Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект подразумевает умение человека пользоваться своими эмоциями, умение их правильно выражать и пережить (если это негативные эмоции), а также умение понимать эмоции других людей, их настроение и правильно с ними обращаться.

Самый первый шаг на пути развития эмоционального интеллекта у детей - это использование каких-то ситуаций (когда ребенок испытывает эмоции) в правильном направлении. Тогда каждая ситуация будет воспитывать в человеке этот интеллект.

Развивать эмоциональный интеллект лучше всего, когда малыш чувствует какую-то эмоцию - гнев, печаль, страх, обиду. Как чаще всего реагируют на такие ситуации родители?

  • Отрицание эмоции. Когда родителю неприятна эмоция ребенка и он пытается ее скрыть, куда-то деть.
  • Например, ребенок чувствует, что ему уделяют меньше внимания, чем младшему брату. Он капризничает, завидует. Родители попытаются логически объяснить ситуацию ("он же маленький, ему нужен уход"). Другой пример, сломалась игрушка, ребенок заплакал. Родитель отрицает эту эмоцию: ремонтирует игрушку либо покупает новую. Бывают родители, которые пытаются развеселить ребенка.

    Т.е. сами родители хотят скорее избавиться от этой негативной эмоции. Она им неприятна, и им не хочется, чтобы ребенок ее чувствовал.
  • Неодобрение. Если при отрицании родители стараются не замечать эмоцию, то здесь они пытаются ее прекратить либо наказать за нее.
  • Сама эмоция может быть нормальной, но поведение ребенка - ненормальное. Например, злость - ребенок кидается с кулаками. Чаще всего родители не различают эмоцию и поведение и запрещают ребенку и то, и другое.

  • Невмешательство. Родители понимают, что чувствует ребенок, они ему сочувствуют, но не показывают ребенку, как выйти из этого эмоционального состояния. Не показывают никаких путей решения этой проблемы, оставляют малыша одного со своими эмоциями.
  • Принятие эмоций. Родители выслушивают ребенка и помогают ему найти выход, как правильно выразить эту эмоцию, какое поведение допустимо, а какое - нет.

  • У родителей первых трех пунктов бывают проблему с установлением границ допустимого. Например, когда ребенок разозлился, они разрешают ему недопустимые вещи - ударить кого-то, кричать оскорбительные слова (в т.ч. и в адрес родителей).

    Родители же, которые принимают эмоции, они помогают ребенку справляться с негативными эмоциями допустимым образом, чтобы это никому не наносила вред, было социально приемлемо.

    Когда ребенок испытывает эмоцию:

    1. Поймите своего ребенка, какую эмоцию он испытывает в данный момент: жалость, обиду и т.д. Попробуйте себя поставить на место ребенка.
    2. Попытайтесь осознать, что негативные эмоции - это возможность сблизиться со своим ребенком, понять его, преподнести ему маленький урок о том, как можно справиться с такими эмоциями.
    3. Выслушайте ребенка и подтвердите ему, что его чувства оправданы, это нормально - чувствовать такие эмоции.
    4. Назовите эту эмоцию, что сейчас в данный момент происходит с ребенком. В будущем это поможет вам осознать свои чувства и понимать чувства других людей по их реакции, поведению, мимике и жестам.
    5. Научить ребенка, как пережить эти эмоции. Здесь важно установить границы допустимого. Например, нормально чувствовать злость, если ты проиграл в игре, но ненормально обзывать своего соперника.
    Задание для родителей:

    Вспомнить события сегодняшнего/вчерашнего дня. Как бы вы отреагировали сейчас, зная то, что вы узнали об эмоциональном интеллекте ребенка.