Сказкотерапия
Как не трудно догадаться термин сказкотерапия возник на стыке сказок и терапии.
Со сказками все понятно - они существовали столько же, сколько и разумное человечество. Дети любят сказки, причем разные сказки привлекают разных детей. Кто-то любит пострашнее, кто-то поволшебнее, кто-то вообще не любит вымышленных героев и предпочитает не сказки, а истории, которые могли бы произойти на самом деле.
А вот про 2 часть уже все интереснее - она про терапию. То есть не про баловство, не про профилактику, не про просто так. А про лечение.
Только лечение не таблетками, не нравоучениями, а метафорами, понятными ребенку. Отсюда и сказка - ведь сказки это то, что детям нравится и привлекает их, то, что детям как правило понятно.
Порой сказкотерапия - эффективный и удачный метод и способ донести до ребенка некую концепцию или идею, которую мы не хотим или не можем донести до ребенка напрямую. Потому что не хочется в лоб, или ребенок не очень любит прямые советы, или мы хотим, чтобы ребенок не только послушно повел себя, но сам что-то подумал и осознал - ведь такие решения куда более осознанные, чем простое следование инструкции. В этом случае метафорический рассказ может оказаться более чем уместен. Но всегда ли и везде? Давайте подумаем над этим вопросом.
Поскольку речь идет о терапии, то, "лечить" мы должны причину поведения ребенка, не так ли? А что нужно сделать, чтобы ее понять?
Правильно! Наши лучшие друзья: анализ, наблюдение, понимание.
То есть для того, чтобы использовать сказкотерапию мы должны:
- Четко понимать, что именно происходит с ребенком.
- Понимать, какой именно инструмент мы хотим ребенку предложить.
- У ребенка тоже должен быть запрос "что я могу сделать, чтобы..."
- Сказка никогда не должна быть "в лоб". Она должна лишь намеком проходить сквозь существующий у ребенка вопрос. Все, что в лоб, все, что откровенно - скорее вызовет желание сопротивляться и уйти в оборону. А ведь мы именно поэтому сказку и используем, чтобы не давить и давать готового ответа. Ребенок в рассказанной ему сказке должен лишь уловить мимолетное сходство. И не более того.
- Возраст ребенка - однозначно старше 4-5 лет. И потому, что к этому моменту ребенок уже более менее делит мир на сказочный и реальный. И хотя он может еще смешивать отдельные моменты, причем делать это может еще долго, но в этом возрасте он хотя бы начинает понимать, что есть вымысел, который придумали, и есть реальные истории, которые могли бы произойти.
- Однозначно увлекательно. Не занудно, не мутно, а именно увлекательно. Так, чтобы это затрагивало ребенка. На самом деле затрагивало. А не напоминало скучное и нравоучительное повествование. Но при этом не уклоняйтесь от основной темы - не нужно наворачивать горы разных идей. В одной истории должна быть одна ключевая идея. Если сказка не работает, и ребенок идею не принимает, мы сказку заканчиваем и для другой идеи ее уже не используем.
- Для того, чтобы сказка сработала как нужно, и ребенок принял для себя ее идею как вариант выхода из ситуации, между вами и ребенком должны быть Отношения. Именно так, с большой буквы. Отношения теплые, доверительные, вы для него должны быть оплотом и источником, авторитетом и опорой. К вам он приходит за утешением и в поиске решения. Если эти Отношения есть - вы можете пробовать решать какие-то вопросы при помощи сказки.
- Эффективная ли сказкотерапия? Иногда да, иногда нет.
- Иногда рекомендуют после рассказа ребенку истории предложить ему ответить на вопросы по этой истории. И дальше идут "правильные" вопросы - что хотел герой, что он сделал, что у него получилось и получилось ли, почему не получилось. И вот каков пародокс. Ребенок может правильно отвечать на вопросы, может говорить правильные слова - и никак не менять своего реального поведения, что, в целом обычно и ставится как цель при рассказывании терапевтической сказки.
- Использовать ли готовые истории? Это самый сложный вопрос. Иногда да, иногда это можно делать. Если вы на 100% уверены в том, что та история, которая рассказана в истории, соответствует вашей ситуации, вы видите в ней конкретные указания на выход из некой, сложившейся у ребенка ситуации, и предложенный выход вам нравится. Если в истории отсутствуют попытки манипулировать ребенком и внушать ему "правильные" ценности попутно методам выхода из ситуации.
Почему именно так? Потому, что в зависимости от причины может требоваться разное воздействие, иногда диаметрально противоположное. Так, если ребенок конфликтует с сестрой, это может быть и скука, и непреодоленная ревность, и недостаток внимания от близких, и неудовлетворенная сенсорная активность, и привычка все трудности компенсировать через скандал, отвлекая таким образом внимание от себя и своих переживаний. Представляете, если все эти причины лечить одним приемом? В лучшем случае это будет просто неэффективно. А в худшем - мы покажем ребенку, что нам нет дела до того, что он на самом деле чувствует. Ведь рассказывая сказку, как и используя другие методы, трудно удержаться от ожиданий.
Когда мы хотим что-то изменить в детской реакции на ту или иную ситуацию, сочиняя для ребенка историю, мы должны для себя четко представлять, что именно мы хотим видеть на месте существующего поведения. Причем не только с позиции "я хочу, чтобы ты не дрался с сестрой", а через реальный для использования ребенком механизм. Такой, который всех устроит - и вас, и ребенка, и сестру. Например: "если сестра к тебе пристает, позови меня".
Если запроса нет, мы можем сколько угодно сочинять, предлагать, выдумывать. И все это будет на 100% мимо. Потому, что человек, у которого нет вопроса о том, как решить возникшую проблему, который не хочет что-то делать с отношениями, а есть запрос на "я вообще не хочу общаться с этими детьми", вряд ли будет реагировать на трогательную сказку о том, как мальчик мечтал, что у него появятся друзья и потом дружно с ними играл, после того как приложил усилия, чтобы подружиться. Потому, что его вопрос лежит в совсем другой плоскости. А ваши желания - чтобы он дружил именно с этими детьми, так и останутся вашими желаниям.
В этом возрасте ребенок уже может делать небольшие переносы с одной ситуации на другую. Без этого навыка любая сказкотерапия совершенно бесполезна. Потому, что если навыка нет, то все, что мы придумаем, так и останется не более чем увлекательной историей, которую ребенок выслушает и пройдет мимо. Оптимальный возраст для сказкотерапии - от 7-8 лет, когда уже формируется абстрактное мышление и перенос уже не является проблемой.
Неэффективна она когда:
- взрослые неправильно поняли запрос ребенка;
- взрослые лишь воздействуют на некое видимое состояние ребенка, но не углубляются в понимание, что там у ребенка внутри, в душе;
- взрослые передавили назиданием.
- для ребенка предложенный выход из ситуации невозможен в силу неких причин - из-за социальных ограничений, из-за невозможности реализовать, из-за внутренних ограничений ребенка или отсутствия у него нужных навыков.
Но вот оценить эффективность сказкотерапии довольно непросто. Она никогда не работает моментально. В этом отношении она мало похожа на жаропонижающее, которое действует почти моментально. Она скорее напоминает витамины - должно пройти некое время, пока ребенок подумает над историей, пока примет из нее ценное и найдет в ней прием, как ему решить свой вопрос. Затем ему нужно это попробовать и убедиться в его эффективности или нет. Как видите, не скорая помощь для решения вопросов.
В некоторых случаях готовые истории, сказки - народные или авторские могут выступать в качестве терапевтических историй. Но опять таки - модель, демонстрируемая историей, должна быть вам хотя бы симпатична.
В идеале хорошо и правильно сочинять истории под своего ребенка и под его запросы. А может быть даже сочинять вместе с ним. Такие истории будут не только терапевтическими, но в некоторой степени диагностическими. Потому, что по предложениям ребенка мы можем узнать о нем что-то новое для нас. Или увидеть его излюбленный способ для решения разных ситуаций.
Конечно, сразу научиться сочинять хорошие истории, которые будут ребенку действительно помогать, непросто, это настоящее искусство. Если вы хотите научиться это делать я рекомендую познакомиться с книгой Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя..." Эту книгу уже сложно купить, но ее можно найти в сети. И вторая книга, тоже могущая оказаться полезной это Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева "Основы сказкотерапии". Я рекомендую начинать с Дорис Бретт.