинами является стресс, нарушение в питании или же прикладывания к груди по первому зову (когда ребенку больше года).

  • Как снизить количество сосаний?

    1. Разнообразить жизнь.
    2. Ходить в гости.
    3. Записать на занятия для детей.
    4. Привлекайте к общению мужа, бабушек, няню.
    5. Звать гостей к себе домой.

    Как же бороться с конкретными причинами приклада после одного года?

    Начните с игрушек и дома. Покупайте новые, меняйтесь с подругами. Возьмите часть игрушек и уберите в пакет, а через две недели достаньте снова. Делайте в квартире перестановку, чтобы как можно больше нового входило в жизнь малыша. Занимайтесь делами ребенка около 40% вашего времени. Не надо быть с ним 24 часа в сутки. У вас должны быть свои дела, свое свободное время. Лучше привлекайте ребенка к своим делам.

    Ребенок пылесосит ковер

    Например, вы устроили уборку дома. Дайте ребенку тряпочку, путь бегает с ней. Если в саду необходимо пересадить цветы, дайте ему земельку, пусть тоже ковыряется. Нормируйте время игр и развлечений. Научите ребенка слову работа. Это касается вашей собственной занятости. До двух лет он не понимает его значения. От этого ему кажется, что вы ничем не заняты, и можно в любое время прикладываться к груди. Отвлеките его чем-то элементарным. Например, тазиком с водой, пусть плескается, пока вы заняты своими делами. Это полезно в том случае, если вы работаете дома.

    Стрессовые ситуации – это походы в больницу, шумные мероприятия и т.д. Это всегда сказывается на детях, особенно в возрасте до трех лет. В такой период не пытайтесь отучить ребенка. Дайте послабление буквально на день, а после возвращайте старую программу.

    Хорошо, если бы у вас получилось разделить прием пищи и сосание груди. При вводе прикорма немного уменьшать приклады, а когда ваш малыш начнет кушать взрослую пищу – делать приклады к груди минимальными или же вообще убирать.

    В возрасте двух лет и больше не бойтесь отлучать ребенка от груди. Например, он пососал грудь минут пять, а после вам надо уйти? Скажите ему об этом и пойдите выключать картошку на плите. Для того, чтобы ограничить время, хорошо использовать таймер.

    Не закрывайте все проблемы ребенка грудью! Сперва выясните, почему он хочет приложиться к груди. Возможно, ему просто скучно.

    Обязательное условие для отлучения от груди – выходите на улицу без ребенка. Ему необходимо учиться быть без вас, хотя бы по полчаса в день. Это даст хорошую основу для будущего развития. Особенно, если дело касается садика.

    Время отсутствия мамы, учитывая возраст ребенка:

  • 9 месяцев – во время дневного сна.
  • 1 год – 4-5 часов.
  • Полтора года – 6-8 часов.
  • Два года – сутки + один день.
  • Два года и 3 месяца – 2-3 суток.
  • Свыше 2,5 лет – 7-10 дней.

  • Очень важно начать отлучаться из дому во время бодрствования, днем. Можете оставлять малыша на папу или бабушку. В ваше отсутствие ребенок должен пить, садиться за стол кушать. Таким образом, он будет понимать, что груди нет и нужно искать замену. Если все будет получаться, через неделю-две, попытайтесь уйти на чуть более долгое время, чтобы ребенка смогли уложить без вас и без груди. Это очень важно.

    Чаще всего ребенку нет необходимости прикладывать к груди ночью порядка 5-7 раз. Это скорее привычка, нежели необходимость. Поэтому, начиная с двух лет, пытайтесь оставлять ребенка с ночевкой у бабушки или отлучаться самой. Конечно, первая ночь для ребенка и того человека, с кем он останется, будет трудной, но это не беда. Главное, опыт, который он приобретет.

    Ребенок без мамы

    После года от прикладывания к груди можно отказывать и переключать его внимание. Но если малыш ударился, или же его необходимо утешить, то до 1,5 лет необходимо давать ему прикладываться к груди. В этот момент он получает огромное количество гормонов спокойствия от мамы. После двух лет – только при очень сильных расстройствах.

    Нежелательное поведение ребенка под грудью

    Бывают такие случаи, когда ребенок под грудью начинает кричать, кусаться, ковырять вторую или же нагло требовать у вас грудь, вплоть до срыва одежды. Причиной такого поведения могут быть несколько нюансов.

    Первое, это нет объяснения правил поведения. Ребенок может кусаться, а мама не знает, как это запретить. Или же малыш теребит грудь. Как же с этим бороться?

    Для начала, давайте ребенку что-то в ручку во время сосания. В возрасте от года до трех, у детей очень большая двигательная активность. Ему сложно просто лежать и ничего не делать. Поэтому пусть держит в руках кубик, бусы или машинку. Главное, чтобы он четко понимал – если он не перестает вас теребить, грудь придется убрать.

    Если ребенок дерется или кидается игрушками во время приклада, то с вашей стороны он должен тут же получить строгое – нет. Нет, так нельзя делать, в людей кидать плохо, людей не кусают. В нашей семье это недопустимо. Никаких насмешек, долгих объяснений. Четкое, твердое нет. Обязательно ровным и спокойным голосом. Как будто вы говорите о погоде.

    Если ребенок вас укусил, то сразу же разрушьте физический контакт. Укусил – сразу отпустите его и пойдите мыть посуду. Ни в коем случае не бейте ребенка. Никогда. В силу маленького возраста он не поймет, что так нельзя. Напротив, он укусил вас или кинул игрушку, а вы в ответ его ударили – это первый сигнал малышу о том, что так можно.

    Поэтому, установите свой авторитет. Покажите малышу, кто главный. И не бойтесь учить его.