Где взять мотивацию для игр? Основные принципы общения с ребенком

Где взять мотивацию для игр? Основные принципы общения с ребенком

Сегодня разберем следующие вопросы:

  • Самый главный вопрос -­ это зачем нам развивать детей и что мы от этого получим? Истинная мотивация и стержень, который всем двигает.
  • Важен процесс, а не результат.
  • Полное внимание.
  • Зачем мы занимаемся и развиваем своих детей?

    Многие родители представляют, каким они хотят видеть ребенка через 20 лет. Это неплохо, но здесь есть один подводный камень. То, каким вырастит ваш ребенок, зависит не только от вас. В своих мечтах мы рисуем одну картину, а на деле получается не так (например, я хочу, чтобы ребенок заинтересовался спортом, а он не интересуется). Мы не можем спланировать за детей, кем они будут, потому что они все таки другие люди. Но мы можем повлиять на себя, можем повлиять на свое поведения, какими мы будем родителями.

    Я предлагаю сделать родителям небольшое упражнение.

    Упражнение:

    Представьте и напишите, что ваши дети выросли, они уже бабушки, дедушки. У них уже есть внуки или даже правнуки. И вот они рассказывают своим правнукам о вас. Какими вы были родителями, что они больше всего запомнили, как они могут охарактеризовать вас.

    Можно указать, что вы будете любящим, спокойным, и об этом стоит подумать и записать. Но мы больше затронем другие сферы нашего общения с ребенком, например:

    1. Хочу быть интересным родителем (описываем, что мы вкладываем в слово "интересный").
    2. - Я могу интересно рассказать о простых вещах;

      - Я могу интересно рассказать истории из своей жизни;

      - Или я могу интересно пересказать сказку...

    3. Хочу быть творческим родителем (описываем, что мы вкладываем в слово "творческий").
    4. - Я могу придумать интересную поделку из бросового материала;

      - Я могу быстро придумать, как упаковать подарок;­ Быстро придумать и сделать игрушку из проволочки, пластилина, бумаги...

    5. Хочу быть родителем, помогающим в обучении и развитии и т.д.

    Составляем описание и каждый день его утром перечитываем. Это и есть истинная мотивация того, зачем мы будем играть, развиваться и заниматься с нашими детьми (потому что мы их любим и хотим, чтобы они вспоминали нас родителями, которыми мы хотим быть). Это и есть истинный стержень, который, если создать у себя и возвращаться к нему ежедневно, не даст вам распылиться и погрязнуть в суете, бытовых мелочах и т.п.

    Есть известная метафора о том, как можно сложить камни и песок в стакан. Сначала можно засыпать песок, а затем сложить камни, тогда их поместится одно количество, и какие-­то камни в стакан не попадут. А можно сначала уложить крупные камни, а потом засыпать песок, и тогда все поместится.

    И в жизни также, если сначала вы будете уверены, что вы кладете крупные камни в развитие вашего ребенка, то вы не будете чувствовать сильного разочарования. Но если вы не будете знать, что на самом деле важно, то тогда возникает беспокойство и чувство вины.

    Для того, чтобы понять, что же для нас важно, мы и проделываем вышеописанное упражнение.

    Почему важен процесс, а не результат?

    Помимо внутренней мотивации, есть еще и внешняя мотивация. И некоторые руководствуются исключительно ей. Родители развивают детей, чтобы они хорошо учились, чтобы дети опережали своих сверстников и т.п.

    Рассмотрим проблему внешней мотивации на следующем примере: Вы с ребенком решили провести интересно время, порисовать на снегу цветной водой. Вы ждете, что сейчас у вас начнется увлеченный творческий процесс, но этого может не произойти. Ребенок может просто вылить воду из бутылки и начать в бутылочку складывать снег и утрамбовывать его палкой. В итоге вы получили результат не тот, который ожидали. Многие при этом начинают испытывать разочарования и не хотят больше планировать занятия с ребенком.

    Но можно ориентироваться не на результат, а на процесс. Вы можете выйти на улицу, дать ребенку его бутылочку с цветной водой, а себе взять другую и начать рисовать, при этом получать удовольствие от самого процесса. Деятельность, от которой получает удовольствие сам родитель, гораздо более продуктивная. Вы кладете важный камень в свой стакан, так как ваш ребенок видит в вас интересного, любящего родителя. А то, чем стал заниматься ребенок, это на самом деле второстепенное, и расстраиваться, испытывать чувство вины здесь не стоит.

    Задание: ​ Попробуйте поиграть с ребенком и получить удовольствие от процесса.

    Примеры игр:

  • С маленьким ребенком до 2,5 лет можно взять пластилин, скатать шарики. Взять лист бумаги и прилепливать пластилиновые шарики к бумаге пальчиками. При этом вы можете создать свой рисунок или узор.
  • С детьми постарше можно поиграть в сюжетно-­ролевую игру, где вы тоже исполняете какую-­то роль. Причем выберете для себя роль сами.
  • Поиграйте вместе в настольную игру.
  • Почитайте книжку, рассматривать картинки, загадывая загадки, изображая героев.
  • Полное внимание к процессу

    Фоновое развитие ­- это умение, найти что­-то интересное для ребенка в деле, которым вы заняты в настоящий момент. И выделить несколько минут, когда ваше внимание будет полностью отдано ребенку.

    Например: Мы идем на прогулку и у нас очень много дел, надо зайти в магазин, попасть на площадку, встретили знакомую и т.д. Попробуйте среди этих дел, найти 5 минут, когда вы сможете полностью быть заняты ребенком. Обратите его внимание на интересное дерево, птицу, облако и расскажите что-­то интересное об этом. Или спросите у ребенка, что он видит в облаке. При этом попытайтесь не думать о чем-то другом, на несколько минут полностью сосредоточьтесь на ребенке.

    То же самое с игрой. Попробуйте 10 минут поиграть с ребенком, полностью уделив внимание процессу, не думая об ужине, покупках, уборке и т.п. Также и при чтении книг. Не просто монотонно прочитать, а увлеченно, не думая о посторонних делах.

    Домашнее задание, ответьте на вопросы:

  • Каким родителем вы хотите быть? Что вспомнят о вас дети?
  • Выбрать одну деятельность с ребенком, попробовать включиться в деятельность на 100 процентов и получить удовольствие от процесса.