Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Как приобщить ребенка к искусству?

Как приобщить ребенка к искусству?

Прежде, чем перейти непосредственно к теме, стоит подумать о том, зачем вообще людям искусство? Ведь вполне можно прожить и без него. Но дело в том, что человек и отличается от животных тем, что когда не занят удовлетворением физических потребностей, он начинает играть. Вот только под словом «игра» не подразумеваются игры в общепринятом смысле, а нечто более высокое, то есть искусство.

Ведь от занятий чем-то подобным человек получает эстетическое и моральное удовольствие, а его жизнь становится лучше, приобретая совсем другие краски. Некоторые люди очищаются/меняются с помощью искусства и становятся добрее.

Все это относится и к детям. Дети, которым прививают любовь к искусству, начинают выражать себя не только в криках и истериках. Они не бояться рисовать, лучше подбирают цвета. У таких деток лучше развивается левое полушарие мозга, что в будущем помогает развитию и правого. В последующем ребенок начинает лучше воспринимать визуальные объекты, у него развивается пространственное мышление, внимание, координация между глазом и рукой.

Чтобы всего этого добиться, мало увлекать ребенка, нужно, чтобы он и понимал это искусство.

Как происходит понимание?

Многие родители задаются вопросом: "Как я буду привлекать ребенка к той же живописи, если сам ничего в этом не понимаю?" На самом деле, это просто. Вам ничего и не надо понимать, ведь за вас это давно сделали искусствоведы. И если вы будете хотя бы просто смотреть на картину, не вдаваясь в направление, стиль и, возможно, даже не зная имя автора, знание придет со временем.

Достаточно сходить на несколько выставок и посмотреть порядка 100 картин, и многое для вас станет понятно. Но при этом не стоит заставлять себя насильно. Искусство – это отражение внутреннего мира, и если вам не нравится Ван Гог, то не обязательно лицезреть его картины. Возможно, вам будет ближе Моне или кто-то из отечественных живописцев.

Но у вас не получится понять искусство, если не сформируется интерес к той же живописи. Некоторые родители так и говорят, мы не хотим прививать ребенку любовь к искусству, так как нам оно неинтересно. Но как может что-то понравиться, если вы ничего об этом не знаете? Прежде, чем так резко опровергать значение творчества и искусства в жизни ребенка, попробуйте приобщить себя сами. Поставьте какие-то временные рамки (2-3 недели), и если за это время вас ничего не затронет, то тогда да, возможно, это действительно не ваше. Но такой исход маловероятен.

Приобщение ребенка к рисованию

Интерес к чему-либо формируется именно в тот момент, когда вы начинаете что-то пробовать и узнавать. Ведь и любить можно только то, что знаешь. Например, несколько дней назад вы показывали ребенку иллюстрации из книги по живописи, а сегодня вы пошли с ним в музей. И там он увидел одну из тех работ, которую вы недавно изучали. Его интерес к ней возрастет в мгновение ока. Или же, если картина незнакомая, но на ней изображено то, что ребенок уже где-то видел – то эффект будет тот же.

Но просмотр картин - это далеко не единственный способ знакомства с искусством.

Знакомство с живописью

  • Конечно, первым в списке будет просмотр картин.
  • Это игры с теми же картинами. То есть, вы можете сами придумать игру, например, с угадыванием авторов или названий картин.
  • Разговорные игры. Например, вы можете попросить ребенка показать на картине человека, животное, растение и многое другое, что будет там изображено.
  • Пазлы по картинам, которые часто продаются в галереях, тоже способствуют знакомству с живописью.
  • Есть лото по мотивам работ художников.
  • Игры «Memory» - картинки, которые переворачиваются вверх ногами. Их можно сделать самому.
  • Если у вас нет возможности посещать картинные галереи часто, то можно приобрести книгу по изобразительному искусству и рассказывать ребенку про картины и авторов. А потом спрашивать у него, что ему понравилось, что он запомнил. Подобные игры очень хороши для развития речи. Гораздо лучше, чем многие современные книги.
  • Важно начинать знакомство с более простых работ известных художников, а после переходить к более сложным. Очень хорошо, если малыш пытается срисовать картину того же Матисса или другого автора. В этом случае он никогда не забудет его произведение.

    Дети в картинной галерее

    В любом случае, необходимо хотя бы иногда ходить с ребенком в музей, ведь в противном случае, искусство останется для него рафинированным, непознанным. Главное перед походом просмотреть каталог картин и удостовериться, что там будет хотя бы одна работа, с которой знаком ваш малыш. Если таких нет – распечатайте и за несколько дней до покажите ему. Иначе поход в музей (галерею) будет бессмысленным. Лишь увидев картину воочию, ребенок поймет технику, увидит краски, мазки и вообще осознает ее масштабы.

    Другие виды искусства

    Детей увлекают не только картины, но и еще много чего. Им очень нравится и вполне доступна скульптура, особенно это касается маленьких детей. Для них они как большие игрушки.

    Архитектура тоже нравится детям, и более того, это самый доступный вид искусства. Ведь в каждом городе есть красивое, старое здание, храмы, постройки, которые производят неизгладимое впечатление. Кроме старинных, есть и довольно новые, необычные строения, которые наверняка привлекут внимание ребенка.

    Музыка – это тоже нечто особое, ведь иногда ребенок сталкивается с ней еще в утробе матери, когда она дает ему послушать симфонию Баха или свою любимую мелодию. Поэтому стоит знакомить ребенка с разными жанрами: классика, рок, джаз, блюз. Главное, чтобы это были действительно качественные произведения.

    Приобщение ребенка к искусству

    Театр - тоже неотъемлемая часть искусства, ведь он настолько многогранен, что говорить о нем можно часами. Это могут быть спектакли, балет, опера. Конечно, ходить с ребенком ежедневно вы не сможете, но выбираться хотя бы 2-3 раза в год стоит. Современное или старое кино не сможет заменить театральные постановки, ведь там все иначе. Очень хорошо, если вы вместе с ребенком сами устраиваете театральные представления с помощью кукол или мягких игрушек. Но прежде, чем это делать, ребенок должен увидеть это все вживую.

    Насчет того, с какого возраста ходить с ребенком в музей или театр, то тут все индивидуально. Но лучше начинать с двух лет (иногда год), главное, чтобы постановки не длились по три часа, а время похода в музей не превышало 15-20 минут.