Как развить у ребенка одаренность, любовь к музыке и художественный вкус?
Наверняка каждый из вас знает, что учить стихи - это полезно, ведь не зря на уроках литературы нас заставляли учить то или иное произведение. Но на самом деле стихи – это гораздо больше, чем мы привыкли думать. Увы, сейчас большинство людей относится к поэзии равнодушно, не считая ее чем-то важным.
Поэзия в жизни ребенка?
Поэзия – это своего рода музыка, только не такая напевная, как песня. Практически каждое стихотворение можно положить на музыку, тем самым создав нечто прекрасное. Именно поэтому дети, которым с ранних лет привита любовь к поэзии, вырастают более музыкальными. Если вы начнете читать ребенку хорошие стихи, то он будет воспринимать их как музыку, особенно это касается маленьких деток.
Ребенок может совсем не понимать слов, но он улавливает ритм, скорость чтения и интонацию. Можете провести эксперимент и прочесть младенцу отрывок из прозы или какой-то стих. Разница очень ощутима, ведь на стихи отклик совершенно другой.
Речь
Немаловажным фактором является то, что поэзия влияет и на речь ребенка куда более, чем музыка. Если малыш с детства слушает стихи, то все строчки, которые он услышит, входят в его пассивный словарный запас, а чуть позже – в активный. Если читать ребенку стихи регулярно с нужным количеством повторов, то он запоминает не просто слова, но и обороты речи, фразы, словосочетания, образы, метафоры и т.д. Чуть позже, когда ваш малыш вырастет, он может и не помнить то стихотворение, которое вы ему читали, но услышанные обороты и фразы навсегда останутся в его памяти на подсознательном уровне, и он будет их использовать в повседневной жизни.
Творчество
Те фразы и метафоры, которые использует поэт в своих стихотворениях, порой очень далеки от реального мира, и чтобы их понять, нужно подойти к этому вопросу с творчеством. Это один из плюсов того, что стихи, помимо речи, развивают и творческие навыки ребенка. В будущем ваш малыш сумеет найти творческий подход ко многому в своей жизни. Ко всему прочему, стихи развивают нестандартное мышление.
Чувство вкуса
Поэзия – это еще и чувство вкуса. Ведь ребенок, живущий в окружении прекрасной поэзии, сможет фильтровать все те стишата, которые услышит по телевизору. Они будут «резать слух», поэтому бредовые стишки не станут интересовать ребенка в будущем. Разумеется, все это будет не сразу, но рано или поздно ребенок к этому придет.
Чувство вкуса формируется исключительно через количество. Недостаточно прочесть ребенку пару стихотворений одного автора, считая, что на этом можно поставить точку. Лишь многократное повторение хороших стихотворений разных авторов даст нужный эффект.
Также хороший вкус формирует среду общения ребенка, что очень важно для дальнейшей жизни. Ребенок будет общаться с теми людьми, которые разделяют его интересы.
Подрастая, дети начинают обращать внимание на музыку, и большинство начинает слушать рок-музыку, а точнее классических ее представителей. А вот попсу они начинают изрядно не любить, вслушиваясь порой в бессмысленные тексты. Кто-то отдает предпочтение классической музыке, и как правило, такие люди очень интересные собеседники.
Память
Поэзия, как ничто другое, помогает развивать память. Дети, с детства знакомые со стихами, впитывают информацию как губка. Они ловят информацию на слух, и можете не сомневаться в том, если вы отправитесь на экскурсию, то ребенок запомнит все, что рассказывал экскурсовод. Также ребенку будет проще и в школе, выучивая стихотворение за 2-3 прочтения. Это не волшебство, а самая настоящая практика.
Чувство ритма
Поэзия учит чувству ритма, поэтому в дальнейшем ребенку будет проще освоить музыкальный инструмент, танцы, рисование и даже обучаться математике, ведь в ней очень важна последовательность.
Когда начинать знакомить ребенка со стихами и как это делать?
Начинать можно в любое время, сколько бы ни было лет вашему ребенку. Но лучше всего это делать еще до его рождения. Начиная с нескольких недель, ребенок в утробе матери уже начинает слышать, хоть и немного иначе. Именно в этот период закладывается ритмичность, и стихи в этот момент очень необходимы. Можно и нужно читать ребенку стихи, особенно в последнем триместре.
Но, если этот период уже миновал, и ребенок родился, то младенчество – самое время для классической поэзии. Пока ребенок мал и не может сопротивляться, ему необходимо читать стихи. Само собой, что со временем, появятся детские стихи, но начинать надо именно с классики. Если вы будете в первый год читать малышу такие стихи, то, когда придет время и малышу придется столкнуться с ними в школе, он воспримет их как родное и на подсознательном уровне вспомнит, что где-то уже их слышал. Учить такие произведения будет гораздо легче.
Не стоит забывать и про детские стишки, но тут важно отбросить всех недоавторов и выбрать для малыша что-то хорошее. Никто не говорит, что современные поэты пишут ерунду, но среди тысяч новых публикаций по-настоящему мало хороших стихов. Остановите внимание на Чуковского, Маршака, Барто и т.д.
Есть множество хороших авторов, которые писали в XX веке, так что можете смело взять и их стихи. Вопрос в том, как вы их чувствуйте и сможете передать ребенку. Нет четкого списка стихов или авторов, которые можно читать детям, ведь тут нужно исходить из личных предпочтений.
Многие родители читают детям современные книжки или стихи и особо не чувствуют разницы. А это откладывает отпечаток, так как среди нынешней поэзии много некачественных стихотворений. Важно помнить, что рифмованные строки – это не всегда стихи, и дабы это понять, стоит прочесть стихотворение вслух и понять, не раздражает ли вас текст, или же задуматься о смысле данного творения.
В определенном возрасте бывает такой период, когда малыш не хочет слушать стихи или сказки. Ему хочется играть, и как бы вы ни старались, он будет вырывать книжку, дабы вы от него отстали. В таком случае не надо заставлять его насильно. Этот момент надо просто пережить. Если вы все же хотите, чтобы ребенок вас слушал, то можете использовать метод «Пальчиковых игр».
Возьмите интересный детский стишок и попробуйте показать его на пальцах, как бы сделать для малыша сценку. Например, про барана. С одной стороны – вы играете с ним, а с другой - у ребенка на слуху какое-то народное произведение.
Таким образом, вы даже можете начинать учить с ребенком стишок с помощью интересной для него игры. Старайтесь перед сном читать ребенку хотя бы один стишок, перед или после сказки. Желательно сделать из этого ритуал. Но не стоит заставлять ребенка специально учить какой-либо стих. Просто читайте, много читайте и лет в пять малыш сам захочет что-нибудь выучить.