Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Традиционное раннее развитие ребенка

Традиционное раннее развитие ребенка

Обычно в рамках традиционного раннего развития ребенка выделяют следующие направления: иностранный язык, речь, мышление (в целом интеллект, математика, логика, нестандартное мышление), чтение, творчество: ручная работа (рисование, лепка и т.д.) и музыка (слушаем, танцуем, ритм, игра на музыкальных инструментах), окружающий мир (природа, география, история, наука), физическое развитие, ролевые игры, культура (посещение театров, музеев, выставок, путешествия).


Что можно сделать по каждому направлению?

  1. Отложить (т.е. вы выписали все направления, все проанализировали и решили некоторые направления лучше пока отложить и начать их
  2. развивать в более старшем возрасте).

  3. Закрыть на минимальном уровне (заниматься каким-­нибудь направлением, делая для этого минимальные действия, но ежедневно).
  4. Развернутые занятия (более подготовленные регулярные занятия).
  5. Развивающий центр или репетитор (для развития какого-­то направления более углубленно можно ходить в развивающие центры или нанимать профессионала на дом).

И так можно проработать каждое направление, и выбрать для себя более оптимальный вариант.

Речь до трех лет

Это направление отложить не получится. Что можно делать на минимальном уровне?

  1. Мелкая моторика​ (шнуровки, нанизывания, прикалывания, пуговицы, молнии, пальчиковая гимнастика, игры с крупой, рисование пальцами).
  2. Артикуляция. Вы делаете движение языком и губами, а ребенок пытается повторить. Некоторым детям это дается нормально, с ними можно либо отложить артикуляционную гимнастику, либо закрыть на минимальном уровне, используя​ простые упражнения​: дуть на ватку, на карандаш, подвесить на ниточки бабочек и дуть на них; изображать какие-­нибудь движения губами и языком.
  3. Некоторым детям это дается сложнее, с ними надо заниматься углубленно. Чтобы заинтересовать ребенка, все упражнения лучше вплетать в игру.

  4. Читать книги или рассказывать известные стихи или сказки по картинкам.
  5. - Читая книги детям, можно упрощать фразы (на ходу выбросить какие-­то прилагательные и заменить неизвестные слова). Пока важно, чтоб ребенок понял и заинтересовался.

    - Можно устраивать мини-­театр (менять интонацию голоса, озвучивая персонажей, изображать зверей).

    - Можно отстукивать ритм, читая стихи по ладошке или ножке ребенка.

    - Можно делать артикуляционную гимнастику. Например, Маша кушает кашу, дуем на кашу. Или Маша собирает ягоды в лесу, пальцами берем ягодку со страницы, кладем в рот и облизываемся.

    Для детей до 3­-х лет чтение не должно быть слишком долгим.

  6. Тематические стишки и потешки.
  7. Можно подобрать и рассказывать ребенку стихи во время одевания, купания, приема пищи, уборке игрушек и т.п.

    Если с речью проблемы и ребенок в 2 года совсем не говорит, можно обратиться к хорошему специалисту за советом (психологу, неврологу, логопеду и т.п.)

Речь после трех лет

Что можно сделать с речью на минимальном уровне после 3­-х лет? Если у ребенка серьезные проблемы с речью после 3­-х лет, обязательно нужно обратиться к специалисту (психологу, неврологу, дефектологу, логопеду и т.п.) Если же ребенок научился хорошо говорить - это еще не повод перестать развивать его речь. Надо учить ребенка формулировать свою речь, повышать словарный запас, учить говорить последовательно.

  1. Уделять ребенку время и разговаривать с ним на интересные темы, развернуто и последовательно (вы что-­то рассказываете, он что­-то рассказывает). При этом надо обращать внимание на:
  2. - Последовательность речи (когда ребенок рассказывает, помогать ему строить свой рассказ последовательно, помогая ему вопросами и поправляя его, иногда возвращаясь к началу).

    - Формулировка мыслей (помогать ребенку формулировать мысль: "Ты хотел сказать вот это и вот это").

    - Подвести итог ко всему рассказу (в итоге тебе понравилось вот это и вот это).

  3. Чтение книг.
  4. Упрощайте сложные фразы, оставляя непонятные слова, обязательно объясняйте ребенку их значение. Можно использовать добавления, когда ребенок слушает рассказ и слышит повторяющие фразы, в какой-­то момент замолчать, а ребенок сам добавит эту фразу.

Для более глубокого развития речи можно найти специальные игры.

Мышление

Что можно сделать на минимальном уровне до 3-х лет:

Составляем список из 20 занятий, которыми будем заниматься с детьми (разбор пирамидки, вкладыши, складывание пазлов из 2-­х частей и т.п.)

Каждый день берем, что-­то одно и играем. Занятие должно занимать 1-­2 минуты.

Что можно сделать на минимальном уровне после 3­-х лет:

Использовать карточки для интеллектуальных разминок.

Чтение

Чтение с ребенком

Можно отложить и не думать об этом, либо закрыть на минимальном уровне. С 1-­1,5 лет наиболее простой и оптимальный способ - создание вокруг ребенка письменной речи.

  • Повесить плакат с животными мира и, рассматривая с ребенком, читать их названия.
  • Точно так же можно сделать семейный плакат.
  • В книжках с большими картинками сделать надписи крупными буквами.
  • Читать вывески на улице.
  • Для более углубленного обучения можно использовать специальные методики: Кубики Зайцева, смешанные методики (кубики и алфавитные буквы), игровые методики.

    Окружающий мир

    Окружающий мир

    Окружающий мир пересекается с развитием речи (полноценный рассказ о чем-­то), развитием мышления (в процессе рассказа вы будете задавать ребенку вопросы или наоборот).

    Что можно сделать на минимальном уровне до 3­х лет:

    Делим весь наш мир на то, что есть внутри нашего дома и то, что снаружи. Пишем 2 списка:

  • что есть интересного дома (вешалка, кран, стол, скотч и т.п.);
  • что есть интересного на улице.
  • Находим предметы, которые могут быть интересны ребенку, и рассказываем про них.

    Что можно сделать на минимальном уровне после 3­х лет:

    Покупаем энциклопедии, читаем интересную тему, а потом пересказываем ребенку.

    Если вы живете в большом городе, составляя план развития, наметьте 4­-6 музеев, в которые можно сходить с ребенком. До похода в музей почитайте информацию о нем и расскажите детям.

    Использовать специальные методики для окружающего мира (книги, пособия, тетради) ­- это очень скучно, лучше показать детям все на реальном примере.

    Творчество

    Заниматься с ребенком творчеством надо, если ребенку это действительно нравится, тогда он будет творить и вкладывать душу, это должно идти изнутри. Если у ребенка нет интереса к творчеству, тогда нужно обратить внимание на техническую сторону. Ребенок должен уметь пользоваться ножницами, рисовать круги, пришивать пуговицы. Научите ребенка ровно вырезать бумагу, ткань и т.п., рисовать простые линии, ровно приклеивать и т.д. Это обязательно должна быть какая-­то игра или совместная деятельность.

    Не стоит обучать ребенка, как правильно рисовать домик, солнышко, считается, что это очень сильно мешает творить, придумывать, фантазировать, воображать.

    Лучше учить приемам, но не показывать конкретные шаблоны.

    Физическое развитие

    Это направление так же, как и речь, нельзя отложить. Посещение секций 2 раза в недели -­ это мало. Что можно сделать на минимальном уровне развития:

  • Дома ­- это спортивный комплекс (трапеция, шведская лестница).
  • На прогулке больше ходить и как можно раньше отказаться от коляски.
  • Иностранный язык

    Иностранный язык

    Что можно сделать на минимальном уровне развития:

  • Песенки (распечатать для себя стихи и напевать их, ребенок будет слушать);
  • Рассматривать книжки и называть слова на иностранном языке (для этого выбрать отдельно книжки, которые вы будете брать именно для изучения иностранного языка);
  • Читать стихи;
  • Книги на иностранном языке (лучше, чтобы это были настоящие иностранные книги, а не переводы);
  • Мультфильмы (находите те мультики, которые понравятся ребенку).
  • Этих занятий при регулярном применении достаточно, чтобы ребенок к 5-­6 годам понимал иностранную речь и знал большое количество иностранных слов. Но говорить дети не будут -­ это уже продвинутый уровень, здесь уже нужны специальные развернутые занятия, развивающие центры или репетитор.

    Культура и музыка

    Перед посещением музеев, театров, выставок, прочитайте соответствующую литературу и обсудите ее с ребенком.

    Нужно слушать классическую музыку и детские песенки. Музыку можно просто слушать фоном или танцевать с ребенком.

    Домашнее задание:

  • Обдумать все направления развития ребенка и решить, что вы будете делать с каждым направлением (отложите, закроете на минимальном уровне, развернутые занятия, развивающие центры).
  • Ответить на вопросы:
  • - До какого возраста откладываете и почему (например, навык еще находится не в зоне ближайшего развития)?

    - Что будет входить в минимальный уровень?

    - Где взять материалы для развернутых занятий?

    - Как и когда вы будете искать развивающие центры?