В двенадцать месяцев ребенок может прибавить в весе около 200 г (в среднем с момента рождения до года ребенок увеличивает свой вес в 3 раза), а рост увеличится на 1 см (за первые 12 месяцев жизни ребенок может вырасти в среднем на 25 см).
Существенно понижается прирост окружности головы ребенка, а после года до 10 лет окружность грудной клетки каждый год постепенно увеличивается.
К концу первого года жизни количество молочных зубов для каждого ребенка индивидуальное. Для приблизительного подсчета используют формулу: возраст ребенка в месяцах минус 4. То есть в 12 месяцев у ребенка должно быть 8 зубов. Однако, каждый ребенок развивается по разному, поэтому их количество может отличаться.
Развитие органов чувств
Навыки ребенка:
Не прекращает совершенствоваться ориентация и искательные движения рук. Ребенок может стойко и преднамеренно увлекаться одной игрушкой на протяжении 5-10 минут и более. Дети в этом возрасте могут не только увлекаться какой-либо игрушкой, но и выбирать для себя более функциональную и интересную вещь. Она и будет для них самой занимательной по всем игровым качествам.
Ребенок уже может производить манипуляции по открыванию и закрыванию дверей или шкафчиков, вкладыванию и выкладыванию предметов.
Координация в движениях рук становится более слаженной, большой, средний и указательный пальцы начинают принимать активное участие в движениях рук.
Развивается память. Ребенок может помнить моменты, что произошли в течение продолжительного времени.
Действия родителей: ребенку необходимо позволять самостоятельно развиваться с помощью игр. Ребенок должен чувствовать удовлетворение от определенных проделанных действий, например, собирание пирамиды или раскрытие матрешки.
Эмоции, социальное поведение
Навыки ребенка:
Адекватно реагирует на слова и просьбы взрослых. Проявляет эмоции, интересуется действиями родителей, а также может им подражать.
Настороженно реагирует на незнакомых людей, но к некоторым может проявлять симпатию.
Узнает близких и родных по фотографиям. Жестами может указать на человека, который изображен на фото.
Выраженная заинтересованность к другим детям.
Действия родителей: в процессе игры приучать ребенка к взаимопомощи и к чувству благодарности.
Развитие речи

Навыки ребенка:
Ребенок постепенно начинает управляться запретами родителей: «нельзя», «не бери», «не ломай» и т.д. Пополняется пассивный словарь: ребенок может распознавать предметы, действия, имена без демонстрации. Выполняет отдельные просьбы: «дай», «выбрось», «положи».
В словарный запас ребенка включаются лепетные слова (около 5-10): «ма-ма», «ля-ля», «ки-ца» и т.д. Может подражать взрослым, например, разговаривать по телефону или пользоваться веником.
Действия родителей:
Общаясь с ребенком, взрослый должен правильно и четко произносить все слова. В этом возрасте ребенок все чаще повторяет не только звуки, но и слова, не вникая в их произношение. Поэтому его нужно приучать правильно, без искажения говорить, ставя себя в пример.
Ребенку необходимо озвучивать все новые предметы и игрушки, которые попадают ему в руки. При этом нужно указывать и на действия данных предметов: «ложка лежит», «ля-ля плачет».
Приучать ребенка выполнять отдельные требования, например, из числа незнакомых предметов найти знакомый и наоборот.
Продолжать задавать вопросы ребенку, при этом самостоятельно отвечая на них.
Опорно двигательный аппарат
Навыки ребенка:
Ребенок начинает активно передвигаться, его движения становятся более уверенными. Ему практически не нужна опора, он становится самостоятельным и без нее.
Для игры использует положение сидя. Однако при этом ребенок может подниматься, за что-нибудь придерживаясь. Малыш начинает понимать, как использовать конкретные вещи, например, карандаш - писать, ложка – кушать, телефон – разговаривать. Умеет передвигаться как ползком, так и шагами, преодолевать ступеньки, носить с собой некие предметы или игрушки. Может собрать предметы одного вида в коробку.
Повышаются рефлексы схватывания предметов. Теперь обе руки задействованы в процессе, определяется ведущая рука – правая или левая.
Ребенок может самостоятельно пользоваться наполненной чашкой, проделывая при этом все действия. Подражая родителям, малыш начинает усваивать технику мытья рук. По требованию взрослых приносит названные ими вещи во время одевания.
Действия родителей:
Ребенок должен больше двигаться. Поэтому ему необходимо создать для этого наиболее комфортные условия. Малоподвижность может вредить здоровью малыша.
Нужно учить ребенка самостоятельности. Для этого придумывают различные игры, в которых ребенок сможет больше внимания уделять для своего передвижения ради достижения цели.
Проделывать упражнения, которые формируют моторику пальцев. Предлагать ребенку распознать предметы по форме и по материалу. Проводить игру перекладывания игрушек с одного места на другое.
Распорядок дня и сон
Суточная норма сна ребенка, в зависимости от предыдущих месяцев, не изменилась и составляет 13 часов. Детский сон должен длиться примерно 1–2,5 часа в день. Важно включить в это время прогулку на свежем воздухе. При "нелетной" погоде можно положить ребенка спать в комнате, при этом открыть окна.
Обустройство детской

Для ребенка должно быть свободное пространство, без лишних предметов на полу. Посреди комнаты не должна быть крупная мебель, однако вдоль стен необходимо расставить предметы мебели – стулья, кресла, диван. Так, опираясь, малыш быстро научится передвигаться по комнате. Пол нужно застелить ковром или паласом, так как большую часть времени ребенок передвигается ползком. Вся мебель каждый день обрабатывается пылесосом и проводится влажная уборка.
Уход и купание
Каждый день проводите банные процедуры: утром – умывание, мытье рук, вечером – купание либо мытье ног.
Детей до года купают раз в два дня с продолжительностью около 10 минут. Температура воды должна быть 33-35°С, а комната прогрета до температуры 21°С.
Подбираем одежду
При росте ребенка в возрасте 12-15 месяцев 83–88 см следует выбирать для него одежду 86 размера.
Прогулки
Рекомендуется как можно чаще проводить время с ребенком на свежем воздухе. Летом общее время прогулки составляет около 3,5 часов в день, в зимнее время - 1-2,5 часов.
ВАЖНО: Никогда не оставляйте ребенка без присмотра. Так как малыш все время пытается все попробовать и может при этом навредить себе.
Массаж, гимнастика и закаливание
Для детей проводят воздушные ванны. Их рекомендуют осуществлять по 2 раза на день в течение 30 минут. Температура в комнате должна составлять около 19°С.
Процесс массажа предусматривает сгибание и разгибание рук и ног в положении сидя и в подвешенном состоянии, держась руками за турник; поднятие тела из положения лежа, наклоны.
Игрушки
В этом возрасте малышу подойдут развивающие игрушки, такие как пирамидки, матрешки, или передвижные со звуковыми эффектами.
У меня 2 вопроса по поведению ребенка, которое я затрудняюсь интерпретировать. Дочке 1,3 года.
1. Примерно с года я не могу выйти из комнаты без ее слез, бежит следом, вцепляется в ноги. Домашние дела мы делали вместе, но теперь это весьма проблематично. На руках не поносишь долго, 13 кг. Если выделяю ей кастрюльки, тряпочки, они ее заинтересуют на минуту и то, если новые. Хотя если дать что-нибудь запретное, типа телефона, обрадуется и убежит с ним играть. Если беру на руки и делаю дела с ней на руках, тоже успокаивается. Что это? Каприз или потребность? Или ей просто интересно, что я делаю, а с рук видно лучше?
2. Обычно по утром с дочкой вставал муж, он ее забирал и час они играли. Выглядело это примерно так. Дочка проснулась, пососала или нет грудь, в зависимости от того, как давно сосала ночью, он ее взял и спокойно унес. Примерно после 1,1 после просыпания дочка долгое время стала сосать грудь, она может повертеться, сесть, но снова возвращается на грудь. Если муж забирает и уносит ее, плачет, вырывается, бежит назад. Час без меня тоже часто не выдерживает стучится в дверь, требует чтобы пустили. С чем может быть связано
такое поведение? Необходимы ли ей эти утренние выляния, сосания на груди?
Здравствуйте, Наталья!
Возраст у ребенка когда он понимает, что мама-отдельно, и это осознание пугает и беспокоит. Можно предлагать идти с вами т.е вы управляете процессом, а не являетесь «заложницей» ситуации. Выходите — зовите с собой, делаете дела — предлагайте какое-то дело рядом. Я иногда ставлю уже ребенка на высокий стул перед собой, когда мою посуду. Ей интересно смотреть и булькать в воде. Не очень удобно, но зато ребенок при деле, не пищит, принимает участие в делах, и спокоен.
На ручках конечно тяжело, можно не носить а подержать чуть-чуть и спустить, приглашая идти вместе — в квартире это пара шагов, но будет опыт — что по просьбе мама на ручки берет, но не носит.
2. Раз просит и бежит назад, стуча в дверь — значит необходимы. С чем может быть связано? С тем что она вас любит и вы для нее самый главный человек. Папу конечно тоже любит, но по-другому. Нормальный период «мамозависимости», немного подрастет, научится сама себя занимать и все это пройдет. У меня даже 10 летняя не против утрами прийти и поваляться рядышком, а уж младшие и подавно.
Значит на время об утренних одиноких снах придется забыть))) На счет уходов дополню. С собой я ей предлагаю идти, но она начинает рыдать даже в таком случае, при фразе «пойдем» испуганно вскакивает и вцепляется в меня. Сегодня до кухни кое-как дошли со слезами, дала кастрюльки, ребенок долго боролся с собой — плакать и требовать маму или играть. Решила, что плакать. Села с ней на пол, взяла на колени, поиграли минут 5 вместе, а дальше она уже увлеклась, Даже убежала в комнату по своим делам.
Получается она сама от меня убежать может, а мой уход воспринимает как угрозу.
Наталья, может была какая-то тревожная для дочки ситуация, которая могла вызвать такой страх? Попробуйте мысленно поискать за 1-2 мес. до проявления тревоги. В любом случае верить в своего ребенка, перерастет, повзрослеет и если не усугублять (крики, угрозы, специально не провоцировать на раннее отделение ) то постепенно сойдет на нет.