Правильное воспитание ребенка
Часто случается так, что ребенок начинает себя странно вести, но обратившись к педиатру, никакой проблемы обнаружить не удается. Возможно, родители просто неправильно интерпретировали повадки ребенка. Как же в итоге понять, что является странностью в поведении и что отнести к патологическим привычкам?
Патологические привычки
Прежде всего – это:
- Сосание пальца. Как мы знаем, сосание является рефлекторным, ведь с рождения малыша прикладывают к груди, и он получает пищу. Если ребенок помимо груди начал сосать еще что-то (палец), то это сигнализирует о том, что ему недостаточно тех прикладов, которые он получает. И дело тут вовсе не в питании, ведь кроме физиологической потребности, сосание успокаивает малыша, дает ему разрядку. Благодаря сосанию малыш устанавливает с мамой особый контакт и если ему этого не хватает, он старается это чем-то заменить.
- Агрессивное поведение с выдергиванием волос, царапаньем или же зажиманием кулачков так, что остаются следы от ногтей. Это тоже привычка, только иной формы. Обычно подобное происходит, когда ребенку не разрешают выплескивать эмоции. Ему нельзя драться с младшим братом или малыш холерик по типу темперамента.
К сожалению, если не обратить на это внимание сразу, то сосание пальца станет привычкой - и без пальца он не сможет даже уснуть. Чтобы отучить малыша от этого, родители начинают постоянно вынимать пальцы изо рта, мазать их неприятными и горькими мазями, не понимая, что эта привычка появилась не просто так. Это четкий сигнал, что у малыша не все в порядке.
Лучшим способом борьбы с привычками будут игры, особенно для мелкой моторики. В зависимости от возраста, это может быть просто игра, плетение, оригами и многое другое. В крайнем случае, ребенок просто может перебирать пуговки, кубики или что-то подобное.
В таком случае может помочь спорт или любая другая физическая разрядка, которая ему под силу, исходя из возраста.
Подобного рода привычки формируются далеко не у всех детей, так как многое зависит от состояния психики у ребенка. Некоторые привычки не удается убрать с помощью игр или отвлечения, но тогда это считается неврозом, и родителям стоит обратиться к профессионалу.
Как приучить ребенка к горшку?
Рано или поздно, вопрос касательно горшка встает перед всеми мамами. Одни считают, что ребенок может ходить в памперс столько времени, сколько потребуется, а после сам «дозреет» до горшка. Другие же, напротив, стараются высадить ребенка на горшок, тазик или пеленку, чтобы он поскорее освоил туалет.
Нет единогласного мнения по поводу того, что же лучше, ведь к 4-5 годам детки действительно учатся ходить в туалет сами, глядя на то, как это делают взрослые. Но готовы ли вы ждать столько лет, совсем другой вопрос.
Что же можете сделать вы? Прежде всего, наблюдать, ведь ребенок обычно сам показывает свою готовность учиться ходить на горшок. Одним из них является то, что однажды малыш перестанет ходить в памперс ночью, и это сигнал, что он пописает уже после того, как проснется. В такие моменты вы спокойно можете приучать ребенка к горшку.
Но бывает так, что ребенок справляет свою нужду в другом месте, убегая от вас. Это свидетельствует о том, что приучение к горшку было насильственным, и малыш не был к этому готов. Порой малыш противится горшку, если он стоит в неположенном месте. Например, ребенок видит, как мама и папа ходят в отдельную комнату, то почему же он должен делать это посреди комнаты? В таком случае просто поставьте горшочек в ванной.
Что делать, если ребенок мало ест?
Многие не видят ничего плохо в том, что малыш мало кушает, и думают, что значит, ему так надо. Но на самом деле, если малыш отказывается от прикладов к груди или же просто плохо кушает, то это свидетельствует о сбое.
Если это грудничок, который отказывается от прикладов, это значит, что есть проблемы в отношениях с матерью и не установлен эмоциональный контакт. Если же ребенок отказывается от еды в более взрослом возрасте, то тут не все так критично. Частой причиной отказа может быть кормление до возникновения пищевого интереса. Т.е. ребенок не понимает, что вы пытаетесь засунуть ему в рот, и в результате возникает отторжение. А вот когда ребенок видит, как кушают взрослые, и ему становится интересно, он сам хочет иметь свою ложечку, вилочку и кушать то, что кушают родители.
Если же заставлять ребенка кушать, то это не приведет ни к чему хорошему, ведь у него не сформируются правильные пищевые привычки. Он будет просто есть, чтобы есть, а не потому, что хочет.
Сильнее всего ребенку помогает подражательное поведение, поэтому, если у вас есть малыш от года до 2,5, то он непременно будет все повторять за вами. Если вы кушаете хорошо, не выбрасываете еду, то и он будет относиться к ней с уважением.
Следующим шагом в воспитании ребенка является его социализация и взаимодействие к окружающим миром.
Социализация
Долгое время считалось, что социализация – это взаимодействие ребенка с другими детьми в искусственном окружении, таком как садик или школа. Но это не основное, так как есть первичная социализация, которая и помогает ребенку в будущем. Первым человеком, с которым малыш начинает взаимодействовать, является мама. Именно от формирования общения с ней и произойдет дальнейшее становление, ведь после мамы ребенок начнет общаться с папой, бабушками и другими детьми.
Многие считают, что именно садик будет хорошей базой для социализации ребенка, но это не так. Дома ребенок копирует поведение родителей, и именно они являются для него авторитетом. В садике же нет авторитетного взрослого, так как у воспитательницы 20 штук таких же детей, и она не может быть лидером для всех. Дети ориентируются сами на себя. Именно это и является самым вредным, так как дети, которые должны следовать за взрослым, следуют за своими сверстниками.
В школе или садике дети перенимают неверную модель поведения, которая не очень хорошо отразится на их будущем. Поэтому именно вы должны быть маяком для ребенка. Сам по себе садик – это не есть плохо, но вот для ребенка он некое общежитие, где его учат и поучают. А дома он отдыхает и расслабляется, хоть и должно быть наоборот.
Поэтому, если у вас есть возможность заниматься ребенком самостоятельно, то дом – это лучшая возможность социализации, чем садик.
Детские истерики
Прежде всего, стоит помнить, что истерики малыша до 1-1,5 года – это норма, так как малыш растет и переходит на определенную ступень развития. Но как бы то ни было, а истерика истерике рознь, и ее причины очень разные.
Истерики могут быть из-за:
Вы должны знать, что на самом деле, ребенок не хочет истерить, ведь ему это попросту не выгодно. Он не знает, как добиться своего иным путем, а все его крики – это сигнал о помощи. Поэтому не игнорируйте ребенка, не ругайте его, но и не поддавайтесь.
Рассмотрим такую ситуацию. Вы сидите за столом, и к вам подходит малышка и тянет вас к игрушкам. Если она маленькая, до 1,5 года, то она обязательно устроит истерику, если вы не выполните ее просьбу. В таком возрасте это нормально, но уже можно учить ребенка ждать, хотя бы по несколько секунд.
Но, что если ребенку 2-2,5 года? И он устраивает истерику, ложится на пол и стучит ручками и ножками? В таком случае не стоит идти на поводу и, бросая все, бежать к игрушкам. Пусть кричит, пусть бьется в истерике. Вы в свою очередь, просто обнимите его, покажите, что любите, но не поддавайтесь на провокацию. Конечно, с первого раза ничего не подействует, но всему свое время. Если вы хотя бы раз примите его истерику, то отодвинетесь на 10 шагов назад.
Если малыш поймет, что ничего не может добиться истерикой, он начнет искать иные способы, а вы можете ему в этом помочь. Вы должны проговаривать с ним другие пути получения желаемого, но не в момент истерики, а после нее. Очень важно, чтобы в ответ на его крики, вы не начали истерить сами, ведь до трех лет ребенок свой образ выстраивает, глядя на вас и ваше поведение. Поэтому у вечно кричащей мамы не будет спокойного ребенка.
В воспитании детей, многие родители стараются искоренить жадность у своего ребенка, и об этом мы сейчас поговорим.
Жадность
Первая жадность происходит у ребенка в возрасте 1-1,5 года и, столкнувшись с ее проявлением, родители испытывают негативные эмоции, ведь сама по себе жадность – это плохо. Родителям нужно знать, что до двух лет жадность ребенка и взрослого – это не одно и то же. В таком возрасте малыш не отождествляет себя отдельно от предметов и воспринимает все свое, как часть себя. Т.е. по сути, заставляя его делиться, вы заставляете ребенка отдавать кому-то часть себя.
Чтобы перенести этот этап спокойно, вы должны принять право ребенка не отдавать кому-то свои игрушки, а после научить его доброте. Если ребенок, выходя на площадку, будет со всеми делиться конфетками не потому, что сам чувствует, что это хорошо, а потому, что так настояла мама – о какой доброте может идти речь?
Прежде всего, ребенок сам должен прочувствовать, что у него есть собственные вещи, которыми он сам вправе делиться или не делиться. И только через это понимание к нему в дальнейшем придет мысль о том, что делиться – это хорошо. А далее все зависит от вас. Если вы хотите воспитать доброго и щедрого ребенка – будьте такими, но не играйте такую роль. Нельзя быть хорошим на публику.
Часто на детских площадках можно увидеть картину, когда один из детей хочет поиграть игрушкой второго. Мамы начинают говорить свои коронные фразы: «Дай мальчику поиграть, ты же не жадный», не понимая, что оказывают медвежью услугу. Объясните ребенку, что он не обязан делиться игрушкой, так как она его, но если хочет – то может. Также скажите второму малышу, что ваш сын или дочка хотят поиграть машинкой сами и может потом ею поделятся. Если малыш не хочет делиться, то можно ненавязчиво предложить ему обмен игрушками, но тоже при его согласии.
Только после всего этого малыш может захотеть поделиться с кем-то, воспитывается щедрость исключительно на примере родителей.
Следующим вопросом, который касается воспитания, становится физическое наказание ребенка.
Можно ли бить детей?
Большинство мам и ведущих экспертов категоричны в этом вопросе, так как детей бить нельзя. Под битьем подразумевается не избиение, а даже легкие хлопки по попе или по рукам. Все потому, что глядя на вас, ребенок поймет, что насилие решает все проблемы, от этого сильный может обижать слабого, а взрослый - маленького.
Банальный пример, это ребенок в садике ударил мальчика за то, что тот хотел отобрать у него игрушку. Узнав об этом, родители ругают его, но ребенок искренне не понимает, почему маме и папе можно бить его по попе, а ему мальчика нельзя?
Или же другая ситуация. Ребенок вечно куда-то лезет, и уже в десятый раз вы не выдерживаете и бьете его. После этого ребенок перестает лезть, куда не надо. Но вот произошло это не оттого, что он все понял, а потому что испугался. Поэтому в следующий раз, спустя несколько дней, он снова полезет туда, потому что вы не объяснили ему, что так делать не стоит.
Помните, насилие - это не выход, ведь есть иные способы подхода к малышу, которые помогут воспитать личность, а не запугать его.
В формировании личности также важно научить ребенка понимать и принимать чужие чувства и эмоции.
Отзеркаливание
Этот вопрос касается не только детей, но и взрослых, ведь многие из них также не способны к принятию чужих чувств. Например, к вам приходит знакомый и рассказывает о своей трагедии. Что делает взрослый? Старается подбодрить знакомого, говоря ему, что: «Все будет хорошо, забей. Оно того не стоит, не переживай по пустякам». В итоге человек не получает той поддержки и сочувствия, которое ему было необходимо.
То же самое мы делаем и с детьми. Мы говорим ребенку: «Не психуй, не расстраивайся, это ерунда». Ерунда для нас, но в детской голове это трагедия всемирного масштаба, а мы в свою очередь показываем, что для нас она ничего не значит. Ребенок, не чувствуя от вас поддержки, думает, что он нелюбим.
Что же делать в таких случаях? Все просто - проговаривать чувства ребенка. Например, малыш хочет взять нож. Вы не говорите ему: «Нет, нельзя, он острый». А используйте методику понимания, проговаривая «Ты очень хочешь этот нож. Очень-очень, но он острый и мама тебе его не даст. Ты расстроился, что им нельзя играть, но это правда, ведь им можно пораниться». И все. Вы не просто запретили ребенку что-то, а показали ему, что понимаете его.
Если у него не получилось построить домик, вы не должны сидеть и плакать вместе с ним, но и быть безучастным тоже не стоит. Вам стоить говорить в утвердительной форме «Ты расстроен. У тебя не вышло», а не задавать вопросы. Понимайте и принимайте чувства своего ребенка.
Прогулки тоже не маловажная часть воспитания, ведь именно на детской площадке происходит много интересных случаев.
Прогулки на детской площадке
О том, что ваш малыш не обязан делиться своими игрушками на детской площадке, было рассказано выше. Вы не должны заставлять его отдавать их, если он не хочет. Но что если все наоборот, и ваш ребенок захотел поиграть чьей-то машинкой или лопаткой? Вы также объясняете ему, что это игрушка мальчика, и сейчас он хочет ею играть, а мы пойдем поиграть в песочек, и отводите ребенка в другой край песочницы.
Если дело касается общих игрушек – качелей, горок, то вы должны объяснить ребенку, что они общие, и тут нужно соблюдать очередь. Конечно, он этого не поймет с первого и даже с третьего раза, но последовательное поведение в этом вопросе разрешит все ситуации. Возможно, малыш устроит истерику, так как не поймет этого, но это все решаемо, и важно просто отвлечь ребенка игрой.
Бывает такое, что малыш категорически не хочет уходить с площадки и начинает истерить. Как быть?
Тут тоже все поэтапно. Вы должны предупредить ребенка за 10-15 минут, что скоро пойдете домой. И так вы делаете каждую минуту. Не важно, понимает ребенок время или нет, главное донести до него это. Когда наступит последняя минута, вы берете ребенка и идете домой. Ни в коем случае не поддавайтесь на его слезы. Лучше тогда и вовсе не начинайте предупреждать. Делать это стоит лишь тогда, когда вы полностью уверены, что через 10-15 минут пойдете домой.
Через 3-7 раз ребенок поймет, что раз мама сказала, что нужно домой, значит, мы идем, и не будет устраивать истерики. Но в том случае, если вы не сдадитесь на каком-то этапе. Вы не спрашиваете у малыша, идем ли домой, а сами устанавливаете время. Подобное можно применять не только с детской площадкой, но и дома.
Детская ревность
Часто можно услышать, что ревность – это плохо, и если ребенок ревнует вас к другому малышу, вы плохо его воспитываете, или у него такой характер. Но прежде всего, родители должны понять, что изначально дети просто не обязаны любить друг друга. Если вы будете требовать эту любовь, то сослужите им плохую службу. Это касается детей с не слишком большой разницей в возрасте, которые еще не могут или не понимают, как это – любить.
Примите и признайте то, что дети не обязаны любить друг друга. Это самое главное. Но есть ряд и других советов.
Только так можно не допустить ревности и научить ребенка любви.
Если ребенку скучно
Воспитывая ребенка, родители часто сталкиваются с тем, что их чадо рано или поздно начинает скитаться без дела по квартире или лежит на кровати. Тогда в голове возникает вопрос – что же я не додала? и мама начинает впихивать в малыша все подряд. До трех лет родители пытаются научить малыша всему – знать буквы, составлять слоги, учат иностранные языки. Но зачем? Задайте вопрос – нужно ли это сейчас ребенку. В 7-9 лет и тот, и тот будут читать одинаково, независимо от того, учили ли вы с ним буквы в 2 годика или нет.
Не стоит отдавать ребенка во всевозможные кружки, лишь бы занять его чем-то. Исходите из потребностей малыша. Некоторые родители пытаются вырастить музыканта, потому что всегда любили музыку, но не факт, что ребенок этого хочет.
Почему же не нужно этого делать? Все от того, что поскучав час или два, или пару дней, ребенок сам захочет что-то делать и придет к тому, что нравится именно ему. Если вы завалите его информацией, то он не найдет то, что ему необходимо. Не выход включать ребенку мультики, если ему скучно. Или же включать компьютер с игрой, тогда он легко заполнит пробел, но не будет искать что-то свое. Дайте ему поскучать, но и предоставьте возможность выбора.