Обстановка в детской - меняем с возрастом

Обстановка в детской - меняем с возрастом

Как обставить детскую комнату, исходя из возраста ребенка?


Возраст 0-3 года

Период до 2-3 лет - это самый основной период для развития мозга (человек рождается с незрелым мозгом, т.к. иначе бы "не пролез" и до 3-х он вырастает на 90%).

Все зоны мозга впитывают как губка. То есть всё, что попадает в поле зрения, впитывает всеми каналами восприятия: визуальным (зрение), аудиальным (слух) и кинестетическим (через тактильные ощущения: потрогать, засунуть в рот или еще куда.

Все складируется в правое полушарие (отвечает за творчество, музыку, интуицию, воображение, креативность, за познание в целом). Ведущая деятельность - предметная. И общение с мамой.

Внимание непроизвольное - то есть вы не можете его зафиксировать на чем-то конкретном, если интересно - ок, нет - голову повернул и пошел туда, куда надо.

Книга не интересна - мимо, игрушка не интересна - мимо и т.д.

Предмет: закладывается информация во все зоны. Поэтому мы даем потрогать, попробовать. Мокрое, холодное, шершавое, теплое, горячее, ледяное, махровое, шерстяное, вязаное, сухое, колючее....

Речь развивается через предмет. Кубик какой: красный, большой. Принеси такой же синий. Ребенку интересны предметы и их многогранное изучение.

Самый классный период для сенсорных коробок: с крупами, с песком, с камнями. Интересно крушить, разливать, размазывать, кушать краски и пластилин.

Все знают: вынес гору игрушек, ребенок нашел палку и три часа с ней играл. Или подобрал весь мусор на площадке. Или вы скупили пол магазина, а ему интереснее две кастрюли и черпак.

В это время формируется пассивный словарный запас, восприятие звуков, пространства через крупную моторику.

Какая должна быть комната 2-3 летки?

Во-первых, все в зоне доступа и достаточно безопасное, т.к. координация еще не фонтан. Соответственно на нижних полках (на уровне зрения) все то, что он может взять сам, на верхних - то, во что играет с мамой (краски, клей, пластилин, те же сенсорные коробки). Играть лучше на ковре.

Возраст 4-7 лет

Девочка 5 лет с куклами

  • До 5 лет развивается и цветёт буйным цветом эмоциональная сфера. То есть человек учится отличать все эмоции (тут должна быть куча смайлов). Впечатлений должно хватать, и они должны быть разнообразными (понятно, что положительными), но если
  • кто-то расстроился или кому-то грустно - эти эмоции мы тоже научаем детей различать. Мы учим дружить, общаться в социуме, сопереживать, проявлять эмпатию, толерантность, прощать и так далее.

  • Это очень творческий период. Музыка, танцы, гимнастика, рисование. То, что затрагивает душу и чувства. Соответственно в
  • комнате находят отражение увлечения и занятия: спортивные маты, возможно шведская стенка, музыкальные инструменты, холст и грамотно организованное пространство под рисование: свет, возможность все отмыть. Если человек любит плясать: выделите в квартире место, поставьте магнитофон или синтезатор.

  • Формируется чувство прекрасного. Фильмы например. Кто помнит в детстве проектор? Ооо, как это было здорово, да? А есть у вас театр теней? Или куклы на руку? Это всего лишь свободная стена, направленный свет и тени. Чтение сказок приобретает новый
  • смысл.

    То есть не предметно-познавательный, а уже сюжетно-ролевой. Человек начинает "играть в игру": домики для кукол (фантазия работает

    хорошо, и цена домика не играет роли, это может быть коробка из-под телевизора), кухня, гаражи для машинок, город для зверей, пожарная станция, что угодно.

    Чтобы ребенка это трогало, он учился проявлять эмоции, проживать их, находить выход из ситуаций. В этом помогает сказкотерапия, песочная терапия, арт-терапия. Если родитель что-то не может дать (например я в музыке полный ноль), то отвезти к специалисту и чтобы дома человек уже отрабатывал полученную информацию. Важно зарядить ребенка интересом!!! Я так работаю: через увлечение, через эмоции!

    Учебная деятельность еще не стартанула, лобные доли только просыпаются, зато теменно-затылочная область впитывает информацию и записывает на предыдущую (предметную). Так образуются новые связи.

  • И самое главное сейчас - это игра. Правила!! Коллектив! Эта подготовка идет к школе только не в смысле азбуку зубрить, а в смысле правил. Если раньше было все через взаимодействие со взрослым, то сейчас человек научается играть сам. Хорошо идут настольные игры, только не сложные, а интересные. У человека появляются целые миры. Фантазия развивается и становится
  • более "реальной", появляются страхи, человек задается новыми вопросами, помимо "а что это" или "а как это называется".

    Возраст 7-15 лет - подростки

    Включается мышление. Лобные доли. То есть у человека начинается взрослая "соображалка". Ведущая деятельность - учебная. Если до этого не отбить интерес к учебе зубрежкой азбуки и цифр, то человеку учиться ИНТЕРЕСНО! Он с восхищением идет в школу, собирает и выбирает портфель.

    Конечно дома придется по новому организовать пространство:

  • чтобы человек сам мог все найти,
  • при этом не создавались завалы из канц.товаров,
  • организовать изначально структуру так, чтобы она прошла с человеком весь его жизненный путь.

  • Порядок в вещах: чтобы САМ: знал, где учебники, где канцтовары, где сменка. Конечно "помогать" никто не отменял! Но делегируйте часть ответственности. Примите то, что человек может держать в понятии местонахождение предметов! Забудет тетрадь - это страшно? Если адекватный учитель, то - нет. Это один из видов тренировки памяти.

    И структура должна быть наипростейшей: здесь книги, здесь тетради, здесь пенал. Человек уже во многом взрослый, при этом мы не навешиваем эту роль, мы так же заботимся: помогаем одеться, спрашиваем "все ли ты взял" и заботимся о нем, он еще малыш. При этом уже достаточно самостоятельный, и мы поощряем это качество, более того, мы ДОВЕРЯЕМ ему!

    Ребенок-подросток.

    Это опять новая жизнь. Это сепарация, мама уйди, мама закрой дверь. Яростно защищается личное пространство, прям как в 3 года smile я САМ. секреты, дневники.

    Отделение, осознавание себя самостью. Поиск себя и своего места в мире. Красить волосы, принадлежать к социальной группе, друзья - подружки, телефонные разговоры, записочки и первые переживания серьезные, взрослые.

    Это невероятно мило и очень сложно. Потому что трехлетку можно сгрести в охапку и перенести из точки А в точку Б, еще и надеть шапку, даже на брыкающегося. А здесь щщщщаз!

    Поэтому важно иметь крепкую привязанность, чтобы человек приходил за советом, за утешением, с переживаниями, за поддержкой. И комната уже ЛИЧНОСТИ. Уже он в ней хозяин, с мнением ПРИХОДИТСЯ считаться. Розовые обои в цветочек уступают место "молодежному" стилю. Место для постеров, для фотографий с подружками и из путешествий.