Приучаем ребенка к дисциплине
В этой статье рассмотрим очень важную тему приучения ребенка к дисциплине. И начнем с небольшого упражнения, которое вам следует выполнить.
Представьте себя на месте ребенка, которого родители все время поучают и наставляют:
А теперь подумайте о том, легко ли было вам это делать и поняли ли вы, зачем все это?
Очень часто в течение дня мы говорим детям о том, чего им делать нельзя: не бегай, ничего не трогай, не ори, не мешай, не качайся и многое другое. И им, как и вам сейчас, не понятно, что от них требуется.
А сейчас давайте повторим упражнение, но уже без «не».
Сейчас посмотрите налево, задержите на 1-2 секунды дыхание, а правую ногу пододвиньте к левой. Наверняка, это вам далось гораздо проще, чем первое задание. И все потому, что вам четко говорили, что от вас хотят.
Вот так же и с нашими детьми. Они все время слышат о нас, что делать нельзя, а вот что нужно, никто не говорит. Вследствие этого, ребенок как бы впадает в ступор, ведь не совсем понимает, что он него хотят.
Такими фразами вы даете ему направление к действию и помогаете ребенку понять, чего же нужно делать. Но это не значит, что нужно совсем убрать фразы с «не». Всего навсего, минимизировать их и стараться объяснять ребенку то, что вы от него хотите. К тому же, из-за всех этих «не», не происходит обучение, и вследствие этого страдает дисциплина.
Многие мамы сталкиваются с тем, что когда говорят ребенку фразы с побуждающими действиями, он отказывается что-то делать. Конечно, такое тоже может быть, ведь подобные фразы не панацея. Просто вместо вопросительной фразы «Когда ты уберешь игрушки?», говорите «Когда ты уберешь в комнате, мы пойдем гулять». Или же, если уборка не терпит отлагательств, то скажите ребенку – «Я убираю эту часть комнаты, а ты эту». Главное, чтобы ваш голос звучал решительно.
Дети вступают с нами в конфликты из-за недостатка внимания и желания показать свою власть. Но как же различить, что есть что?
Внимание или борьба за власть?
Если вы чувствуете злость, вам хочется кричать на ребенка, а в голове звучит «Он меня провоцирует» или «Он бросает мне вызов», то это – признаки борьбы за власть. Т.е. ваш ребенок хочет почувствовать свою значимость и принадлежность.
Если же вы чувствуете себя раздраженной, ваш малыш уже достал всех в доме, то скорее всего – это признаки борьбы за внимание. Ваше чадо ищет его всеми путями.
Чтобы этого избежать и не столкнуться с проблемой, нужно заранее вводить профилактические действия. Вам нужно наполнять ребенка чувством важности и значимости, ведь это залог того, что в будущем борьбы за власть можно будет избежать.
Решение проблемы
Важно знать, как же напитать ребенка чувством важности и значимости.
Старайтесь описывать проблемы без эмоций:
Используя подобные фразы, вы превращаетесь в человека, который настроен на разговор и обсуждение, а не на родителя, указывающего 24 часа в сутки.
Не забывайте про прием «Когда, тогда», который очень поможет в решении некоторых проблем. Не путайте его с «Если», ведь это не наказание. Замените наказание естественными и логичными поступками. Например, «Когда ты покушаешь кашку, тогда будет сладкое». И самое главное, не нарушать свое же правило, какие бы капризы или слезы вы не видели.
Отдельно хочется остановиться на наказании, которое на самом деле травмирует ребенка. Если вы не дали ему право выбора, а просто решили наказать, если он чего-то не сделал, то ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше, если вы скажете малышу, что у него есть два варианта развития событий и пусть он выберет – получить наказание или сделать то, что от него требуется. Получается, вы ставите ребенка в известность заранее, и если он в итоге не делает то, что вы просили – это уже не является наказанием. Это его личный выбор и последствия.
А чтобы ваше чадо лучше воспринимало ваши слова и ему было легче следовать указаниям, необходимо выстроить четкие правила и распорядок дня.
Например, мы ложимся спать в определенное время или после садика мы всегда смотрим мультики. В помощь себе и ребенку вы можете распечатать правила или установить специальную доску, где это будет записано.