Обстановка в детской - меняем с возрастом
Как обставить детскую комнату, исходя из возраста ребенка?
Возраст 0-3 года
Период до 2-3 лет - это самый основной период для развития мозга (человек рождается с незрелым мозгом, т.к. иначе бы "не пролез" и до 3-х он вырастает на 90%).
Все зоны мозга впитывают как губка. То есть всё, что попадает в поле зрения, впитывает всеми каналами восприятия: визуальным (зрение), аудиальным (слух) и кинестетическим (через тактильные ощущения: потрогать, засунуть в рот или еще куда.
Все складируется в правое полушарие (отвечает за творчество, музыку, интуицию, воображение, креативность, за познание в целом). Ведущая деятельность - предметная. И общение с мамой.
Внимание непроизвольное - то есть вы не можете его зафиксировать на чем-то конкретном, если интересно - ок, нет - голову повернул и пошел туда, куда надо.
Книга не интересна - мимо, игрушка не интересна - мимо и т.д.
Предмет: закладывается информация во все зоны. Поэтому мы даем потрогать, попробовать. Мокрое, холодное, шершавое, теплое, горячее, ледяное, махровое, шерстяное, вязаное, сухое, колючее....
Речь развивается через предмет. Кубик какой: красный, большой. Принеси такой же синий. Ребенку интересны предметы и их многогранное изучение.
Самый классный период для сенсорных коробок: с крупами, с песком, с камнями. Интересно крушить, разливать, размазывать, кушать краски и пластилин.
Все знают: вынес гору игрушек, ребенок нашел палку и три часа с ней играл. Или подобрал весь мусор на площадке. Или вы скупили пол магазина, а ему интереснее две кастрюли и черпак.
В это время формируется пассивный словарный запас, восприятие звуков, пространства через крупную моторику.
Какая должна быть комната 2-3 летки?
Во-первых, все в зоне доступа и достаточно безопасное, т.к. координация еще не фонтан. Соответственно на нижних полках (на уровне зрения) все то, что он может взять сам, на верхних - то, во что играет с мамой (краски, клей, пластилин, те же сенсорные коробки). Играть лучше на ковре.
Возраст 4-7 лет
кто-то расстроился или кому-то грустно - эти эмоции мы тоже научаем детей различать. Мы учим дружить, общаться в социуме, сопереживать, проявлять эмпатию, толерантность, прощать и так далее.
комнате находят отражение увлечения и занятия: спортивные маты, возможно шведская стенка, музыкальные инструменты, холст и грамотно организованное пространство под рисование: свет, возможность все отмыть. Если человек любит плясать: выделите в квартире место, поставьте магнитофон или синтезатор.
смысл.
То есть не предметно-познавательный, а уже сюжетно-ролевой. Человек начинает "играть в игру": домики для кукол (фантазия работает
хорошо, и цена домика не играет роли, это может быть коробка из-под телевизора), кухня, гаражи для машинок, город для зверей, пожарная станция, что угодно.
Учебная деятельность еще не стартанула, лобные доли только просыпаются, зато теменно-затылочная область впитывает информацию и записывает на предыдущую (предметную). Так образуются новые связи.
более "реальной", появляются страхи, человек задается новыми вопросами, помимо "а что это" или "а как это называется".
Возраст 7-15 лет - подростки
Включается мышление. Лобные доли. То есть у человека начинается взрослая "соображалка". Ведущая деятельность - учебная. Если до этого не отбить интерес к учебе зубрежкой азбуки и цифр, то человеку учиться ИНТЕРЕСНО! Он с восхищением идет в школу, собирает и выбирает портфель.
Конечно дома придется по новому организовать пространство:
Порядок в вещах: чтобы САМ: знал, где учебники, где канцтовары, где сменка. Конечно "помогать" никто не отменял! Но делегируйте часть ответственности. Примите то, что человек может держать в понятии местонахождение предметов! Забудет тетрадь - это страшно? Если адекватный учитель, то - нет. Это один из видов тренировки памяти.
И структура должна быть наипростейшей: здесь книги, здесь тетради, здесь пенал. Человек уже во многом взрослый, при этом мы не навешиваем эту роль, мы так же заботимся: помогаем одеться, спрашиваем "все ли ты взял" и заботимся о нем, он еще малыш. При этом уже достаточно самостоятельный, и мы поощряем это качество, более того, мы ДОВЕРЯЕМ ему!
Ребенок-подросток.
Это опять новая жизнь. Это сепарация, мама уйди, мама закрой дверь. Яростно защищается личное пространство, прям как в 3 года я САМ. секреты, дневники.
Отделение, осознавание себя самостью. Поиск себя и своего места в мире. Красить волосы, принадлежать к социальной группе, друзья - подружки, телефонные разговоры, записочки и первые переживания серьезные, взрослые.
Поэтому важно иметь крепкую привязанность, чтобы человек приходил за советом, за утешением, с переживаниями, за поддержкой. И комната уже ЛИЧНОСТИ. Уже он в ней хозяин, с мнением ПРИХОДИТСЯ считаться. Розовые обои в цветочек уступают место "молодежному" стилю. Место для постеров, для фотографий с подружками и из путешествий.