Прикорм и пищевое поведение

Прикорм и пищевое поведение

Эти две темы очень тесно связаны. К сожалению, сейчас дела с культурой питания в семье обстоят не очень хорошо. Мы – поколение, «закормленное» родителями в детстве. Теми родителями, которые сами или со слов своих родителей помнят ужасы войны и голода. Сегодня же те, кто всегда боялся голода, наконец добрались до пищевого изобилия, поэтому в большинстве развитых стран более остро стоит проблема не недоедания, а переедания и ожирения.

Все пищевые привычки мы переняли у своих родителей, которые так отчаянно боялись (боятся) дефицита. Потому и стараемся «впихнуть» в ребенка как можно больше еды. Дома всегда есть фрукты, печенье, хлеб просто для того, чтобы ребенку всегда было что съесть.

До полугода ребенок питается исключительно материнским молоком, а в 6 месяцев уже можно начинать вводить прикорм. Безусловно, естественный прикорм полезнее покупных пюрешек, поэтому мы поведем речь именно о нем.

Первый этап введения прикорма

Естественный прикорм может сформировать у ребенка адекватные пищевые привычки. Как уже было сказано, в полгода мы начинаем потихоньку прикармливать ребенка со стола. То есть давать ему только то, что едим сами. До этого времени малыш просто присутствует на кухне в то время, как ест мама, находясь у нее на руках.

Постепенно ему становится интересно и он начинает просить. Тогда отламываем от своего куска кусочек размером с гречинку (если речь идет о твердой пище) и кладем ему в рот. Таким образом даем ему от 6 до 12 микродоз за один прием пищи. Пока он не начинает отказываться или просто отвлекаться. Если съев все 12 микродоз, ребенок просит еще, можно дать ему морковку или бедренную куриную косточку, чтобы он просто ее сосал. И таких приемов пищи у ребенка должно быть 2 или 3 за день.

Пастообразный продукт даем на кончике ложки, смазывая о его язык, а жидкий (например, суп) – то, что осталось на ложке после того, как вы стряхнули излишки в тарелку.

Второй этап введения прикорма

Малыш ест сам

Он начинается примерно в 7,5-8 месяцев или чуть позже, если пищевой интерес у ребенка еще слабо развит. На втором этапе можно уже давать еду не из рук, а с помощью ложки. Едите сами и параллельно кормите его целыми ложками. Не нужно акцентировать на этом процессе внимание, ребенок должен понимать, что вы главнее, и есть он будет только то, чем вы с ним поделитесь. Главное для вас – насытить себя. В конце концов, он питается не только вашей пищей, но и пока еще грудным молоком, которое получает по требованию.

Постепенно малыш начинает есть быстрее, все чаще находится с мамой за столом. В 9 месяцев возможно снижение пищевого интереса. Это происходит потому, что мама уже перестает ловить сигналы насыщения, перестает видеть, что ребенок наелся, и кормит его автоматически. А он так же по привычке ест. И вот тогда может начаться закармливание.

Запомните: ребенок должен есть только тогда, когда хочет. Если заставлять его или даже просто постоянно предлагать, ему станет неинтересно. Когда ребенок проголодается, он найдет способ донести это до вас.

В возрасте около 1,5 лет ребенок уже начинает интересоваться тем, чтобы пить самому из своей чашки, поильника, бутылки с носиком. Если ребенок просит питье, налейте воды. Если воду он пить не стал – значит на самом деле пить он не хочет, и не надо поить его соками и компотами.

Чего не стоит давать на прикорме

  • Все орехи и семечки, потому что они очень мелкие, и ребенок может вдохнуть их и подавиться, а кроме того, они - аллергены.
  • Грибы (все лесные грибы и все грибные заготовки) могут быть ядовитыми. И там, где взрослый отделается расстройством желудка, ребенок может попасть в реанимацию с отравлением. То же касается и ботулизма в банках с заготовками.
  • Мед очень калориен и также аллерген. Тоже подвержен ботулизму.
  • Сырые яйца, мясо, рыба тоже под запретом. Опять же, взрослый проведет день в уборной, а ребенок попадет в больницу.
  • Зеленый чай и кофе слишком сильно бодрят.
  • Сладкая газировка, чипсы, сухарики вредны по понятным причинам.
  • Осторожно нужно давать соки, кефир, морепродукты и продукты, аллергенные для родителей.
  • Самостоятельный прием пищи

    Это также часть второго этапа введения прикорма. Она начинается, когда малыш ест уже хорошо, довольно аккуратно, когда вы кормите его с ложки.

    Пока вы готовите еду, посадите ребенка на стульчик или вообще на пол, дайте ему пластиковую тарелку с мелко нарезанными продуктами (такими, чтобы их удобно было есть и руками, и ложкой) и предоставляете ему свободу действий. Если он случайно или специально роняет еду, но потом съедает ее – можете не беспокоиться. Если же кидает и не поднимает – оставляете эту затею на пару недель и переходите обратно на кормление с ложки.

    Трудности прикорма

    1. Нет пищевого интереса/аппетита. У маленького ребенка интерес мог еще не сформироваться, а у более старшего аппетит отбит закармливанием. Отстаньте от ребенка, пусть ест, когда захочет.
    2. Отказ от прикорма. Здесь причина может быть в том, что малыш еще не готов к твердой пище. Обычно пищеварительный тракт ребенка готов к 6 месяцам, но все дети разные, и сроки могут немного отличаться.
    3. Ухудшение пищеварения после начала прикорма. Это может быть связано и с количеством съеденной пищи, и с качеством: много фруктов или, наоборот, много твердой пищи.
    4. «Эпохи» питания – это периоды ярко выраженного интереса к одной пище и полный отказ от другой. Пойдите навстречу ребенку, почаще готовьте то, что он хочет. Но ни в коем случае нельзя полностью переходить только на эту пищу. Не забывайте: главные – родители, и что есть, решают только они.

    Пищевое поведение

    Ребенок отказывается от еды

  • Осознанное питание, распознавание голода и насыщения. Ребенок уже с рождения умеет распознавать чувство голода и насыщения. Поэтому кормить его нужно тогда, когда он просит. Также нужно учитывать его пищевые пристрастия и предлагать на выбор 2-3 разных блюда.
  • Белки, жиры и углеводы детям нужны так же, как и взрослым. Может, только чуть больше белка на килограмм веса, потому что они растут, и чуть больше углеводов, если они активны.
  • Еда - не развлечение. Нельзя ассоциировать, например, поход в гости только с накрытым столом. В гости ходят (или принимают гостей) не ради того, чтобы поесть. Если идете с ребенком в кафе или ресторан, обращайте его внимание на сервировку, сервис, поведение, присутствие разных людей.
  • Еда - не поощрение. Не стоит говорить ребенку: «Прекратишь баловаться – получишь конфетку». Лучше в качестве поощрения купить ему новую игрушку. Еда нужна только для того, чтобы жить, это абсолютно естественная потребность и не надо делать из нее культа.
  • Еда – не психотерапевт. Не приучайте ребенка «заедать» проблемы. После посещения врача купите ему мороженое не в качестве средства отвлечения от боли, а просто потому что идете мимо. Не связывайте неприятные ощущения с едой.
  • Запретный плод сладок, поэтому нельзя запрещать ребенку все подряд. Излишнее внимание неизбежно приведет к тому, что он будет очень этого хотеть, а раз вы не разрешаете – есть у вас за спиной. Не ограничивайте ничего категорически, рано или поздно он все равно все это попробует.
  • Механизм выживания у ребенка довольно сильный, мозг не допустит того, чтобы он голодал. Поэтому если ваш малыш ест мало – пусть ест мало, значит, ему этого достаточно.
  • У ребенка бывает разное настроение. Какую-то пищу он может хотеть, а другую – не хотеть. Если он просит конфету, спросите, хочет ли он именно конфету или просто голоден. Если голоден – сначала покормите его. Если же хочет именно конфету – дайте ему конфету. Поест, когда придет время.
  • Распространенные сложности с едой

  • Кусочничество. Съев только половину тарелки, ребенок просит хлеба. Если вы хотите это остановить, уберите из дома все «куски»: хлеб, булки, фрукты и так далее. Через неделю все пройдет.
  • Манипулирование с помощью еды. Этот процесс может идти в обе стороны: ребенок будет вас шантажировать тем, что если вы прямо сейчас не дадите ему котлет, он обидится и заплачет, а вы его – тем, что вы обидитесь, если он не доест то, что вы так старались приготовить, и не пойдете с ним гулять.
  • Комплекс «чистой тарелки»: вам обидно, что ребенок не доел. В другой раз кладите в три раза меньше и относитесь к еде проще: если придется что-то выбросить, в любой момент можно купить еще.
  • Копирование привычек родителей. Если вы едите пельмени – ребенок тоже будет их есть, не надо удивляться и ругать его. Хотите, чтобы ребенок питался правильно – начните с себя.
  • Открытый доступ к еде. Помните, что еда принадлежит вам, и только вы должны решать, когда сделать ее доступной для малыша.
  • Чрезмерный «прогиб», нарушение ведущей роли родителей. Если ребенок все время просит котлету и вы, боясь, что он останется голодным, кормите его одними котлетами, значит, вы «прогнулись» под него.
  • Мама кормит малыша

    Ну и в заключение хочется еще раз подчеркнуть: вы должны быть внимательны к своему малышу, знать его психологию и физиологию, чтобы хорошо понимать, сколько ему есть и чего. Не надо заставлять его есть силой из-за собственных страхов. Голод давно закончился, всем всего хватит.