Как правильно выбирать игрушки и организовывать детское пространство?

Как правильно выбирать игрушки и организовывать детское пространство?

В этой статье попробуем разобраться в том, как правильно выбирать игрушки для ребенка, что должно находиться в детской комнате, а что лучше убрать. Научимся правильно организовывать детское пространство.


Какие игрушки нужны ребенку 1­-3 года?

  • Коробки, ящики, контейнеры, корзины.
  • Их можно использовать, например, как гаражи для машин, кроватки для кукол.

    Можно привязать нитку и использовать, как тележку, можно использовать как строительные блоки. Также коробки, контейнеры, ящики и корзины могут выступать реквизитами в сюжетно-­ролевой игре (быть лодкой, чемоданом и т.п.)

  • Куски ткани ­- большие и маленькие.
  • В качестве большого куска ткани можно использовать плед или легкое одеяло, либо что-­то другое. Из них можно сделать домики, натянув на стулья, спинки кресел или дивана. Можно с помощью ткани перевозить что-­нибудь по полу.

    Маленькие кусочки можно использовать, как покрывало для куклы, скатерть для стола, упаковка для посылок и т.п.

    Хорошо для игры подойдут подушки (лучше использовать диванные подушки). На них можно просто садиться, раскладывать, как сиденья в автобусе, скакать по ним, а также с ними можно делать зарядку.

  • Всевозможный бросовый материал (камешки, каштаны, бусинки, пробки, отмытые монетки, ватные палочки, коктейльные трубочки, веревочки, палочки).
  • Палки можно найти на улице, вымыть их и хранить в какой-­нибудь вазе или тубусе. В игре они могут быть шлагбаумом, жезлом полицейского, половником, шваброй и т.п. Но надо обязательно смотреть, чтоб дети не тянули их в рот.

    Хорошо в игре использовать набор резинок для денег. С помощью резинок удобно что-­то соединять, скреплять и т.д.

    Для хранения бросового материала хорошо бы завести одну большую коробку и в нее поставить несколько маленьких. Также рядом можно поставить баночки, в которые можно что-­то бросать, кидать, просовывать. Они могут быть прозрачные и непрозрачные, с разными отверстиями.

  • Игровые материалы для творчества.
  • Материал для творчества обычно складывают отдельно и предлагают ребенку только тогда, когда он сел порисовать, полепить и т.п. Часть материала для творчества хорошо бы отложить в отдельную коробку и использовать в играх. Это могут быть кусочки ткани, проволока, фольга, скотч разных цветов, пластилин, листы бумаги и т.п.

  • Машины, куклы, фигурки для игры.
  • Это должна быть небольшая коробочка, в которой будут лежать 3­-5 машинок (выберите их с ребенком, остальные можно убрать, а потом их просто менять), фигурки животных, человечков (тоже буквально несколько штук). Коробка не должна с возрастом увеличиваться, просто можно менять фигурки.

  • Большие куклы и машины.
  • В возрасте до 3-­4 лет куклы должны быть не очень детальные (детям не важно, чтобы у него были открывающие и закрывающие глаза, самое простое лицо, самая простая одежда. К тому же они должны быть мягкие, потому что их удобно прижимать к себе, качать.

    Машинки в этом возрасте тоже нужны простые, а не множество всяких экскаваторов, мусоровозов и прочее. Это должны быть игрушки, которые похожи на транспорт (машинка, грузовик), не детально проработаны, видно колеса, корпус и этого достаточно. Детям будет удобно с ними играть и они будут концентрироваться на самой игрушке, на сюжетно-­ролевой игре. Если игрушка будет сложная, ребенок будет концентрироваться на деталях игрушки, а сам процесс игры будет на втором плане.

  • Конструкторы, кубики.
  • Кубики лучше использовать деревянные. Также подойдут для игры деревянные рельсы из Икеи (они очень нравятся не только мальчикам, но и некоторым девочкам).

    Лего конструктор до 3 лет нужен крупный. В 2-­2,5 года можно приобрести небольшой комплект мелкого конструктора.

  • Развивающие игрушки.
  • Матрешка, юла, пирамидка, пазлы, блоки Дьенеша палочки Кюизенера, орнаменты Зайцева, квадраты Никитиных, карточки с картинками. Достаточно 10-15 игр, остальное можно периодически менять.

    Что добавить для детей 3-7 лет?

    1. Головоломки.
    2. Для них тоже лучше выделить отдельную полку.

      Танграм, очень хорошие головоломки у производителя Think Fun.​ На эту же полку можно положить задания с ребусами, лабиринтами, задачками на логику. Исследовательские предметы (телескоп, лупа, магнит, измерительная лента, песочные часы, кубик рубика и т.п.)

      Обязательно объясните ребенку, что если ему скучно, он может подойти к этой полке и выбрать какую-­нибудь игру.

    3. Простой фотоаппарат.
    4. Важно, чтобы он был с одной стороны простой, а с другой стороны прочный.

    5. Телефон.
    6. Он должен быть простой, без цветного дисплея и всяких игр. Ребенок уже может какое-­то время оставаться один, и телефон понадобится, чтобы ему звонили. Также ребенку надо рассказать, как можно позвонить бабушке, дедушке и другим родственникам.

    7. Детальные игрушки.

    Как организовывать детское пространство?

  • Личное игровое место. Главное, чтобы у детей было плоское игровое пространство, на которое можно расставлять игрушки и как-­то играть. Важно понимать, что это личное место ребенка, и он сам расставляет здесь игрушки. Если вы хотите убраться, то делайте это вместе с ребенком или спрашивайте у него, можно ли сделать что-­то, убрать или переставить.
  • Для каждого вида игрушек отдельное место. На стенах можно развешать всевозможные плакаты, репродукции картин.
  • Рабочее место. Для ребенка старше 3­-4 лет важно, чтобы у него было свое рабочее место и хороший стул.
  • Место для творческих занятий. Все творческие материалы лучше класть где­-нибудь сверху. Это может быть коробка, где лежат ножницы, бумага, карандаши, книги с раскрасками и т.п.
  • Мусорное ведро. Хорошо иметь мусорное ведро и научить ребенка пользоваться им.
  • Цветок. Возрасте 3-­4 лет хорошо бы завести ребенку цветок, за которым он будет ухаживать.
  • Что можно и нужно хранить в коробках? Необходимо рассортировать в отдельные коробки конструктор, камешки, трубочки, фигурки и поставить в шкаф, который стоит у стены. Или это могут быть полки, прикрепленные к стене.
  • Как рассортировать книги? Если ребенок уже читает сам, то книги, которые он читает, можно поставить на отдельную полку. Отдельно поставить книжки на иностранном языке. Выделить отдельную полку для энциклопедий.