Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Как заниматься детьми, если не хватает времени?

Как заниматься детьми, если не хватает времени?

Что самое ценное в нашей жизни? Многое можно вернуть или восполнить, купить. Но время, которое мы потратили впустую, вернуть невозможно. А время, не потраченное на ребенка – это потерянное время, оно работает против вас (против мамы и малыша).

Когда ребенок маленький, у него совершенно иное восприятие, весь его организм настроен на усвоение новых навыков и знаний. И если это время проходит впустую, то восполнить его потом нельзя.

Конечно, можно говорить, что нас родители ничему не учили в раннем возрасте, а научились всему мы только в школе. Это неправильно. Если нас ничему не учили в детстве, это не значит, что также нужно поступать и со своими детьми. Это упадническая позиция.

Сейчас совсем другое время. К двадцати годам человек должен освоить такой огромный объем информации, что недополученное в детстве потом не догнать. Да, можно выучить язык в школе, но так выучить его, как он выучивается в 2-3 года ребенка, невозможно никогда. Язык никогда не станет родным/на уровне родного, если его не выучить в 2-3 года.

То же касается и творческих способностей. Если ребенок недополучил в детстве яркого креативного, творческого начала, то потом вряд ли он станет творческой личностью, потому что время ушло.

Как не потерять это время? Как не захлебнуться в делах и подарить своему ребенку больше маминого внимания? Попробуем разобраться далее в статье.

Как сэкономить время?

  • Не делайте то, без чего можно обойтись. Исключите из вашей жизни вообще то, без чего можете обойтись. Например, усиленная глажка дома (можно оставить мужские рубашки, платья, брюки, блузки, а все остальное можно не гладить); частые уборки в квартире; не готовьте сложные блюда, не тратьте на готовку несколько часов в день. Это не стоит того времени, которое вы могли бы потратить на развитие ребенка, на себя.
  • Записывайте за собой в течение недели, на что вы тратили свое время. Потом проанализируйте, что из этого действительно нужно было сделать, а без чего можно было обойтись.
  • Не делайте ничего на потом, на будущее. В 90% случаев это «потом» не пригождается. Например, связать кофточку, которую через год будет носить ваш ребенок, когда вырастит. Это все хорошо, но если это идет в ущерб сегодняшнему общению с ребенком – оно того не стоит.
  • Не готовьте на потом обучающие материалы для ребенка: схемы, таблицы, карты. Вам кажется, что это пригодится. На самом деле, это не пригодится, все это будет лежать в ящике, а пользоваться вы будете тем, что купили в данный момент. Вы можете даже не вспомнить того, что у вас приготовлено на этот возраст для ребенка.

    Не скачивайте в интернете что-то для ребенка на будущее: мультики, фильмы, пособия, карточки. Они вам никогда не понадобятся – будете пользоваться совершенно другим. Вы просто не будете о них даже вспоминать.

  • Не откладывайте важных дел, выполняйте их сразу. Не сделанное сразу, не делается практически никогда. Например, если вы хотите позаниматься с ребенком гимнастикой, не думайте, что вы это сделаете вечером, когда он в следующий раз проснется. Возьмите и сделайте это прямо сейчас.
  • Записывайте свои планы. Если вы хотите что-то купить, куда-то съездить – все записывайте. Ведите ежедневник, куда записывайте все важные дела. Можно вешать бумажки на холодильник с расписанием дел на текущую неделю. Когда дело записано, оно не дает вам покоя, вы уже хотите сделать его, стремитесь к этому. Когда вы все держите в своей голове, у вас там реально каша, и вы понимаете, что не сделаете реально ничего.
  • Научитесь делать 2 или 3 дела сразу. Это особенно нужно в занятиях с детьми, да и вообще, помогает в жизни. Например, вы идете из одной комнаты в другую, видите, валяется игрушка, взяли и по дороге убрали на место. Или на кухне можно одновременно готовить несколько блюд на плите.
  • Другой пример: во время стирки можно поиграть с детьми, заняться уборкой. Вам нужно научиться переключаться быстро с одного дела на другое.

    Если вы научитесь делать несколько дел одновременно, вы сохраните себе 30% времени, которое уходит на домашние дела.
  • Делайте сложные дела по частям - так с ними будет легче справиться. Очень часто нам страшно начинать что-то сложное (изучать английский язык, сшить лоскутное одеяло, объехать весь мир, играть на скрипке). Старайтесь большие страшные дела, которые вас пугают, разделять на маленькие части. Это касается, например, генеральной уборки в квартире (делайте по частям: 1 комната в понедельник, ванная во вторник, кухня в среду, коридор и балкон в четверг).
  • Сначала обдумайте дело (даже самое простое), а потом приступайте к действию - так сможете сэкономить немало времени. Когда вы начинаете что-то шить, вязать, вы обязательно продумываете: «Как я это буду делать?» Сначала выкройка, потом разрезать, потом пришить и т.д.
  • Но очень часто домашние дела мы начинаем делать спонтанно, вдруг. В итоге разгромлена вся кухня, куча грязной посуды, ничего не продумано – получается больше работы, чем мы хотели бы.

    Быстро в уме составьте план действий и сразу приступайте к делу.
  • Планируйте в плане домашних дел на неделю РЕАЛЬНОЕ число дел, которые вы успеете сделать. Иначе вы сделаете все несложные и быстрые дела, а сложные и длительные оставите на потом – в итоге к концу недели у вас завал и нет сил.
  • Чтобы не чувствовать себя к вечеру разбитой, усталой, попробуйте начать все делать быстрее (быстрее готовить, гладить, стирать).
  • Не сидите перед телевизором, в интернете, в соц. сетях, подолгу не болтайте по телефону. Если вы не будете планировать время на интернет, он будет сжирать все. Попробуйте оценить, что вы делаете в интернете, что скачиваете, что читаете и смотрите. В итоге вы поймете, что 90% времени, затраченных в интернете – это развлечения (почитать новости, пообщаться в соц. сетях).
  • Если отвлечься от компьютера, у вас появится 2-3 часа свободного времени в день.
  • Выкидывайте все ненужное вещи. Всё, без чего можно обойтись. Создайте себе правило «Полгода»: если вещь пролежала полгода, и ею никто не воспользовался (кроме сезонных вещей), значит, она вам не понадобится никогда. Но место в квартире она занимает, и приходится разбирать ящики, вытирать пыль, перекладывать с одного места на другое. Не копите слишком много книг дома, которые просто стоят на полке и пылятся. В крайнем случае их можно взять почитать в библиотеке или в интернете электронный вариант. Можно купить электронную книгу и закачивать туда журналы, энциклопедии, книги, рассказы и т.п.
  • Чем меньше предметов в квартире, тем больше времени.

    Как заниматься с детьми, если нет времени?

    Мама занимается с ребенком

  • По возможности привязывайте регулярные занятия к режимным моментам. Очень трудно найти время на занятия, вроде бы день большой и есть время на прогулку и игры, а на занятия все никак не находится. Почему? Потому что мы не можем себя организовать. Регулярные занятия каждый день – наиболее эффективны. Когда вы будете каждый день заниматься с ребенком примерно в одно и то же время – это принесет максимальный результат. Но у большинства мам не получается находить время на регулярные занятия. Поэтому если вы привяжите свои занятия к одним и тем же режимным моментам (к завтраку, ужину, сну, к прогулке), у вас всё получится.
  • Совместите свои повседневные дела и занятиями с ребенком. Пока вы кушаете, учите с ним английский язык; когда вы гуляете, делайте гимнастику и другие физические упражнения.
  • Не замахивайтесь на длинные масштабные занятия, на огромные уроки. Достаточно 5-10 минут в день, и будет польза, если эти занятия будут проходить регулярно, а не спонтанно.
  • Не пытайтесь дома создать «филиал» средней школы. Занятия должны быть веселыми. Это должна быть игра, баловство, творчество, интересно. Это ни в коем случае не должно быть сидение за партой. Заниматься с ребенком, сидя за столом, начинать надо с 5 лет. До этого возраста все занятия должны проходить так: прыгание на батуте, валяние, сидение на полу. При этом не требуйте от ребенка аккуратности, ровно писать, правильно выполнять задания, вообще не требуйте обязательного выполнения каких-то заданий. Если вы даете какое-то задание ребенку до 5 лет, он вообще не обязан его выполнять. Не требуйте этого от него.
  • Эффективность занятий повышается, если они проходят в игровой форме. Шутите, играйте и балуйтесь.
  • Используйте каждую свободную минуту, чтобы просто поговорить с ребенком. Просто так, безо всяких пособий. Вы можете дать ребенку гораздо больше знаний, чем сидя за тетрадками или развивающими книжками. Все знания вы можете донести ребенку устно, просто общаясь с ним: что когда появилось, как это растет, как устроен космос, как построить дом и т.д. Логику можно развить у ребенка просто через общение: вопрос-ответ.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что ему интересно, что с ним произошло за этот день. Разговаривайте с ребенком и вы увидите, что это несложно и дает огромную отдачу.

    Например, едите в автобусе, рассматривайте деревья, дома, птиц, отвечайте на вопросы ребенка. Пусть малыш не сидит со скучающей физиономией.

    Не старайтесь избегать ребенка. Пусть он будет рядом, когда вы готовите на кухне или заняты своими делами. Пусть он смотрит и задает вопросы, принимает свое участие.

    Мама играет с ребенком

  • Используйте как можно меньше пособий. Когда у вас нет ничего под рукой, вы просто берете и начинаете импровизировать. Не нужно никаких книжек и пособий – вы просто тратите время, чтобы подготовить материал, а само занятие не получается. Просто начните играть с ребенком. И в процессе игры вы можете дать ему все, что хотите, любые знания.
  • Держите все необходимое для занятий под рукой (мелки, карандаши, пластилин, фломастеры, ножницы и цветную бумагу). Так вам будет легче начать заниматься в любую свободную минуту.
  • Если у вас не получилось позаниматься, не переживайте. Не вините себя, лишние переживания ничего конструктивного в себе не несут.
  • Не надо заниматься с ребенком все время. Дети должны уметь играть самостоятельно, без родителей. Одна из главных проблем, когда с детьми постоянно занимаются, - это когда ребенок отвыкает вообще что-то делать самостоятельно и постоянно требует вашего присутствия.
  • Чередуйте нагрузку и расслабление. Позанимались с ребенком, теперь пусть он сам поиграет. Перерывы жизненно необходимы для усвоения информации. Если ребенок занимается и у него нет возможности обдумать то, что он услышал, увидел или узнал, усваивается только 50% всей полученной информации. А если у ребенка есть свободное время, тогда у него есть возможность обыграть, обдумать, осмыслить то, что он узнал.

  • Дети берут пример со своих родителей. Если мама занимается с ребенком усиленно ради самих занятий, то ребенок будет воспринимать это как мамину обязанность и будет относиться к ней с нисхождением. Поэтому мама должна уделять время и на себя, а ребенок должен это видеть.