Как научить ребенка правильно проигрывать?
С одной стороны, мы все понимаем: выигрывать всегда невозможно. Но что делать, если ребенок расстраивается, когда проигрывает? Как быть?
Если ребенку меньше 6-7 лет
Если ребенок маленький, у него пока не появилось критическое мышление. Для него мир прост и сложен одновременно. Выиграл - я хороший. Проиграл - плохой. Вот почему малыши так расстраиваются, что бы вы им не говорили про то, что в прошлый раз ты выиграл, или что он выиграет снова.
Для маленького ребенка проигрыш - это невероятно сильный удар по самооценке и уверенности в себе. Он не может пока понять, что папа прибежал быстрее, потому что старше, опытнее. Он не может понять, почему выигрывает сестра, когда ему так хочется. И не важно, что сестра просто быстрее считает или читает. Для ребенка это пока никак не связанные вещи.
И даже если вы ему будете это рассказывать, он все равно не в силах построить эту цепочку. В его представлении выигрыш связан не с усилиями человека, не с его способностями и возможностями, а с тем, хорош он или плох.
Хотите играть? Делайте игры без соревнования между игроками, без победителей. Играйте "против поля" в кооперативные игры.
Как это сделать?
Вы взяли домино, чтобы просто провести время? Получить хорошее настроение? Пообщаться с ребенком? Вы играете в Халли-Галли/Барабашку/Спящих королев/Корову 007/Тараканий покер/Каркассон/и т.п. для чего????
Если у игры есть какой-то обучающий или развивающий аспект, например, в том же "мемори" мы тренируем память, в лото - внимание, в кубиках историй - речь и фантазию, то именно это важно, а не то, кто победит!
Чаще всего возникают вопросы по играм-ходилкам. Когда игроки кидают кубик и переставляют фишки по полю. Ради чего вы играли в это? Ради того, чтобы ребенок считал точечки? тренировал сложение? действовал по правилам? смеялся? радовался?
Ну, так и оставьте это в игре. А соревнование убирайте!
Это совсем несложно, изменить правила так, чтобы не было проигравших.
- У нас не кто-то первый приедет на финиш, а мы играем, пока все машины не приедут в гараж. А когда все вернулись - радуемся, что справились с заданием.
- В спящих королев, например, мы можем играть до того момента, пока не разбудим всех королев, а потом они отправятся на бал.
- В домино мы будем выкладывать косточки до того момента, пока будет получаться. И радоваться, если удалось выложить все, или пробовать еще раз, если что-то осталось на руках.
Игры, в которых результат вообще не зависит от усилий, вполне вероятно, следует вообще убрать из обихода. Ребенок не может принять эту идею. Пока не может.
К сожалению, некоторые игры теряют привлекательность, когда из них исчезает азарт. Значит эти игры могут подождать взросления ребенка, когда он будет ценить процесс игры, и будет согласен время от времени проигрывать.
Что будет, если мы будем все-таки играть с проигрышем?
Если ребенок много и часто будет проигрывать, то, возможно, он станет спокойнее относиться к проигрышу. Почему? Да потому, что он перестанет ждать выигрыш. Игры перестанут быть источником радости. Более того, возможно игры станут вызывать раздражение, растерянность, огорчение и т.п., ведь опыт ребенка как раз будет про то, что ничего хорошего от игры ждать не приходится. И тогда остается один вопрос: и для чего вы играли с ребенком? Ради чего все это было? И что стало с уверенностью в себя?
Если ребенку 6-7 лет или больше
Ребенок растет, развивается его мышление, и он начинает понимать простейшую для взрослых вещь: хочешь выиграть - постарайся. И это самое "постарайся" уже становится не просто словом, а обретает вполне себе понятные черты. Чтобы бежать быстрее - надо бегать, чтобы прыгать дальше - надо тренироваться, а чтобы побеждать в шахматы надо думать и много играть. Это совсем непростой процесс: увидеть, от чего зависит победа, что влияет на выигрыш.
И если мышление ребенка развивается не очень быстро, если формализация происходит медленнее нормы, то и в 12 лет подросток может не видеть этих связей, или видеть не все их, неадекватно оценивать их вклад. Слаборазвитый эмоциональный интеллект усугубляет ситуацию. Дело в том, что признавать зависимость результата от усилий, когда ты проиграл, очень сложно в силу обуревающих эмоций. Если ребенок не умеет осознавать, что чувствует, не умеет справляться со своими переживаниями, ему будет сложно проживать такие ситуации. И тогда проигрыши, как и у малыша, будут больно бить по самооценке.
Что делать, когда подросший ребенок проиграл?
- Подумаешь, проиграл. Ты еще 100 раз проиграешь!
- Фу, слезы развела. Ну, и что, что проиграла. Это - мелочи
Ребенок, действительно, переживает. Вы так только усугубляете его трудности.
- А я же тебе говорила, что надо больше тренироваться...
- Тебе что папа говорил? Ты сколько задач решил? Вот и результат!
Задавайте вопросы, которые помогли бы ребенку понять, что повлияло на результат, что можно изменить.
Подскажите ребенку, чем этот опыт может быть ему полезен, что хорошего, на самом деле, сейчас произошло.
Обсудите вместе с ребенком, что нужно сделать, чтобы появился шанс на победу. Как ни странно, но для ребенка очень многие вещи пока не очевидны. У него просто не хватает опыта.
Уверенные дети проще принимают поражения. Потому что они как раз про себя знают, что они же смогут. И вот тут ваши слова, что да, ты сможешь, ты справишься, у тебя есть шансы, они будут услышаны.