Прикорм и пищевое поведение
Эти две темы очень тесно связаны. К сожалению, сейчас дела с культурой питания в семье обстоят не очень хорошо. Мы – поколение, «закормленное» родителями в детстве. Теми родителями, которые сами или со слов своих родителей помнят ужасы войны и голода. Сегодня же те, кто всегда боялся голода, наконец добрались до пищевого изобилия, поэтому в большинстве развитых стран более остро стоит проблема не недоедания, а переедания и ожирения.
Все пищевые привычки мы переняли у своих родителей, которые так отчаянно боялись (боятся) дефицита. Потому и стараемся «впихнуть» в ребенка как можно больше еды. Дома всегда есть фрукты, печенье, хлеб просто для того, чтобы ребенку всегда было что съесть.
До полугода ребенок питается исключительно материнским молоком, а в 6 месяцев уже можно начинать вводить прикорм. Безусловно, естественный прикорм полезнее покупных пюрешек, поэтому мы поведем речь именно о нем.
Первый этап введения прикорма
Естественный прикорм может сформировать у ребенка адекватные пищевые привычки. Как уже было сказано, в полгода мы начинаем потихоньку прикармливать ребенка со стола. То есть давать ему только то, что едим сами. До этого времени малыш просто присутствует на кухне в то время, как ест мама, находясь у нее на руках.
Постепенно ему становится интересно и он начинает просить. Тогда отламываем от своего куска кусочек размером с гречинку (если речь идет о твердой пище) и кладем ему в рот. Таким образом даем ему от 6 до 12 микродоз за один прием пищи. Пока он не начинает отказываться или просто отвлекаться. Если съев все 12 микродоз, ребенок просит еще, можно дать ему морковку или бедренную куриную косточку, чтобы он просто ее сосал. И таких приемов пищи у ребенка должно быть 2 или 3 за день.
Пастообразный продукт даем на кончике ложки, смазывая о его язык, а жидкий (например, суп) – то, что осталось на ложке после того, как вы стряхнули излишки в тарелку.
Второй этап введения прикорма
Он начинается примерно в 7,5-8 месяцев или чуть позже, если пищевой интерес у ребенка еще слабо развит. На втором этапе можно уже давать еду не из рук, а с помощью ложки. Едите сами и параллельно кормите его целыми ложками. Не нужно акцентировать на этом процессе внимание, ребенок должен понимать, что вы главнее, и есть он будет только то, чем вы с ним поделитесь. Главное для вас – насытить себя. В конце концов, он питается не только вашей пищей, но и пока еще грудным молоком, которое получает по требованию.
Постепенно малыш начинает есть быстрее, все чаще находится с мамой за столом. В 9 месяцев возможно снижение пищевого интереса. Это происходит потому, что мама уже перестает ловить сигналы насыщения, перестает видеть, что ребенок наелся, и кормит его автоматически. А он так же по привычке ест. И вот тогда может начаться закармливание.
В возрасте около 1,5 лет ребенок уже начинает интересоваться тем, чтобы пить самому из своей чашки, поильника, бутылки с носиком. Если ребенок просит питье, налейте воды. Если воду он пить не стал – значит на самом деле пить он не хочет, и не надо поить его соками и компотами.
Чего не стоит давать на прикорме
Самостоятельный прием пищи
Это также часть второго этапа введения прикорма. Она начинается, когда малыш ест уже хорошо, довольно аккуратно, когда вы кормите его с ложки.
Пока вы готовите еду, посадите ребенка на стульчик или вообще на пол, дайте ему пластиковую тарелку с мелко нарезанными продуктами (такими, чтобы их удобно было есть и руками, и ложкой) и предоставляете ему свободу действий. Если он случайно или специально роняет еду, но потом съедает ее – можете не беспокоиться. Если же кидает и не поднимает – оставляете эту затею на пару недель и переходите обратно на кормление с ложки.
Трудности прикорма
- Нет пищевого интереса/аппетита. У маленького ребенка интерес мог еще не сформироваться, а у более старшего аппетит отбит закармливанием. Отстаньте от ребенка, пусть ест, когда захочет.
- Отказ от прикорма. Здесь причина может быть в том, что малыш еще не готов к твердой пище. Обычно пищеварительный тракт ребенка готов к 6 месяцам, но все дети разные, и сроки могут немного отличаться.
- Ухудшение пищеварения после начала прикорма. Это может быть связано и с количеством съеденной пищи, и с качеством: много фруктов или, наоборот, много твердой пищи.
- «Эпохи» питания – это периоды ярко выраженного интереса к одной пище и полный отказ от другой. Пойдите навстречу ребенку, почаще готовьте то, что он хочет. Но ни в коем случае нельзя полностью переходить только на эту пищу. Не забывайте: главные – родители, и что есть, решают только они.
Пищевое поведение
Распространенные сложности с едой
Ну и в заключение хочется еще раз подчеркнуть: вы должны быть внимательны к своему малышу, знать его психологию и физиологию, чтобы хорошо понимать, сколько ему есть и чего. Не надо заставлять его есть силой из-за собственных страхов. Голод давно закончился, всем всего хватит.