Социализация вашего ребенка
Человек - существо социальное, а для построения полноценной самооценки ребенку необходимы самые разные социальные контакты. Сталкиваясь с ними, ребенок будет узнавать о себе что-то новое и важное, что-то такое, что он бы не смог узнать в иных условиях.
Знакомство с миром, с его правилами, нормами, традициями, обычаями и какими-то общепринятыми канонами, языковыми и не только штампами, манерами и прочими принятыми в каждом конкретном обществе обыкновениями и называется социализацией.
Естественно, чтобы успешно существовать в рамках того или иного общества, нужно понимать правила и законы в рамках которых общество живет. С этим навыком невозможно родиться, его можно только приобрести. Именно это и происходит в результате социализации - ребенок впитывает в себя принятые нормы, знакомится с правилами и традициями той группы, к которой он имеет отношение. И не только знакомится, но и начинает применять, если видит, что это не только так принято, но и приносит определенные дивиденды и выгоды.
Вокруг детской социализации существует много разных мифов и легенд - мы не будем их сейчас разбирать, т.к. не это наша цель. Наша цель - понять как социализация влияет на уверенность в себе.
Социализация на уверенность влияет. И довольно существенно. Социальные контакты рассказывают ребенку о том, какой он - что он умеет, а что нет, чем он отличается от других, а в чем похож. Тот, кто знаком с правилами и нормами, будет намного более уверенно себя чувствовать чем тот, кто в этом мире совсем новичок.
Давайте посмотрим, какие есть источники социализации.
Как такие места влияют на ребенка, будет сильно зависеть от его индивидуальных особенностей. Если он робкий, то времени адаптацию потребуется больше. Если он активный - он может быстро перевозбудиться и устать. Важно ли для уверенности в себе ходить с ребенком в такие места? Конечно. Он учится, знакомится, узнает правила. Но очень важно это делать с учетом потребности в безопасности. Если она удовлетворена - все будет хорошо. А то, как выглядит потребность в безопасности, у каждого конкретного ребенка знают его родители. И если безопасность это вовремя уйти - значит для уверенности в себе важно это сделать. Если ребенок боится и робеет - значит дать ему достаточно времени на привыкание - это тоже безопасность, а она важна для уверенности в себе.
Иногда детям бывает страшно от того, что может происходить в таких местах. Вылезает множество "а вдруг?", "а если", "а я боюсь". И порой взрослым проще не настаивать, избегать таких мест. Хотя порой возникает мысль о том, а не зря ли избегаем? Может быть давно пора? Опыт, знания, удовольствие - может быть уже не стоит от них прятаться? Ответ на эти вопросы знаете только вы. Да, ребенку нужно знать о том, что есть в окружающем мире, ему действительно нужен этот опыт для того, чтобы выйти на новую ступеньку. Но вот готов ли ваш конкретный ребенок выйти из своей зоны комфорта в зону страшного и нового? Интересный вопрос, правда? Обычно природное любопытство берет верх, и ребенок хочет. Но мы все равно наблюдаем, думаем и лишь затем пробуем. Помня, что это в его интересах с одной стороны, но помня о том, что ему может быть непросто - с другой.
И еще более интересный вопрос. А как быть, если все прошло плохо? Для уверенности в себе было бы хорошо попробовать еще раз или два. Но! Условия должны быть гораздо мягче, чем были в первый раз. Если первый раз вы пошли в кино на мультик в 3D, где одновременно были очки, пугающая картинка, темнота, громкие и гулкие звуки - и ребенку было очень страшно. То ваш второй поход должен быть в кукольный театр для малышей, где все очень нежно, тихо, сцена вот она, рядом и все можно потрогать, а свет никто не гасит.
Если у ребенка в садике или школе что-то не складывается, если его там не любят или регулярно продавливают, ругают, наказывают - даже если за дело - но часто, чаще чем поощряют, хвалят, поддерживают - это очень болезненный удар по детской самооценке. Стоит ли удивляться в этом случае, если ребенок не в восторге от необходимости туда ходить. Даже если он не испытывает откровенного страха (а бывает и такое), то дискомфорта от постоянных столкновений с недоброжелательной реальностью может оказаться более чем достаточно. И если вы видите, что садик или школа вызывают у ребенка слезы, если вы видите, что он напряжен, что у него нет там особых друзей - все это серьезные поводы, чтобы всерьез заинтересоваться темой. И уделить ей внимание.
Проблемы могут быть в том, что:
- ребенок не умеет общаться;
- ребенок не умеет дружить и в силу своего характера отталкивает тех детей, кто мог бы с ним подружиться;
- ребенок не нравится учителям или воспитателям;
- в группе/классе конкурентная атмосфера, а индивидуальные особенности ребенка таковы, что ему трудно расслабиться в таких условиях;
- ребенок плохо понимает или плохо контролирует себя - и регулярно нарушает правила;
- учитель или воспитатель поддерживает в группе/классе очень строгие правила, которые вашему ребенку сложно соблюдать в силу возраста или индивидуальных особенностей.
Наверняка могут встретиться и другие проблемы, я перечислила только основные. И какая бы это не была проблема - она стоит того, чтобы заняться ею. Потому, что все они могут серьезно подавлять и мешать ребенку развиваться естественно и уверенно.
Откуда? От тех, кто с ним рядом. От тех кто его называет жадиной или добрым мальчиком, кто подсказывает, как договориться в случае стычки или как дать сдачу, не вникая в то, что там случилось.
А потом дальше и больше - в ход идут эмоции и их названия. Откуда их ребенок узнает? От сверстников? Тогда его эмоциональный диапазон надолго рискует остаться на уровне все тех же сверстников. Чтобы научится вставать на место другого, нужен пример, а для этого нужно что-то точно и твердо знать о себе. Социализация помогает в этом вопросе очень существенно и качественно. Ребенок действительно узнает. А вот что он узнает, будет зависеть от того, кто его партнер по социализации. И что он ему отражает. Если он отражает хорошего, успешного ребенка, который может справиться с любой задачей, если к ней правильно подойти - ребенок будет расти уверенным в себе.