Когда малышу говорить "нельзя"?
В возрасте старше 6 месяцев ребенок становится очень активным, потому что он начинает познавать мир. Иногда даже не стоит тратиться на игрушки: ему интересно вообще все.
И вот ребенок начинает везде лазать. А вокруг столько опасных, грязных, дорогих вещей. Что же делать?
В некоторых семьях начинается бесконечное "нельзя" и одергивание. Вы, разумеется, все еще продолжаете нести ответственность за безопасность малыша. И приходится либо постоянно находиться рядом, но тогда не останется времени ни на что другое, либо, заботясь о его безопасности, встать на четвереньки и проползти по дому.
Убираете все, что ребенку нельзя трогать, повыше. Все лекарства, все колющие, режущие, хрупкие предметы. Но если на полу стоят цветы в больших горшках – он непременно поест землю. Если стоит миска с кошачьей или собачьей едой – он и ее попробует. И кошачий туалет исследует, и мусорку. И это все не смертельно. Интерес пропадет быстро, если не фиксировать его запретами.
Есть семьи, где настолько тщательно следят за тем, чтобы ребенок не залез в унитаз, что он очень долго понятия не имеет о том, что это вообще такое. Как обычно происходит знакомство с туалетом? Проснулся ребенок, проснулась мама, накормила его и пошла вместе с ним в туалет. Потом ему покупают горшок и говорят: «Писай и какай сюда. Наш большой горшок для тебя пока неудобный, вот тебе твой личный». И он без проблем это делает, потому что много раз видел, как это делают родители.
Не стоит слишком часто говорить ребенку то "можно", то "нельзя". Вот он взял мячик, мишку, носок – мама улыбается, кивает. А трогает ножницы, пульт, розетку – мама становится злой и кричит. И он думает: «Так я лучше ничего не буду трогать, чтобы не нарваться». И сидит себе в манежике, играет. Ничего ему не интересно, ничего не хочет пробовать.
Спешите купить большой чемодан по распродаже!
Какие-то вещи вы не можете ребенку позволить трогать не потому, что они опасны для его здоровья и жизни, а просто из-за каких-то своих предубеждений. А нужно, чтобы дома было как можно меньше запретов. Через некоторое время ребенку нужна будет родительская власть, ему нужны будут границы, но не сейчас.
Если запрещаете что-то, объясняйте, почему нельзя. Например, чистите ванну химией, и он подходит и тоже тянется. Говорите ему: «Это трогать нельзя, иначе разъест кожу. Видишь, я в перчатках. Мне нельзя, и тебе тоже нельзя».
Если же вы убрали документы на высокую полку, а он дотянулся, вы убрали еще выше – и он принес два стула, поставил их друг на друга и добрался, значит, у него уже достаточно высокий интеллект, чтобы понять объяснение вроде "это очень важные документы, не трогай, пожалуйста".
Второе полугодие всегда проходит в хаосе, потому что ребенку все интересно. И очень важно позволить ему познавать мир. Разбрасывая и ломая, в том числе.