Развитие ребенка 1 месяц

Развитие ребенка 1 месяц

Первый месяц после рождения малыша станет одним из самых важных этапов его развития. В этот период малыш привыкает к новым ощущениям и знакомится не только с мамой, но и со всем внешним миром.

Все эти невероятные новые знакомства для малыша станут немалым стрессом, именно поэтому в первый месяц его рождения необходимо обеспечить максимальный комфорт и покой, а также наладить грудное кормление или адаптацию к смеси.


Как малыш развивается физически?

Важным показателем здоровья и правильного функционирования всех жизненных показателей новорожденного малыша является его физическое развитие. По динамике изменениям его роста и веса в первый год жизни можно судить о том, здоров ли новорожденный, правильно ли он питается, как быстро привыкает к молочной смеси и в целом адаптируется к условиям его жизни.

Как было сказано ранее, первый месяц после рождения сопровождается стрессом для малыша, поэтому его вес увеличивается примерно лишь на 500 грамм, что совершенно нормально. Ниже в таблице для наглядности приведены допустимые изменения физических показателей новорожденного месячного младенца.

Вес, г рост, см окружность груди, см Окружность головы, см
Мальчики Мальчики Мальчики Мальчики
3200-5600 50-59 33-40 34-40
Девочки Девочки Девочки Девочки
3100-5000 49-59 32-39 35-42
Прибавление в весе у новорожденных может быть достаточно нестабильно и отклоняться от табличных показателей на 5-10%.

Такое явление обуславливается индивидуальными особенностями каждого новорожденного, его наследственностью, а также факторами внешний среды, сильно влияющими на физическое развитие.

Допустимые отклонения от нормы в массе тела малыша не являются патологией и угрозой его здоровья, однако более явные различия могут стать причиной серьезный физических нарушении, поэтому необходим регулярный контроль младенца у педиатра и соблюдение всех рекомендаций врача.

Что касается роста новорожденного, то этот показатель более стабилен и несет больше информации о состоянии ребенка. Через месяц после рождения в среднем его рост увеличивается на 3-4 см. Разумеется, в дальнейшем показатели роста малыша и его темпы могут увеличиваться или снижаться в соответствии с его наследственными факторами. Также многое зависит от результатов беременности матери, ее питания и здоровья, от времени вынашивания плода и общих физических показателей ребенка во время беременности.

Окружность головы младенца достаточно быстро увеличивается в течение первого года жизни, а вот окружность груди зависит лишь от правильного кормления малыша и его физических наследственных особенностей, то есть, если родители малыша худые, то и ребенок не будет полным. Следить за окружностью груди следует в прямой зависимости от окружности головы и их пропорционального изменения.

Также важно следить еще и за стулом и мочеиспусканием новорожденного. Стул младенца должен быть регулярным, а в первый месяц его жизни быть после каждого кормления, около 8 раз в день. Стул должен быть мягкий, однородный, желтоватого оттенка без явных примесей. Регулярность стула замедляется с течением времени и затем подстраивается под индивидуальные показатели ребенка. Мочеиспускание у месячных малышей довольно частое и варьируется от 15 до 25 раз в сутки, в основном в дневное время.

Как малыш развивается психически?

Психическое состояние месячного ребенка включает в себя психомоторные и неврологические показатели, которые определяют умственное и эмоциональное развитие ребенка в целом, его опорно-двигательные умения и биологически здоровый рост. Психическое состояние младенца напрямую зависит от правильного ухода и эмоционального фона в семье. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни, от которого зависит сон ребенка, реакция на внешние воздействия и характер общения.

В ходе человеческого общения ребенок воспринимает большинство информации, благодаря правильному общению он развивается умственно и психически.

Интересный факт: первые 50% интеллекта ребенка формируется в первые 4-5 лет его жизни и определяют его дальнейшее развитие. Как правило, к 8 годам интеллект ребенка сформирован на 80%, а остальные 20% накапливаются в течение всей жизни.

Итак, большинство знаний ребенок получает до 5 лет, его мозг работает с невероятной силой и активно воспринимает и запоминает любую услышанную информацию. В этот период очень важно заложить в ребенке основы правильного мышления и воспитания, а также интеллектуальные способности и умения. Характер ребенка полностью формируется уже к 3 годам, когда он активно осваивает речь и начинает общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками, заводит дружбу и симпатии.

Правильное развитие речи зависит от эмоционального состояния ребенка, от его уверенности и чувства защищённости. Когда ребенок учится выражать свои мысли, родители должны играть роль воспитателя и помощника, расширять словарный запас малыша и обезопасить от дурных воздействий.

Показатели психоневрологического развития напрямую связаны с освоением определённых навыков ребенка, их показатели могут варьироваться, но не должны отклоняться от общепринятых возрастных показателей больше чем на 2 недели. Если темп развития некоторых навыков и умений запаздывает на более длительный срок, то это может свидетельствовать о неврологических заболеваниях или о замедленном психическом развитии. Если выявлены серьезные отклонения, их можно скорректировать за несколько месяцев, увеличивая кругозор ребенка и правильно развивая его способности.

Основные показатели психического и неврологического развития ребенка:

  • речь;
  • двигательные навыки;
  • восприятие мира органами чувств.
  • Как развиваются органы чувств ребенка?

    Ребенок 1 месяц

    С первого месяца жизни ребенок учится улавливать звуки, видеть и различать предметы, познавать все сферы человеческой жизни с помощью своих рефлекторных навыков. На первых неделях жизни у ребенка формируется пищевой условный рефлекс (сосательные и глотательные навыки, положение при кормлении). От пищевых рефлексов ребенок плавно познает и другие, например, вкусовые и двигательные, при приеме молока.

    Зрение малыша

    Примерно через две недели после рождения ребенок учиться улавливать предметы с воем поле зрения, находящиеся на расстоянии 40-50 сантиметров. Уже через месяц малыш распознает лица взрослых, прослеживает глазами движущиеся предметы и игрушки. Малыши на первых месяцах любят огоньки и свет и с любопытством вглядываются в святящиеся предметы.

    Чтобы помощь малышу тренировать свое зрение и развивать врождённый навык, следует периодически показывать ребенку красочную игрушку на разных расстояниях и в разные стороны, наблюдая за поведением ребенка.

    Слух малыша

    Если слух вашего ребенка работает с самого рождения, то распознание звуков приходит позже. Громкие звуки, разговоры негативно влияют на психическое состояние младенца, особенно во время сна. К незначительному повседневному шуму малыш привыкает довольно быстро и почти никак на него не реагирует, а вот резкие незнакомые звуки, начиная с двухнедельного возраста, настораживают ребенка, заставляют его внимательней прислушиваться, прекращая на этот момент любые двигательные движения. К месяцу жизни малыш осознано поворачивается к звенящей игрушке, пытаясь поймать ее в поле зрения.

    Родители должны помогать развивать слуховые ощущения ребенка, расширяя его возможности. Родителям следует время от времени заставлять концентрировать внимание ребенка на звенящей игрушке, наблюдать за его вниманием. Если ребенок плохо фокусируется на игрушке, не проявляя интерес, следует поднести ее к лампе или другому источнику света и спровоцировать малыша на концентрацию внимания. Позже о своих беспокойствах и реакции ребенка следует поделиться с педиатром.

    Осязание и обоняние

    Осязательные и обонятельные ощущения у младенца тоже очень чувствительны, ребенок реагирует на любые прикосновения, поглаживания и поцелуи, учится узнавать запах матери и ее прикосновения. Ко всему прочему, ребенок резко отреагирует на неприятные резкие запахи, а также на холод или перегрев.

    Какие эмоции испытывает малыш и как он общается?

  • Мимика.
  • Самым явным подтверждением эмоционального разнообразия ребенка является его мимика, она рефлекторно заставляет меняться личико младенца в зависимости от испытываемых им эмоций. Ребенок мимикой может демонстрировать интерес к чему-либо, сосредотачивая взор на лицах родных людей или на яркой игрушке, пытаясь внимательней разглядеть их. А к первому месяцу жизни младенец начинает активно улыбаться, показывая, что узнает лицо, голос и запах матери. С помощью улыбки малыш общается с родными, показывая свой интерес к ним, начинает подражать мимике матери, может хмуриться или жмуриться.

    При явных эмоциональных проявлениях ребенка родители должны способствовать их развитию, улыбаться в ответ на его улыбку, учиться понимать его эмоции и проявлять интерес к его новым умениям.
  • Речь.
  • Еще не умея произносить слова, ребенок с рождения учится общаться, произнося различные звуки с разными интонациями, громкостью и продолжительностью. Малыш старается показать, как важно ему общение с родными людьми и всегда замирает и прислушивается, когда слышит речь взрослых. Родителям не следует забывать об общении с младенцем, чаще говорить с ним и играть.

  • Движения.
  • До месячного возраста малыш еще плохо контролирует свои движения, продолжает рефлекторно сжимать мышцы, как в утробе матери. Сохраняя мышечный высокий тонус, ребенку трудно двигаться согласно своим желаниям, но он уже хорошо поворачивает головку к погремушке и следит за её передвижениями. На втором месяце жизни, лежа на живете, ребенок будет пытаться поднять головку и удерживать ее в течение нескольких секунд, рассматривая все, что его окружает.

    Родителям следует способствовать укреплению мышц ребенка, в особенности шеи и позвоночника, регулярно выкладывать малыша на живот, постепенно увеличивая время в таком положении. Нельзя одевать ребенка в сковывающую движения одежду. Следует помогать становлению и расслаблению мышц ребенка специальными массажами и упражнениями.

    Какие врожденные рефлексы у малыша?

    Ребенок 1 месяц плачет

    С самого рождения человека в него заложены врождённые рефлексы, с помощью которых ребенок приспосабливается к внешней жизни и познает мир. Со временем некоторые рефлексы исчезают за их ненадобностью, а многие лишь трансформируются в новые. Важные человеческие рефлексы, которым не нужно учиться, а также совершенствовать их, остаются с ребенком на всю жизнь. Например, чихание, икота, моргание, вызываются автоматически и не требуют специальных навыков.

    С рождения малыша врач-невролог регулярно наблюдает на его рефлексами, определяя общее состояние малыша и его развитие. Итак, рассмотрим основные рефлексы.

  • Сосательный рефлекс.
  • Он возникает у ребенка еще в утробе матери, где он с интересом сосет пальчик, а потом проявляется по назначению после рождения. Как только малыш чувствует прикосновение ко рту, он рефлекторно его открывает, стараясь захватить грудь матери.

  • Хватательный рефлекс.
  • Всем известно, как сильно младенец способен зажать прикасающийся к его ладони пальчик, долго не отпуская и теребя его. Хватательный рефлекс проявляется и к другим предметам и долго сопровождает малыша.

  • Рефлекс симметричного движения (рефлекс Моро).
  • Можно заметить, как малыш одновременно разводит ручками или ножками, когда слышит резкие звуки или неожиданное прикосновение.

  • Защитный рефлекс.
  • Рефлекс часто проявляется в поднятии головы при переворачивании ребенка на живот, чтобы видеть, что происходит вокруг, и нет никакой опасности.

  • Рефлекс ползания.
  • Если потереть пяточки малыша и подошвы ног, то он начнет совершать ползающие движения, сначала покачиваясь на месте, а потом и переставляя ножки.

  • Рефлекс Бабинского.
  • Этот рефлекс всегда проверяется врачом одним из первых. При легком щекотании или поглаживании стопы младенца его пальчики на ногах рефлекторно сжимаются, а пальцы разжатой стопы расходятся в сторону как веер.

  • Опорный рефлекс.
  • В вертикальном положении ребенок рефлекторно опирается полной стопой о поверхность, пытаясь делать шагательные движения вперед.

    Режим дня

    После рождения и примерно до 1 месяца ребенок большую часть суток спит, чаще всего в позе эмбриона или лягушки, с согнутыми в коленях ножками, раздвинутых в стороны. Малыш не доставляет особых проблем родителям и просыпается только для того, чтобы его переодели и покормили. Как правило, в этот период у него наблюдается пять различных состояний, которые для наглядности приведены в таблице ниже.

    Бодрствование Ребенок совершает активные двигательные движения руками и ногами, издает звуки, пытается ухватить игрушки, реагирует на слова и следит за действиями мамы.
    Дремотное состояние (перед сном или во время кормления) Ребенок спокоен и расслаблен, с полузакрытыми глазами, движения неактивные, наблюдаются небольшие вздрагивания и глубокие вздохи.
    Некрепкий сон При поверхностном сне, ребенок спит, но его тело иногда совершает явные движения, глазные яблоки в движении, мимика может меняться от улыбки к хмурому выражению.
    Глубокий крепкий сон При таком сне ребенок полностью расслаблен и практически не двигается, дыхание его ровное и глубокое, мимика отсутствует.
    Плач Ребенок чувствует голод и беспокойство или неудобство, возможно мокрый или грязный.

    Итак, период бодрствования следует использовать для общения с ребенком, для помощи в постижении окружающего его мира и людей. Родители должны стараться по максимуму использовать данное время, ведь в первый месяц жизни малыша оно очень кратковременно. Глубокий сон у месячных малышей длиться до трех часов, затем становиться более поверхностным. В этот период малыш хоть и не активно бодрствует, но отлично ощущает все изменения окружающей его среды, слышит звуки и чувствует запахи и прикосновения.

    В общей сложности ребенок в первый месяц жизни спит много, около 20 часов в сутки. Нормальные отклонения от нормы могут быть 2 часа как в сторону увеличения времени сна, так и уменьшения, что связанно с индивидуальными особенностями ребенка.

    Не забывайте, что первые 2-3 месяца у ребенка не установлен четкий режим дня, а период кормления и сна не ограничивается ни ночью, ни днем.

    В первый год жизни ребенка режим и время его бодрствования устанавливается в зависимости от частоты кормлений, а также часов сна и отдыха.

    Первый месяц жизни ребенка для родителей может стать серьезным испытанием, так четкий период сна и бодрствование установить невозможно. В это период ребенок часто ест, и как правило, после еды засыпает. Если стараться кормить, купать и гулять ребенка в одно и то же время, то постепенно сформируется его внутренний режим, и организм малыша будет к нему подстраиваться.

    Первым делом в становлении режима дня, повторяйте каждый день все процедуры перед сном: купание, одевание, кормление, сон. Ребенок очень скоро усвоит поочередность действий и привыкнет крепко засыпать на ночь.

    Каждый родитель стремится предоставить ребенку наибольший комфорт во время сна, но не следует создавать полную тишину, иначе в будущем ребенок привыкнет и будет просыпаться от каждого шороха или стука, что замучает не только родителей, но и малыша. Во время сна ребенка сохранять умеренный шум и свет.

    Комментариев: 1 RSS

    Первый месяц в жизни ребенка самый важный. Это время адаптации малыша к новым условиям существования, а также время адаптации родителей к изменениям в укладе своей жизни.