Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Вопросы читателей. Выпуск №2

Вопросы читателей. Выпуск №2

Продолжаем отвечать на вопросы от наших читателей. Как обычно 5 интересных вопросов от молодых мам.

  • Сыну 6 лет. После ванны он без стеснения ходит по квартире голышом в свою комнату, чтобы одеться. Как отучить сына ходить голым и как лучше рассказать ему об отличиях женщин и мужчин? Как рассказать, откуда берутся дети, т.к. мы ждем уже второго малыша?
  • Это в голове у взрослых такие мысли, что хождение голышом – это стыд. Для ребенка ходить голышом в присутствии родителей так же естественно, как и кушать или попроситься на горшок в их присутствии.

    То, что мальчик ходит голышом после ванны – в этом нет никакой катастрофы. Но если вас лично это коробит, постоянно это контролируйте. Т.е. когда сын идет в ванну, скажите ему: «Ты уже большой. У нас не принято ходить голышом. Это выходит за грани тех традиций, которые есть у нас в обществе». И когда ребенок идет в ванну, каждый раз ему напоминайте, чтобы брал полотенце или халат.

    Важно понять, что маленькие дети не действуют с первого раза. Невозможно, один раз сказав, ждать от них результата. Это привычка, которая должна формироваться длительное время, пока ребенок растет. Если к 6 годам у него такой привычки нет, начните ее формировать, на это потребуется какое-то время.

    Взрослых раздражает необходимость повторять много раз. Но для ребенка это нормально. Главное, не раздражаться при этом, иначе благополучное приобретение привычки сильно оттягивается по времени.

    Касательно вопроса о различиях мужчин и женщин. Рассказывать ребенку бесполезно. Нужно, чтобы мальчик общался с другими мальчиками, а девочек он может видеть в бассейне или на пляже маленьких.

    В принципе, пока ребенок сам не заостряет на этом внимание и не интересуется, не спрашивает, может и не стоит ему рассказывать. А если ребенок интересуется, задает наводящие вопросы, какие-то словечки употребляет, то обязательно нужно рассказать. Без стеснения. Если родители будут стесняться и говорить об этом, как о чем-то нехорошем и постыдном, то и у ребенка сформируется такое отношение.

    Это вполне естественно, просто в обществе говорить об этом нежелательное. Именно с такой позиции и расскажите, что мужчины и женщины устроены по-разному. Используйте детские энциклопедии о сексе, показывайте картинки.

    Разговор о сексе достаточно интимный. И каждая семья должна обсуждать его с ребенком индивидуально, как это принято среди родителей. Здесь нет универсального ответа, как рассказать ребенку о сексе.

    Рассказывайте детям только в общих чертах, без каких-то физиологических подробностей, потому что у детей это не вызовет никаких эмоций, кроме удивления. Ребенку до 8 лет совершенно не нужны подробности.

    Если мама ждет второго ребенка, просто скажите старшему, что у мамы в животике растет твой братик/сестричка. Этого будет достаточно.

    И углубляться в детали точно не стоит. Различия между мужчинами и женщинами можно объяснить на картинках.

  • Ребенку 2 года. Как разумно реагировать на отказ ребенка делать что-либо? Например, надо одеться после ванны (дома холодно) или надо прекратить таскать стулья по полу (шумно).
  • Не нужно ждать от ребенка, которому всего 2 годика, что он будет ответственный, что он будет слушаться с первого раза, что он будет такой замечательный, послушный и удобный. «Удобными» дети быть не должны. Двухлетний ребенок не слышит ваши просьбы. Не относитесь к нему, как к взрослому человеку.

    Ребенку дошкольного возраста бессмысленно повторять много раз. Когда вы кричите или применяете силу, он просто не думает, что его просили о чем-то. Он просто подчиняется, потому что это сила. Во всех остальных случаях ребенку скучно одеваться, он не понимает, зачем это делать. Он в принципе не понимает, что пройдет время, он замерзнет и может заболеть. И взывать к разуму двухлетнего малыша совершенно бесполезно.

    Поэтому мама должна с самого начала, не полагаясь на то, что он этот приказ выполнит, просто заговариваете ему зубы, отвлекаете и в процессе этого быстро сами одеваете ребенка.

    Не нужно думать, что вы будете говорить ребенку что-то, и он тут же будет слушаться, как дрессированная собачка. На самом деле, это невозможно в принципе не потому, что ребенок вредничает или сопротивляется, просто даже по своей физиологии он не в состоянии слушаться, он не в состоянии держать в уме вашу просьбу дольше 1 секунды. При этом вам кажется, что он вполне разумный человек, он вам отвечает, он прекрасно помнит, что было вчера, он может рассказать, что было на прошлой неделе.

    Послушные дети - это запуганные дети.

    Ребенок, конечно, разумный, но у него нет понимания ответственности, обязанности, понимания режима и последствий своих действий. Всё это постепенно формируется к 9 годам! Ранее 5-6 лет говорить ребенку что-то вообще бесполезно. Если вы видели послушных детей пяти лет, это дети, которых запугивают («Быстро дай руку, вон идет дядя с ремнем – сейчас тебя заберет»).

    Т.е. послушные дети – это запуганные дети. Они живут в постоянном страхе. Незапуганные дети – это обычные свободные дети, которые потом вырастят свободными личностями. А родителя хотят, чтобы ребенок был и свободным, и послушным. Но так не бывает.

    Потихоньку, постепенно прививайте ребенку определенные привычки, как вести себя, не ограничивая при этом его свободу. А потом малыш начнет это делать сам. Больше никак.

    Дети

  • Дочке 1,5 года, очень стеснительная. Раньше стеснялась взрослых, сейчас стесняется и даже, бывает, боится детишек. Если есть дети на горке на детской площадке, она туда не пойдет, хотя очень любит кататься. На детей часто засматривается и смотрит с интересом. Нужно ли ходить в какой-нибудь развивающий центр, чтобы малышка привыкла общению с маленькими детьми?
  • Ребенок стеснительный, домашний, тихий и спокойный. Вполне нормально, что малышка побаивается чужих детей. Они шумные, активные, но ребенок старается держаться на расстоянии. Это нормальное такое чувство безопасности, желание себя оградить от каких-то неожиданностей. Бороться с этим вообще не надо. Это нормально, и постепенно малышка перестанет этого бояться, это пройдет.

    Никакие развивающие центры вам не нужны. Для ребенка гораздо важнее жить в спокойном привычном режиме: просыпаться утром, поесть, погулять с мамой, днем ложиться спать и, не нарушая режим, так прожить второй год жизни.

    Обязательно найдите друзей для своего ребенка такого же возраста. Найдите кого-то, кто близок к вам территориально (через женские форумы, соц. сети) и просто ходите в гости. Одного-двух раз в неделю вполне достаточно, максимум на 2 часа, потому что ребенок будет перевозбуждаться, и вы потом очень долго будете приводить его в чувство.

  • Сыну 3 года. Как только сталкивается со сложностями (не получается собрать мозаику) начинает плакать и просит ему помочь. Он не бросает игрушки от злости, как это делают многие дети. Он просто плачет и говорит, что ему сложно, он не справится. Мы начинаем с легких игр, подбадриваем его, но любая сложность заканчивается слезами. На наши предложения о помощи реагирует слезами и говорит, что хочет справиться сам. Как правильно реагировать? Все игры выбираем по возрасту.
  • Начнем с того, что возрастные указания на игре – вещь довольно условная. Если одному ребенку та же самая игра подойдет в 1,5 года, другому в 3-4 года она не подойдет. Нет никаких четких параметров, по которым можно и нужно подбирать игру, кроме как готовность вашего ребенка.

    Если малыш не справляется, значит, игра трудна для него по возрасту, по его состоянию. Советую вообще убрать на 3-4 месяца все игры, в которых есть какая-то конечная цель, которую нужно выполнить. Ребенку просто нужно забыть о том, что это было.

    Дайте малышу конструктор, кубики и подобные игрушки. В таком возрасте многим детям не свойственно сидеть и добиваться какой-то конечной цели в игре. Когда это игры, они сидят и играют друг с другом, они могут сделать всё, что угодно даже не задумываясь. А вот цель ради цели – это совсем не для детей. Даже если ребенку нравится, то это искусственно притянуто.

    Если ребенок постоянно плачет, нужно проверить его режим. Достаточно ли он спит, высыпается ли? Обычный ребенок в нормальном режиме – он не плачет. Маленькие дети вообще позитивны, они довольны жизнью. А если ребенок постоянно на грани слез – что-то не то с режимом.

    Дети

  • Как реагировать, когда сын 5 лет и дочь 9 лет начинают сразу плакать, когда не получается выполнить какое-то задание, например, нарисовать, слепить, выучить стишок?
  • Ваше отношение к результату труда ребенка накладывает на него какую-то ответственность. Если ребенок боится ошибиться, сделать что-то неправильно – это уже тревожный сигнал. Может быть, вы много требуете.

    С детьми нужно разговаривать. Объясняйте, что делать ошибки – это хорошо. Когда ты делаешь ошибки, ты учишься видеть, что ты делаешь не так, ты учишься, как сделать правильно. Без ошибок не бывает никакого обучения.

    Снизьте планку в безупречности выполнения заданий или скорости их выполнения. Например, нарисовать или слепить – это не задание, это творчество для ребенка. Это должно быть в удовольствие для него. Сидите и вместе лепите/рисуйте, здесь не нужно никакого задания.

    Выучить стих пятилетнему ребенку: читаете несколько раз, в этот стих играете, вешаете на стенку в виде текста, повторяете за едой. И у ребенка стих сам запомнится. Не надо требовать от него ответа.

    Будьте дружелюбны к своим детям, давайте им помощь, подсказки. Если ему нужно что-то выучить, помогайте ему учить. В конце концов, есть какие-то приемы, когда стих зарисовывается в виде картинок, пиктограмм, и ребенок учит.

    Для девятилетнего ребенка, если он не может выучить стих, снизьте планку. Просто поговорите с ребенком, что в этом нет ничего страшного. Поговорите с учителем в школе. Возможно, здесь проблема в несоблюдении режима. Дети сидят за компьютером, в телефоне, смотрят телевизор, они не высыпаются, они нервные, и поэтому их нервная система не выдерживает информационного перегруза. Мир вокруг изменился, а человек нет.

    Детям нужно отдыхать, достаточно спать, гулять на свежем воздухе. В таком возрасте дети должны 2-3 часа в день проводить на воздухе. Если этого нет, конечно они будут нервными.