Творчество на улице
Творчество - это то, что привлекает и взрослых, и детей, но с ним у нас связаны разные страхи и бывают какие-то сомнения. Если дома мы боимся за чистоту стен, полов и прочей домашней утвари, то на улице такой проблемы не возникает и очень много возможностей для творчества.
Давайте не будем забывать, что творчество – это не только изобразительное искусство (краски, карандаши, мелки). Творчество – это и сочинение стихов, придумывание мелодий, проецирование каких-то интересных образов: наблюдение за облаками и фантазии - что это за облако такое плывет. Это все можно отнести к творчеству. И когда мы говорим о творчестве с детьми, то давайте помнить и о таком творчестве.
Возможные сложности
Какие сложности могут возникнуть на улице в плане творчества?
Спешите купить легкий чемодан по распродаже!
Самая большая проблема – это где, чем и как рисовать и как выбрать место.
И у многих есть проблема – мнение окружающих. Мне проблема эта очень близка, потому что наш подход и детские прогулки отличаются от других прогулок детей с мамами. Я бы с большой радостью наблюдала за тем, как играют мамы с детишками и рисуют на улице, придумывают вместе с ними, но реальность такова, что таких мам меньшинство. За счет того, что наши прогулки проходят интересно, около нас всегда собираются дети, которые с удовольствием играют вместе с нами, но родители остаются в стороне.
Эту проблему никак не решишь. Если вам нравится то, что вы делаете, то делайте это, и будь что будет. Возможно, у вас будет какое-то чувство неловкости, и я это понимаю, как никто другой. Когда все мамы сидят на лавочке, а ты играешь с детьми, ты чувствуешь какую-то некую обособленность. Но детские улыбки, смех и радость - все это с лихвой компенсируют ощущение обособленности.
Детский смех будет вам большой наградой, к тому же вы всегда найдете единомышленников, которым близки ваши взгляды. Если у вас есть племянники и племянницы, то есть детки, которые подросли, то это очень хороший вариант.
Я, например, оценила то, что играть с разновозрастными детками очень интересно и правильно: дети постарше имеют возможность направлять младших, а младшие имеют возможность копировать и учиться чему-то от старших. Если есть возможность у вас играть с детками постарше, то обязательно это сделайте. Приглашайте своих близких друзей, чтобы они смогли вас поддержать.
Например, говорите им «сегодня у нас день цветов. Прийти всем в шапочках с цветами». Шапочку сделать очень просто: нужна полоска бумаги и на нее можно приклеить любой цветок. «Играем, допустим, на отдаленном стадионе. Все приходите». И прогулка пройдет веселее, и вам будет интереснее от того, что у вас есть такая поддержка.
Что можно взять с собой?
Сейчас поговорим о том, что можно взять с собой для творчества на улице.
Это может быть все что угодно: краски, фломастеры, мелки, восковые мелки, клей ПВА, бумагу цветную. Далее я расскажу примеры того, как это можно все использовать. Возможности у вас при этом возрастают, хотя конечно отсутствует возможность помыть руки (есть только влажные салфетки или вода в бутылках).
Я вам предлагаю провести игру «В гостях у цветочной феи».
Для игры нам понадобится ромашка достаточно большого диаметра, на листках которой нужно написать задания. Можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Но конечно, чем больше детишек, тем больше интереса и веселья. Можно даже брать в игру незнакомых детей: у нас это получается регулярно, что незнакомые детки включаются в нашу игру. Вы можете их сами пригласить, когда увидите, что их это заинтересовало, когда они начнут посматривать, подходить ближе.
Правила игры. Вы можете выступать в роли цветочной феи. Приготовьте маленькие сюрпризы. Это необязательно должно быть что-то дорогое: наклейки, киндер-сюрпризы, тоненькие книжки – сказки или раскраски рублей за 10. Когда есть непроанонсированные подарки с сюрпризами, то это всегда очень приятно для деток. Приготовьте сюрпризы, ромашку. Может, вы приготовите мантию цветочную для себя либо просто шапочку с цветком. И проведите игру на тему цветов и трав.
Лучше всего выбрать место, где больше цветов - парк, стадион, лес. На улице мы можем мастерить из природного материала, из пластилина. Можно мастерить при помощи веточек, шишек, из цветочков разные фигуры. На фотографии ниже можно увидеть то, как делается стрекоза (4 крылышка из веточек), или бабочки из цветов, или завитушки из одуванчиков.
Берем одуванчик, разделяем его стебелек на 4 полоски и окунаем в воду, при этом одуванчик начинает закручиваться. Это очень здорово, и малышу нравится. Получаются такие кучеряшки. Можно сделать, например, девочку, придумав ей из листьев платье.
Творчество красками
Подготовьте пульверизатор дома. Я предлагаю вам вынести на улицу простыню, налить в пульверизатор краски, перемешанные с водой, и обрызгать простынь или ватман. Это очень увлекательное занятие. Дочка брызгала сначала одним цветом, потом другим, результаты вы можете видеть на фотке.
Я использовала обои, потому что не нашла белой простыни у нас дома. Но более интересно было бы, я думаю, если бы у нас была белая простыня. Можно нарисовать какие-то контуры и закрашивать таким образом. Но все-таки, наверно, интереснее это делать в свободной форме. Единственно, нужно установить правило, что брызгать в людей цветной водой нельзя.
Следующая игра – это угадывать текстуры. Вы берете с собой восковые мелки и листочки. И все предметы, которые попадаются на пути, вы кладете под листочек и заштриховываете. При этом у вас получаются разные рисунки, фактуры материалов. Мы заштриховывали кирпич, спил дерева, кору дерева, скамейки. Потом можно попросить малыша угадать то, что он заштриховал ранее. Мы сделали цветными мелками, чтобы было интереснее, но на самом деле лучше, чтобы было одним тоном.
И лучше не использовать восковые мелки, так как они сами по себе дают такую немножко своеобразную восковую фактуру. Лучше всего фактуру дерева или предмета передаст простой карандаш.
Следующая творческая игра – отпечатки трав и листиков. Можно отпечатки ставить прямо на улице: берем краску, раскрашиваем листочки и ставим отпечатки. Мы сделали одуванчик, клевер и подорожник. Можно сделать совершенно незнакомые травы.
Потом мы дома делаем фотоальбом с этими травами с небольшими стишками или делаем отдельный коллаж. Если трав будет много, то это может быть полноценная книжечка про травы. Если вы траву не знаете, то можно поискать ее в специальном справочнике.
Аппликация. Ее вы можете тоже делать на улице. Если вы возьмете с собой клей ПВА, картон или бумагу, то рисуя любые рисунки, малыш может посыпать их потом песком или цветным песком.
Фломастеры. Что можно делать с фломастерами? Вы можете рисовать на камешках. Это могут быть божьи коровки, жуки, черепашки. Можно также рисовать на камнях гуашью. Лучше всего это делать на гальке, потому что она крупная и гладкая.
Гербарий из травы и листьев. Вы можете делать его прямо на улице. Вам понадобится клей ПВА и картонная коробка. Зачем нужна коробка? В ней вы прорезаете отверстия по бокам и обклеиваете внутри травой.
В итоге у вас получается такая интересная коробка, вы заклеиваете ее всю и можете на просвет смотреть. Можете вставить туда лампу и смотреть, как красиво просвечивается ваш гербарий и ваши цветы. Это очень интересно, у вас получается волшебная коробка. А еще особенность ее в том, что если вы проклеили клеем ПВА, то цветы очень долго сохраняют свой цвет и свою форму.
Творчество, я говорила уже в начале, это не обязательно рисование или лепка. Попробуйте устроить с детишками концерт по заявкам. Мы играем в артистов. Каждый по очереди выходит и рассказывает стих. Это может быть стих, который мы уже знаем, или собственно сочинения. Можно поставить условие – например, рассказать про цветы, о лете, короткую смешную историю.
Вы можете с малышами просто понаблюдать за формами облаков. Можно играть так. Кто-то загадывает: «Я вижу на небе мишку», и остальные ищут этого медведя. «А я вижу на небе мороженое», и остальные ищут, где загаданное мороженое.
Игры с мелом во дворе
А сейчас я расскажу, как можно поиграть с ребенком во дворе с мелом.
Во-первых, хочу поделиться идеей, как его можно хранить и в чем его можно выносить на улицу. В одном из садиков я увидела, как воспитательница взяла пластиковую пятилитровую бутылку от воды, разрезала ее пополам и положила в нее мел. Получается полбутылки мела, которую она и носит на улицу. Это удобно, потому что мел не рассыпается. Единственное, что у такой бутылки нет крышки. Можно хранить мел в майонезном ведерке или бидончике с крышкой.
А теперь переходим к самим играм с мелом.
другую игрушку. Для ребят постарше можно сделать и не одну дорожку, а целый лабиринт, перекрестки. Можно на этих дорожках сделать какие-нибудь препятствия, например, как будто стоит мост или посреди дороги растет дерево. Пусть дети перепрыгивают или перешагивают через препятствия, как будто они великаны.
Дома мы играли в такую игру с мячиками разных цветов (красный, желтый, зеленый). Я показывала мячик: если он красного и желтого цвета, дочка стояла на месте, а если я показывала зеленый мячик, она перебегала с одного конца комнаты на другой. Точно также можно играть с мелом. Нарисовать дорогу, пешеходный переход на ней. Вы будете показывать мячик или картонки, может формочки разного цвета, а ребенку надо будет сориентироваться и перебежать дорогу в подходящий момент.
Таким образом, получится и подвижная игра, и заодно вы научите ребенка правилам дорожного движения.
Цветы можно, если вы умеете, нарисовать разные – ромашку, розу, колокольчик. Таким образом, еще и названия цветов выучить, повторить. Можно нарисовать не цветы, а разные геометрическое фигуры, сделать их разным цветом, пронумеровать, таким образом, еще и геометрические фигуры выучить.
Вообще, нарисовать можно все, что угодно – марки машин, дома разноэтажные, можно нарисовать дерево и цветок и перелетать с дерева на цветок. Животных разных – зайчиков, медведей, собачек, чтобы ребенок бегал от одного зверя к другому.
несколько секторов или нарисовать квадрат, можно даже ячейки пронумеровать и просить ребенка попасть в какой-то конкретный сектор.
Итак, нарисуйте мелом окружность размером побольше. В окружности находится один человек, а снаружи – другой. Например, вы в центре круга, а ребенок за кругом. И нужны мячики. Мы использовали шитые тряпочные мячики, потому что они плохо катаются. А если использовать резиновые мячики, они будут очень далеко улетать, и за ними придется много бегать. Можно использовать просто скомканную бумагу, сделать несколько комков побольше.
Цель игры. Человек, который стоит за кругом, должен перебросить все мячи, какие у него есть, в круг, чтобы снаружи ни одного не осталось. А тот, который стоит в круге, наоборот, должен все мячи из круга выбросить. Побеждает тот, кто быстрее выполнит свою задачу. Игра получается очень веселой. Мы с дочкой играли в нее очень долго и хохотали.
Вместо скомканной бумаги можно использовать пластиковые крышки от бутылок, если у вас их достаточно много. Можно использовать и формочки, но они могут поломаться.
Еще игры
Не забудьте купить чемодан на 4 колесиках, если собрались в отпуск
Ведущий отворачивается и говорит: «Бегемотики бежали и на кнопочки нажали. Стоп». В это время те дети, которые находятся у него за спиной, бегают из кружка в кружок. Когда ведущий говорит «стоп», все останавливаются. Потом ведущий, не видя, кто где стоит, называет цифру. Человек, стоящий в кружке с этой цифрой, убегает, а ведущий снова говорит: «Стоп». Ведущий, не глядя, где стоит человек, угадывает, сколько до него шагов. Поворачивается и должен дойти до человека и дотронуться до него. Если достает, то они меняются местами, если не достает, то продолжает водить.
Для маленьких деток можно намного упростить. Можно нарисовать круги, пронумеровать их. Для начала ведущим будете вы. Вы говорите ребенку: «Бегемотики бежали и на кнопочки нажали. Стоп». Ребенок останавливается в каком-то кружочке. Вы или сами говорите, на какой цифре он остановился, или его просите назвать, если он уже знает цифры.
Вместо цифр можно рисовать все, что угодно, чтобы повторить и запомнить названия.