Творчество на улице

Творчество на улице

Творчество - это то, что привлекает и взрослых, и детей, но с ним у нас связаны разные страхи и бывают какие-то сомнения. Если дома мы боимся за чистоту стен, полов и прочей домашней утвари, то на улице такой проблемы не возникает и очень много возможностей для творчества.

Давайте не будем забывать, что творчество – это не только изобразительное искусство (краски, карандаши, мелки). Творчество – это и сочинение стихов, придумывание мелодий, проецирование каких-то интересных образов: наблюдение за облаками и фантазии - что это за облако такое плывет. Это все можно отнести к творчеству. И когда мы говорим о творчестве с детьми, то давайте помнить и о таком творчестве.

Возможные сложности

Какие сложности могут возникнуть на улице в плане творчества?

Спешите купить легкий чемодан по распродаже!

Самая большая проблема – это где, чем и как рисовать и как выбрать место.

И у многих есть проблема – мнение окружающих. Мне проблема эта очень близка, потому что наш подход и детские прогулки отличаются от других прогулок детей с мамами. Я бы с большой радостью наблюдала за тем, как играют мамы с детишками и рисуют на улице, придумывают вместе с ними, но реальность такова, что таких мам меньшинство. За счет того, что наши прогулки проходят интересно, около нас всегда собираются дети, которые с удовольствием играют вместе с нами, но родители остаются в стороне.

Эту проблему никак не решишь. Если вам нравится то, что вы делаете, то делайте это, и будь что будет. Возможно, у вас будет какое-то чувство неловкости, и я это понимаю, как никто другой. Когда все мамы сидят на лавочке, а ты играешь с детьми, ты чувствуешь какую-то некую обособленность. Но детские улыбки, смех и радость - все это с лихвой компенсируют ощущение обособленности.

Если вам хочется заниматься чем-то веселым и интересным с детками, то вы все-таки сделаете это. Не устраивайте показательных выступлений перед другими людьми, просто гуляйте со своими детьми.

Детский смех будет вам большой наградой, к тому же вы всегда найдете единомышленников, которым близки ваши взгляды. Если у вас есть племянники и племянницы, то есть детки, которые подросли, то это очень хороший вариант.

Я, например, оценила то, что играть с разновозрастными детками очень интересно и правильно: дети постарше имеют возможность направлять младших, а младшие имеют возможность копировать и учиться чему-то от старших. Если есть возможность у вас играть с детками постарше, то обязательно это сделайте. Приглашайте своих близких друзей, чтобы они смогли вас поддержать.

Например, говорите им «сегодня у нас день цветов. Прийти всем в шапочках с цветами». Шапочку сделать очень просто: нужна полоска бумаги и на нее можно приклеить любой цветок. «Играем, допустим, на отдаленном стадионе. Все приходите». И прогулка пройдет веселее, и вам будет интереснее от того, что у вас есть такая поддержка.

Что можно взять с собой?

Сейчас поговорим о том, что можно взять с собой для творчества на улице.

Это может быть все что угодно: краски, фломастеры, мелки, восковые мелки, клей ПВА, бумагу цветную. Далее я расскажу примеры того, как это можно все использовать. Возможности у вас при этом возрастают, хотя конечно отсутствует возможность помыть руки (есть только влажные салфетки или вода в бутылках).

Я вам предлагаю провести игру «В гостях у цветочной феи».

Для игры нам понадобится ромашка достаточно большого диаметра, на листках которой нужно написать задания. Можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Но конечно, чем больше детишек, тем больше интереса и веселья. Можно даже брать в игру незнакомых детей: у нас это получается регулярно, что незнакомые детки включаются в нашу игру. Вы можете их сами пригласить, когда увидите, что их это заинтересовало, когда они начнут посматривать, подходить ближе.

Правила игры. Вы можете выступать в роли цветочной феи. Приготовьте маленькие сюрпризы. Это необязательно должно быть что-то дорогое: наклейки, киндер-сюрпризы, тоненькие книжки – сказки или раскраски рублей за 10. Когда есть непроанонсированные подарки с сюрпризами, то это всегда очень приятно для деток. Приготовьте сюрпризы, ромашку. Может, вы приготовите мантию цветочную для себя либо просто шапочку с цветком. И проведите игру на тему цветов и трав.

Лучше всего выбрать место, где больше цветов - парк, стадион, лес. На улице мы можем мастерить из природного материала, из пластилина. Можно мастерить при помощи веточек, шишек, из цветочков разные фигуры. На фотографии ниже можно увидеть то, как делается стрекоза (4 крылышка из веточек), или бабочки из цветов, или завитушки из одуванчиков.

Завитушка из одуванчика

Берем одуванчик, разделяем его стебелек на 4 полоски и окунаем в воду, при этом одуванчик начинает закручиваться. Это очень здорово, и малышу нравится. Получаются такие кучеряшки. Можно сделать, например, девочку, придумав ей из листьев платье.

Творчество красками

Подготовьте пульверизатор дома. Я предлагаю вам вынести на улицу простыню, налить в пульверизатор краски, перемешанные с водой, и обрызгать простынь или ватман. Это очень увлекательное занятие. Дочка брызгала сначала одним цветом, потом другим, результаты вы можете видеть на фотке.

Творчество с красками

Я использовала обои, потому что не нашла белой простыни у нас дома. Но более интересно было бы, я думаю, если бы у нас была белая простыня. Можно нарисовать какие-то контуры и закрашивать таким образом. Но все-таки, наверно, интереснее это делать в свободной форме. Единственно, нужно установить правило, что брызгать в людей цветной водой нельзя.

Следующая игра – это угадывать текстуры. Вы берете с собой восковые мелки и листочки. И все предметы, которые попадаются на пути, вы кладете под листочек и заштриховываете. При этом у вас получаются разные рисунки, фактуры материалов. Мы заштриховывали кирпич, спил дерева, кору дерева, скамейки. Потом можно попросить малыша угадать то, что он заштриховал ранее. Мы сделали цветными мелками, чтобы было интереснее, но на самом деле лучше, чтобы было одним тоном.

Закрасили спил дерева

И лучше не использовать восковые мелки, так как они сами по себе дают такую немножко своеобразную восковую фактуру. Лучше всего фактуру дерева или предмета передаст простой карандаш.

Следующая творческая игра – отпечатки трав и листиков. Можно отпечатки ставить прямо на улице: берем краску, раскрашиваем листочки и ставим отпечатки. Мы сделали одуванчик, клевер и подорожник. Можно сделать совершенно незнакомые травы.

Отпечатки трав

Потом мы дома делаем фотоальбом с этими травами с небольшими стишками или делаем отдельный коллаж. Если трав будет много, то это может быть полноценная книжечка про травы. Если вы траву не знаете, то можно поискать ее в специальном справочнике.

Аппликация. Ее вы можете тоже делать на улице. Если вы возьмете с собой клей ПВА, картон или бумагу, то рисуя любые рисунки, малыш может посыпать их потом песком или цветным песком.

Фломастеры. Что можно делать с фломастерами? Вы можете рисовать на камешках. Это могут быть божьи коровки, жуки, черепашки. Можно также рисовать на камнях гуашью. Лучше всего это делать на гальке, потому что она крупная и гладкая.

Гербарий из травы и листьев. Вы можете делать его прямо на улице. Вам понадобится клей ПВА и картонная коробка. Зачем нужна коробка? В ней вы прорезаете отверстия по бокам и обклеиваете внутри травой.

Гербарий из травы

В итоге у вас получается такая интересная коробка, вы заклеиваете ее всю и можете на просвет смотреть. Можете вставить туда лампу и смотреть, как красиво просвечивается ваш гербарий и ваши цветы. Это очень интересно, у вас получается волшебная коробка. А еще особенность ее в том, что если вы проклеили клеем ПВА, то цветы очень долго сохраняют свой цвет и свою форму.

Творчество, я говорила уже в начале, это не обязательно рисование или лепка. Попробуйте устроить с детишками концерт по заявкам. Мы играем в артистов. Каждый по очереди выходит и рассказывает стих. Это может быть стих, который мы уже знаем, или собственно сочинения. Можно поставить условие – например, рассказать про цветы, о лете, короткую смешную историю.

Вы можете с малышами просто понаблюдать за формами облаков. Можно играть так. Кто-то загадывает: «Я вижу на небе мишку», и остальные ищут этого медведя. «А я вижу на небе мороженое», и остальные ищут, где загаданное мороженое.

Игры с мелом во дворе

А сейчас я расскажу, как можно поиграть с ребенком во дворе с мелом.

Во-первых, хочу поделиться идеей, как его можно хранить и в чем его можно выносить на улицу. В одном из садиков я увидела, как воспитательница взяла пластиковую пятилитровую бутылку от воды, разрезала ее пополам и положила в нее мел. Получается полбутылки мела, которую она и носит на улицу. Это удобно, потому что мел не рассыпается. Единственное, что у такой бутылки нет крышки. Можно хранить мел в майонезном ведерке или бидончике с крышкой.

А теперь переходим к самим играм с мелом.

  • Мелом можно обводить разные предметы – ведерки, формочки, руки, ноги. Дети очень любят, когда обводят их ладошки. Потом можно эти рисунки закрашивать. Можно искать по контурам, какую формочку обвели, какую руку – правую или левую.
  • Можно обводить тень от предметов. Допустим, в песочнице стоит грибок, от него падает тень на асфальтовую дорожку. Ее можно обвести, а через какое-то время посмотреть, как тень сдвинулась. Можно обвести ее еще раз. И таким образом посмотреть, как двигается тень. Можно обвести тень сегодня и на следующий день и посмотреть, как она по дням меняется. Это уже получается эксперимент. Свою собственную тень тоже можно обводить. Ребенка попросить встать в какой-нибудь позе и обвести его тень. Потом попросить его поменять позу и обвести ее.
  • Мелом можно не только рисовать, но и писать. У нас дочка писала первый раз именно мелом на асфальте. Писать она начала раньше, чем читать. Я сама ей очень много писала, а она наблюдала за мной. Вы тоже можете таким образом спровоцировать интерес у ребенка. На улице можно подписывать все, что угодно: машину, дом, скамейку, лестницу, грибок, дерево. На асфальте, естественно. На машине писать не надо.
  • Мелом можно нарисовать дорожку. Для малышей это будет самая простенькая дорожка, по которой они будут ходить сами или возить машинку на веревочке, коляску или, может быть,
  • другую игрушку. Для ребят постарше можно сделать и не одну дорожку, а целый лабиринт, перекрестки. Можно на этих дорожках сделать какие-нибудь препятствия, например, как будто стоит мост или посреди дороги растет дерево. Пусть дети перепрыгивают или перешагивают через препятствия, как будто они великаны.

  • Можно нарисовать целый город на дороге с перекрестками, светофорами, зебрами, дорожными знаками. По таким дорожкам можно самим ходить, машинку за собой возить. Светофор можно сделать самим. Вырезать круг, с одной стороны он красный, с другой – зеленый. И кого-то поставить на перекрестке, на пешеходном переходе показывать сигналы светофора.
  • Дома мы играли в такую игру с мячиками разных цветов (красный, желтый, зеленый). Я показывала мячик: если он красного и желтого цвета, дочка стояла на месте, а если я показывала зеленый мячик, она перебегала с одного конца комнаты на другой. Точно также можно играть с мелом. Нарисовать дорогу, пешеходный переход на ней. Вы будете показывать мячик или картонки, может формочки разного цвета, а ребенку надо будет сориентироваться и перебежать дорогу в подходящий момент.

    Таким образом, получится и подвижная игра, и заодно вы научите ребенка правилам дорожного движения.

  • Можно нарисовать на дороге мелом цветы, и сказать ребенку: "Представь, что ты бабочка, которая летает с одного цветка на другой". Или нарисовать кувшинки и сказать, что он лягушка. Тогда он будет перепрыгивать с одной кувшинки на другую. С цветами мне вариант больше нравится, потому что их можно нарисовать разного цвета. Их можно также пронумеровать и просить ребенка перелететь, например, на цветок с цифрой 3.
  • Цветы можно, если вы умеете, нарисовать разные – ромашку, розу, колокольчик. Таким образом, еще и названия цветов выучить, повторить. Можно нарисовать не цветы, а разные геометрическое фигуры, сделать их разным цветом, пронумеровать, таким образом, еще и геометрические фигуры выучить.

    Вообще, нарисовать можно все, что угодно – марки машин, дома разноэтажные, можно нарисовать дерево и цветок и перелетать с дерева на цветок. Животных разных – зайчиков, медведей, собачек, чтобы ребенок бегал от одного зверя к другому.

  • Для следующей игры понадобятся мячики или камешки. Нарисуйте мишень и попросить ребенка, чтобы он в нее попал. Для ребятишек постарше можно сделать игру посложней. Разделить круг на
  • несколько секторов или нарисовать квадрат, можно даже ячейки пронумеровать и просить ребенка попасть в какой-то конкретный сектор.

  • Еще мы играли с дочкой дома в игру, но не с мелом, а с обручами. В один раз мы использовали тазик, а в другой сделали заборчик из диванных подушек.
  • Итак, нарисуйте мелом окружность размером побольше. В окружности находится один человек, а снаружи – другой. Например, вы в центре круга, а ребенок за кругом. И нужны мячики. Мы использовали шитые тряпочные мячики, потому что они плохо катаются. А если использовать резиновые мячики, они будут очень далеко улетать, и за ними придется много бегать. Можно использовать просто скомканную бумагу, сделать несколько комков побольше.

    Цель игры. Человек, который стоит за кругом, должен перебросить все мячи, какие у него есть, в круг, чтобы снаружи ни одного не осталось. А тот, который стоит в круге, наоборот, должен все мячи из круга выбросить. Побеждает тот, кто быстрее выполнит свою задачу. Игра получается очень веселой. Мы с дочкой играли в нее очень долго и хохотали.

    Вместо скомканной бумаги можно использовать пластиковые крышки от бутылок, если у вас их достаточно много. Можно использовать и формочки, но они могут поломаться.

    Еще игры

    Не забудьте купить чемодан на 4 колесиках, если собрались в отпуск

  • Еще мы в детстве играли в игру, она называется «Бегемотики бежали».
  • Ведущий отворачивается и говорит: «Бегемотики бежали и на кнопочки нажали. Стоп». В это время те дети, которые находятся у него за спиной, бегают из кружка в кружок. Когда ведущий говорит «стоп», все останавливаются. Потом ведущий, не видя, кто где стоит, называет цифру. Человек, стоящий в кружке с этой цифрой, убегает, а ведущий снова говорит: «Стоп». Ведущий, не глядя, где стоит человек, угадывает, сколько до него шагов. Поворачивается и должен дойти до человека и дотронуться до него. Если достает, то они меняются местами, если не достает, то продолжает водить.

    Для маленьких деток можно намного упростить. Можно нарисовать круги, пронумеровать их. Для начала ведущим будете вы. Вы говорите ребенку: «Бегемотики бежали и на кнопочки нажали. Стоп». Ребенок останавливается в каком-то кружочке. Вы или сами говорите, на какой цифре он остановился, или его просите назвать, если он уже знает цифры.

    Вместо цифр можно рисовать все, что угодно, чтобы повторить и запомнить названия.

  • Еще мы в детстве играли в такую игру: мелом рисовали домик (схему), комнаты, потом в этих комнатах расставляли кукольную мебель, определяли, где будут коридорчики, балкон. Можно нарисовать несколько домиков и в этих домиках играть с куклами.
  • Самых маленьких, кому годик-полтора, нужно вообще сначала научить с мячом обращаться. Научить катать мяч друг другу, кидать. Обратите внимание, как ребенок кидает вам мяч. Можно сверху вниз, можно наоборот, от груди. Смотрите, как он кидает, и научите его кидать по-другому.
  • Все это можно сопровождать какой-то игрой. Не просто катать, а нарисовать мелом дорожку, чтобы ребенок катал мяч по дорожке. Задание сложнее для него – чтобы мяч не вышел с дорожки.
  • Кидать мяч можно через перекладину, через велосипед или ведерко, через турник. Только смотрите, чтобы мяч ни на что не напоролся и не лопнул.
  • Можно кидать мяч в окружность, нарисованную мелом.
  • Можно поставить ведерко и кидать в него.
  • Можно сложить горку из камней или веточек. Нужно попасть мячом в эту горку так, чтобы она сломалась. В эту игру можно играть много раз. Ребенок ломает, вы снова строите, он снова кидает, ломает. Дети ломать очень любят. Думаю, вашему ребенку понравится такая игра.
  • Еще игра на катание мяча. В горку из камешков и веточек можно как кидать мяч, так и катать. Это своеобразный боулинг уже. Можно даже поставить бутылочки из-под йогурта или игрушки. Мяч надо покатить так, чтобы их сбить – детский боулинг во дворе.
  • Можно положить другой мячик и покатить один так, чтобы он толкнул другой и тот тоже покатился. Это уже детский бильярд во дворе.
  • Ну а перекидывание мяча друг другу можно совместить с упражнениями для развития речи.
  • Дочка играла в такие игры у логопеда. Из чего получается сок? Логопед кидает ей мяч и говорит, например: «Яблоко». Из яблок получается яблочный сок. Логопед ей кидает мяч со словом «виноград», Дочка должна ответить: «виноградный».
  • Или «мало-много». Вы кидаете ребенку мяч и говорите: «Кошка», а он говорит в ответ: «Много кошек».
  • Также можно играть в противоположности. Вы кидаете ребенку мяч и говорите: «Белое», он должен вам ответить: «Черное», «День» - «Ночь».
  • Игра «Детеныш мам». Вы называете маму животного, а ребенок должен ответить, как у этого животного называется детеныш.