Как научить ребенка правильно проигрывать?

Как научить ребенка правильно проигрывать?

С одной стороны, мы все понимаем: выигрывать всегда невозможно. Но что делать, если ребенок расстраивается, когда проигрывает? Как быть?


Если ребенку меньше 6-7 лет

Если ребенок маленький, у него пока не появилось критическое мышление. Для него мир прост и сложен одновременно. Выиграл - я хороший. Проиграл - плохой. Вот почему малыши так расстраиваются, что бы вы им не говорили про то, что в прошлый раз ты выиграл, или что он выиграет снова.

Для маленького ребенка проигрыш - это невероятно сильный удар по самооценке и уверенности в себе. Он не может пока понять, что папа прибежал быстрее, потому что старше, опытнее. Он не может понять, почему выигрывает сестра, когда ему так хочется. И не важно, что сестра просто быстрее считает или читает. Для ребенка это пока никак не связанные вещи.

И даже если вы ему будете это рассказывать, он все равно не в силах построить эту цепочку. В его представлении выигрыш связан не с усилиями человека, не с его способностями и возможностями, а с тем, хорош он или плох.

Из всего этого, простой и очевидный вывод: играть с маленькими детьми в соревновательные игры нельзя. Просто нельзя.

Хотите играть? Делайте игры без соревнования между игроками, без победителей. Играйте "против поля" в кооперативные игры.

Как это сделать?

  • Помните, ради чего вы сели играть в игру.
  • Вы взяли домино, чтобы просто провести время? Получить хорошее настроение? Пообщаться с ребенком? Вы играете в Халли-Галли/Барабашку/Спящих королев/Корову 007/Тараканий покер/Каркассон/и т.п. для чего????

    Если у игры есть какой-то обучающий или развивающий аспект, например, в том же "мемори" мы тренируем память, в лото - внимание, в кубиках историй - речь и фантазию, то именно это важно, а не то, кто победит!

    Чаще всего возникают вопросы по играм-ходилкам. Когда игроки кидают кубик и переставляют фишки по полю. Ради чего вы играли в это? Ради того, чтобы ребенок считал точечки? тренировал сложение? действовал по правилам? смеялся? радовался?

    Ну, так и оставьте это в игре. А соревнование убирайте!

  • Меняйте правила!
  • Это совсем несложно, изменить правила так, чтобы не было проигравших.

    - У нас не кто-то первый приедет на финиш, а мы играем, пока все машины не приедут в гараж. А когда все вернулись - радуемся, что справились с заданием.

    - В спящих королев, например, мы можем играть до того момента, пока не разбудим всех королев, а потом они отправятся на бал.

    - В домино мы будем выкладывать косточки до того момента, пока будет получаться. И радоваться, если удалось выложить все, или пробовать еще раз, если что-то осталось на руках.

    Игры, в которых результат вообще не зависит от усилий, вполне вероятно, следует вообще убрать из обихода. Ребенок не может принять эту идею. Пока не может.

    К сожалению, некоторые игры теряют привлекательность, когда из них исчезает азарт. Значит эти игры могут подождать взросления ребенка, когда он будет ценить процесс игры, и будет согласен время от времени проигрывать.

    Что будет, если мы будем все-таки играть с проигрышем?

    Если ребенок много и часто будет проигрывать, то, возможно, он станет спокойнее относиться к проигрышу. Почему? Да потому, что он перестанет ждать выигрыш. Игры перестанут быть источником радости. Более того, возможно игры станут вызывать раздражение, растерянность, огорчение и т.п., ведь опыт ребенка как раз будет про то, что ничего хорошего от игры ждать не приходится. И тогда остается один вопрос: и для чего вы играли с ребенком? Ради чего все это было? И что стало с уверенностью в себя?

    Если ребенку 6-7 лет или больше

    Ребенок растет, развивается его мышление, и он начинает понимать простейшую для взрослых вещь: хочешь выиграть - постарайся. И это самое "постарайся" уже становится не просто словом, а обретает вполне себе понятные черты. Чтобы бежать быстрее - надо бегать, чтобы прыгать дальше - надо тренироваться, а чтобы побеждать в шахматы надо думать и много играть. Это совсем непростой процесс: увидеть, от чего зависит победа, что влияет на выигрыш.

    И если мышление ребенка развивается не очень быстро, если формализация происходит медленнее нормы, то и в 12 лет подросток может не видеть этих связей, или видеть не все их, неадекватно оценивать их вклад. Слаборазвитый эмоциональный интеллект усугубляет ситуацию. Дело в том, что признавать зависимость результата от усилий, когда ты проиграл, очень сложно в силу обуревающих эмоций. Если ребенок не умеет осознавать, что чувствует, не умеет справляться со своими переживаниями, ему будет сложно проживать такие ситуации. И тогда проигрыши, как и у малыша, будут больно бить по самооценке.

    Что делать, когда подросший ребенок проиграл?

  • Не отрицать его переживания, а стараться разделить их: "Ты расстроился, тебе очень хотелось выиграть". "Ты надеялся победить, тебе сейчас обидно". "Ты злишься, ты так хотел победить". И обязательно добавляем: "давай обнимемся/давай лапу" и т.п. "Что я могу для тебя сделать?"
  • Не обесценивайте переживания.
  • - Подумаешь, проиграл. Ты еще 100 раз проиграешь!

    - Фу, слезы развела. Ну, и что, что проиграла. Это - мелочи

    Ребенок, действительно, переживает. Вы так только усугубляете его трудности.

  • Не читайте нравоучения.
  • - А я же тебе говорила, что надо больше тренироваться...

    - Тебе что папа говорил? Ты сколько задач решил? Вот и результат!

  • Задавайте вопросы.
  • Задавайте вопросы, которые помогли бы ребенку понять, что повлияло на результат, что можно изменить.

  • Найдите что-то позитивное.
  • Подскажите ребенку, чем этот опыт может быть ему полезен, что хорошего, на самом деле, сейчас произошло.

  • Подумайте вместе, что нужно для победы.
  • Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать, чтобы появился шанс на победу. Как ни странно, но для ребенка очень многие вещи пока не очевидны. У него просто не хватает опыта.

  • Растите уверенность в себе.
  • Уверенные дети проще принимают поражения. Потому что они как раз про себя знают, что они же смогут. И вот тут ваши слова, что да, ты сможешь, ты справишься, у тебя есть шансы, они будут услышаны.