Развивающие игры с ребенком
Развивающие игры с ребенком дома: развиваем слуховое внимание и фонематический слух, сенсорное восприятие (круглое и квадратное), аппликация "Цыплята", прятки, артикуляция и гимнастика детским язычком, развитие мимики - надуваем губы.
"Кто кричит?"
Развиваем слуховое внимание и фонематический слух через игру.
Цель: научить ребенка различать речевые звуки.
Вам понадобится: картинки с изображением животных или игрушки животных и птиц (например, кошка, собака, корова, гусь, петух и др.)
Посадите перед ребенком игрушки или разложите картинки, воспроизведите звукоподражание, а ребенок пусть покажет, кто так кричит. С самыми маленькими или с теми, у кого эта игра вызывает затруднение, можно начинать с небольшого количества игрушек или картинок (например, с двух или трех) и постепенно добавлять по одному животному.
"Круглое и квадратное"
Развиваем сенсорное восприятие у ребенка.
Вам понадобится: мешочек или коробка с прорезью (можно сделать из обычной обувной коробки); кубики и шарики.
Сначала предложите ребенку внимательно ощупать кубики и шарики. Покажите и расскажите, чем они отличаются (если он может сделать это сам, дайте такую возможность; если нет – помогите).
Затем сложите предметы в мешок или коробку и предложите поиграть. Попросите ребенка просунуть руку в мешок или прорезь коробки, а вы будете загадывать, что ему доставать – кубик или шарик. Он должен внимательно послушать и, не заглядывая, достать то, что вы просите.
На следующем этапе можно усложнить игру: ребенок должен нащупать предмет в мешке или коробке и назвать его.
Когда ребенок легко будет справляться с этими заданиями, можно будет класть в мешочек или коробочку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
"Маленькие цыплята"
Вам потребуется: лист картона формата А4, клей ПВА, желтая цветная бумага, желтый карандаш, салфетка желтого цвета.
Нарисуйте на картоне цыпленка или воспользуйтесь заготовкой. Если ребенок в творчестве довольно усидчив, то можно предложить ему поработать сразу с двумя цыплятами. Головку птенчиков можно сразу раскрасить желтым карандашом. Пусть раскрасит так, как ему на данный момент по силам.
Покажите ребенку цыплят, поговорите, расскажите, что цыпленок - это детеныш курицы и петуха. Спросите у малыша, знает ли он, как цыпленок пищит. Если ребенок вам ответил, обязательно эмоционально похвалите его. Если он затрудняется с ответом, помогите ему. Расскажите о том, что у цыплят, которые пришли сегодня к вам в гости, нет пушистого желтого наряда, и от этого они очень огорчаются, и просят ребеночка помочь им. Они говорят, например, - "Машенька, сделай, пожалуйста, нам красивую желтенькую шубку".
Каждого цыпленка мы будем украшать особым образом. Первого - оденем в шубку из желтой цветной бумаги. Для этого предложите ребенку порвать бумагу на небольшие кусочки, при необходимости помогите. Кусочки бумаги должны быть не слишком мелкие, поскольку наклеивать большое количество мелких бумажек очень нелегко, и малыш может устать. Когда бумажки будут готовы, намажьте нижнюю часть цыпленка клеем и вместе с малышом приклейте несколько кусочков бумаги, затем намажьте клеем полоску на цыпленке чуть выше и снова наклейте желтые бумажки и т.д.
Когда цыпленок будет готов, похвалите ребенка, скажите:
"Машенька, какая ты умница, посмотри, как радуется цыпленок. Он говорит: "Пи-пи-пи, какой я стал пушистый и нарядный, спасибо тебе большое!" Какая ты молодец помогла маленькому цыпленочку. Но посмотри, одного цыпленка мы нарядили в шубку, а у другого цыпленка шубки нет. Давай поможем и ему".
Для украшения второго цыпленка необходимо смять в комочек желтую салфетку, намазать клеем весь животик цыпленка и приклеить к нему салфетку. Теперь и второй цыпленок в замечательной пушистой шубке. Поблагодарите малыша и обязательно похвалите его.
"Прятки"
Развиваем мелкую моторику в игре.
Вам понадобится: пластиковый тазик квадратной формы с сухой фасолью, мелкие игрушки типа "Киндер".
Поставьте перед ребенком пластиковый тазик, почти доверху наполненный сухой фасолью. Перед началом игры закопайте в фасоль всевозможные мелкие игрушки, так, чтобы на поверхности чаши они видны не были. Если ребенок совсем маленький или у него возникают трудности в выполнении этой игры, то можно сделать так, чтобы были видны лишь части некоторых игрушек. Также можно попросить ребенка помочь вам засыпать игрушки фасолью, чтобы он точно знал, что там что-то есть.
Затем покажите, как можно перебирать фасолинки, погружая в них пальцы все больше и больше. При необходимости поддерживайте ручку ребенка и помогайте ему совершать "гребущие" движения пальчиками. Затем начинайте поочередно выуживать из фасоли игрушки и радоваться своим находкам. Сопровождайте стихотворением:
"Сказка о веселом язычке"
Выполняем артикуляционную гимнастику.
Сначала прочитайте небольшое стихотворение:
Спросите ребенка, он догадался, что это за домик? Этот домик - рот, двери в домике то открываются, то закрываются, вот так... (открыть рот и закрыть рот - показывайте сами, а потом предлагайте повторить ребенку).
Непоседливый язычок не сидит на месте, он часто выбегает из домика - вот так... (высунуть язык).
Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке - вот так... (положить широкий язык лопаточкой на нижнюю губу).
Подул легкий ветерок, язычок вытянулся - вот так... (показать узкий язык стрелочкой).
Спрятался в домик и закрыл за собой дверь - вот так... (язык убрать, рот закрыть).
Язычок не скучал дома: напоил котенка молоком, он лакал молочко - вот так... (широким язычком облизнуть верхнюю губу сверху вниз).
Потом котенок облизнулся - вот так... (облизать нижнюю и верхнюю губу слева направо и справа налево).
И сладко зевнул - вот так... (широко открыть рот).
Язычок посмотрел на часы, они тикали: "Тик-так" - вот так... (открыть рот, губы в улыбке, кончиком языка дотронуться до углов рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал язычок... (спрятать язык и закрыть рот).
Развиваем мимику
Упражнение 1 "Учимся надувать губы".
Рассмотрите картинку, обсудите, что там изображено и начинайте выполнять упражнение.
Выражение лица капризное, повторяем упражнение 3-5 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления и вновь повторяем упражнение 3-5 раз, сопровождаем стихотворением:
Капризуля наша Люба,
Как карась надула губы,
Говорит карась большой:
"Дуться так нехорошо".
Упражнение 2 "Учимся делать смешную рожицу"
Рассмотрите картинку, обсудите, что там изображено и начинайте выполнять упражнение.
Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем ушки, повторяем упражнение 3-5 раз.
Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления и вновь повторяем упражнение 3-5 раз, сопровождаем стихотворением:
Шла мартышка вдоль витрины,
Видела прохожих спины
И еще смешную рожу,
Ты такую сделать сможешь?
Логопедические распевки
"Заяц"
Задача: петь все куплеты в разных характерах: первый - весело, второй – испугано, третий – горделиво.
Послушайте аудио файл. Попробуйте повторить вместе с ребенком (для начала только – "ой-ой-ой" с разными интонациями).
Я серенький зайчишка,
Трусишка - ой-ой-ой.
Скачу, скачу вприпрыжку,
Спешу, спешу домой.
Припев: Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой, ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
За мною волк погнался,
От злости весь дрожал,
Но я не испугался,
А взял и убежал.
Припев: тот же.
Теперь гулять без папы,
Без мамы не пойду,
А то однажды в лапы
Я к волку попаду.
"Песня волка"
Задача: следить за интонацией и частотой звукоизвлечений; петь, показывая высоту звука "у" руками.
У-у-у-у-у-у-у - тянет песню волк в лесу,
У-у-у-у-у-у - про луну, ее красу.
Волку скучно одному:
Песню слышно, но кому?
Не догадывался волк,
Песню слышал светлячок.
В этой статье прочитала много новых для себя игр с ребенком. Будем завтра пробовать, а то сама уже не знаю что придумывать. С этих игр играли только в "Прятки". Думаю, доченька будет рада играть в новые игры.