Воспитываем уверенного в себе ребенка

Воспитываем уверенного в себе ребенка
Уверенные люди всегда излучают позитив, они успешны и не боятся ставить цели, а главное – умеют их достигать. Но формирование уверенности начинается еще в раннем возрасте, и многое зависит от родителей, ведь они закладывают фундамент для своих детей. И сегодня мы поговорим о том, как же помочь ребенку стать увереннее.


Уверенность и неуверенность

Как вы считаете, что такое уверенность в себе? Многие ответят, что это отсутствие страха или четкое понимание того, что ты хочешь. Но прежде всего, уверенность в себе – это знание себя, своих возможностей и понимание того, какое место отведено тебе в мире. Уверенные люди отличаются чувством компетентности и значимости. Они не боятся совершать ошибки и знают, чего хотят.

Неуверенные люди, напротив, боятся совершать ошибки, они не верят в себя и живут в мире придуманных иллюзий. У них нет четкого представления о себе.

Но кроме уверенности и неуверенности есть еще и самоуверенные люди. Чтобы было понятнее, приведем пример.

«Есть мама, у которой растет замечательный ребенок и, несмотря на то, что он первый, женщина уверена в том, что знает все о материнстве и может воспитать малыша так, как надо. Это признаки самоуверенности.

Есть вторая мама, у которой тоже один ребенок, но она понимает, что невозможно знать все на свете, но четко знает, что если возникнут трудности, она с ними разберется. Возможно, ей понадобится время, необходимо будет почитать какие-то книги, но в итоге она все сделает правильно».

Самоуверенная мама часто говорит, что мой ребенок никогда не будет капризничать или плеваться едой. Уверенная мамочка знает, что если малыш будет капризничать, то она с этим справится.

Самоуверенная мама

Как бы то ни было, но таких людей гораздо меньше, и большинство людей живут с чувством неуверенности, а это очень мешает в жизни. Ведь неуверенность лишает нас свободы действий. Все это относится не только к взрослым людям, но и детям.

У маленьких детей (в возрасте до 6 лет) самооценка всегда завышена, и это вполне нормально. Почему же так происходит? Причина такого состояния – отсутствие критического мышления, которое формируется в старшем возрасте. Но есть и другие детки, которые отличаются робостью даже в таком возрасте.

Причиной этого может стать наследственность, ведь робкие и тихие родители не могут заложить в ребенка чувство уверенности в себе, так как сами ее не имеют. Иногда это результат общения, т.е. взрослый недостаточно взращивает в ребенке уверенность. Как бы то ни было, а все начинается с родителей, ведь они первые, кто начинает взаимодействовать с ребенком, и малыш, как правило, считывает информацию с мамы и папы.

Несмотря на то, что родители – это важнейший фактор формирования уверенности, он далеко не единственный. Вторым по значимости можно выделить следующий – доверие к миру.

Базовое доверие к миру

Это результат того, как ребенок проживает первый год своей жизни. Вы должны прийти к нему вместе со своим малышом. Оно складывается из отношения взрослых к ребенку. Если вы не оставляйте ребенка наедине с его криками, понимаете его потребности и следуете за ними, соблюдаете правила безопасности, то проблем у вас с этим не будет. Все это формирует у ребенка доверие, и если мир откликнется доброжелательно, то малыш будет чувствовать себя уверенно.

Уверенный в себе ребенок

Кроме того, когда у ребенка появляется возможность изучать что-то новое, не испытывая при этом страх и чувствуя себя в безопасности, уверенность набирает свою силу. В такие моменты очень важно создать для ребенка пространство, где он сможет проверить свои силы самостоятельно, без помощи мамы или папы. Например, он сам завязал шнурки или стал кушать ложечкой. Ваша задача - дать ему возможность научиться выполнять действия самостоятельно, при этом радуясь за него и показывая свои эмоции.

Конечно, с первого раза у малыша может ничего не получиться, но не нужно расстраиваться и тем более допускать истерик и капризов. Ваша задача - выводить малыша в состояние успеха. Даже если у него что-то не получилось. Например, малыш строит домик из кубиков уже в третий раз и у него ничего не выходит, так как они все время падают. Вы видите, что ребенок уже напряжен, зол и совсем скоро он может сорваться. В это время вы должны перевести внимание ребенка на что-то другое. Когда вы видите, что домик вот-вот развалится, предложите ребенку построить зоопарк или поиграть в вашу любимую игру или принести вам чашку с водой.

Такой своей просьбой вы показываете ребенку, что верите в его силы, например в то, что он в состоянии донести чашечку и даже если он уронит чашку, и вода разольется, вы поможете ему устранить последствия, дав тряпочку.

Таким образом, вы научите малыша помогать вам, вытирая пол, а детки очень любят подобные занятия, особенно в раннем возрасте. К тому же ребенок будет чувствовать свою принадлежность, ведь если мама разрешает помогать и доверяет такое важное дело, значит я действительно молодец.

Важно не прогонять ребенка, когда вы занимаетесь каким-то делом, а включать его в это. Конечно, времени вы потратите больше, но это окупится вдвойне. Ведь включая ребенка во взрослые дела, вы даете ему возможность чувствовать себя более компетентным. Не говорите ребенку «Пойди, посмотри мультики, пока я помою посуду», а сделайте это занятие общим. Например, вы моете, а он вытирает тарелочки.

Мальчик - мамин помощник

Хорошо, если подобное будет касаться всех членов семьи, и ребенок начнет проводить совместное время не только с мамой, но и папой, бабушкой, дедушкой. Например, отец любит спорт, поэтому он может с раннего возраста приучать ребенка к нему, брать на занятия или играть в спортивные игры.

Ведь на самом деле это очень важно. Когда у малыша развита ловкость, координация, и он комфортно себя чувствует в разных видах физической активности, это дает ему осознание того, что он может многое. Желательно приобщать ребенка к спорту, занятиям физкультурой с тех самых пор, когда он начинает самостоятельно ходить, так как базовые умения закладываются в первые четыре года жизни, а потом ребенок просто продолжает учиться владеть своим телом.

Все это тоже формирует уверенность в себе. Но очень часто бывает, что детки, которые испытывают проблемы с физическим развитием, отстают и в речи. Это не может не влиять на формирование уверенности, ведь способность правильно доносить свои мысли неоспоримо важна. Например, представьте, что вы оказались в какой-то стране, языка которой вы совершенно не знаете и даже никогда не слышали. Но вам нужно как-то общаться. Это невероятно сложно и наверняка вы начнете чувствовать себя некомфортно. Поэтому очень важно развивать речь малыша, особенно в самый сложный для него период.

Общение и социум

Чтобы малыш рос уверенным в себе, ему важно общаться не только с родителями, но и с другими детьми. Почему это важно? Дело в том, что взрослые, общаясь с ребенком, дают ему нечто вроде «аванса», ведь они больше понимают малыша, готовы уступить ему, в то время как другие дети этого не делают. Они сконцентрированы на себе и своих желаниях. Из-за своей детской эгоцентричности детям договариваться друг с другом гораздо сложнее, чем ребенку и взрослому.

Тем не менее, именно эта особенность позволяет им учиться, не испытывая негативных эмоций в общении. Например, двое детей решают поиграть в «Больничку», но при этом оба хотят быть докторами. Так как доктору нужно кого-то лечить, следовательно, один из детей должен быть пациентом. Но уступать никто не намерен. В результате один из детей сказал «Если не хочешь быть пациентом, играй сам». И вышел из комнаты. Самое интересное в этой ситуации, что дети не стали плакать или драться. Каждый из них продолжил играть, выступая в роли доктора, но пациентами были уже игрушки.

Дети играют вместе

Такой опыт расширяет возможности ребенка. Дети учатся чему-то новому, не лишая себя уверенности в своих силах. А если бы подобная ситуация произошла со взрослым, он бы сразу же начал копаться в ситуации и думать, что же сделал не так.

Также и в этой ситуации (да и в сотнях других): ребенок получает опыт в принятии решений и несет ответственность за сделанный выбор.

Поэтому важно давать ему возможность выбора. Например, не заставляйте его есть по утрам одну и ту же кашу, дайте ему несколько на выбор, и пусть он сам решит, какая ему нравится. Но не забывайте о границах, ведь их существование никто не отменял.

Границы и правила

Правила, ограничения и границы созданы не для того, чтобы лишать ребенка выбора, а для безопасности, комфорта и взращивания уверенности в своих силах. Помимо этого, маленьким деткам, которые не знают, что будет через час или завтра, наличие и понимание границ позволяет осознавать происходящее.

Принимая ограничения, вы можете научить ребенка видеть не только плохое, но и хорошее. Ведь именно это отличает уверенных и неуверенных людей друг от друга. Уверенный человек знает, что как бы ни было сейчас плохо, но в итоге обязательно все будет хорошо. Неуверенный – не верит в то, что все наладится, так как не умеет контролировать ситуацию. Оптимизм – это синоним уверенности, поэтому научиться этому может каждый.

Границы дозволенного для ребенка

Когда ребенок испытывает трудности и делает акцент лишь на чем-то плохом, спросите у него – а что в этой ситуации есть хорошего? Таким образом, вы поможете ему отыскать позитивные стороны.

Если вы не будете уделять этому вопросу должного внимания, то ребенок начнет испытывать внутренние конфликты, у него появятся комплексы, он станет нерешительным. Никто такого ребенку не пожелает, но к этому могут привести некоторые факторы и ошибки.

Ошибки

  1. Сравнение. Безусловно, сознательно или несознательно, но все мамы сравнивают своего малыша с другими детьми. И с каждым разом избавиться от этого все сложнее. В этой ситуации главное правило – не сравнивать ребенка с другими детками вслух. Не говорить ему: «Смотри, Вася умеет так делать, а ты нет. Как это так?» Такие вещи очень подрывают уверенность ребенка в себе, но не сразу, а накапливаясь, день за днем. Это же касается и соревнований, состязаний, где есть победивший и проигравший. Это тоже часть сравнения, поэтому подобного нужно избегать до момента возникновения критического мышления. Ведь детки младше 6-7 лет не понимают, почему они не могут бежать быстрее папы или мамы. Поэтому до определенного возраста все соревновательные моменты переводим на несоревновательные.
  2. Ярлыки. Обычно проявляется у бабушек, пап, воспитателей в детском саду и реже у современных мам. Например, ребенок долго думает, и ему сразу говорят, что он тугодум. Или же малыш подошел к воспитателю в детском саду, чтобы восстановить справедливость, а в ответ слышит, что он ябеда, и таких никто не любит. Таких примеров можно привести уйму, и все это приводят к тому, что ребенку все сложнее думать, что он хороший. Очень часто, наказывая и критикуя ребенка, мы проявляем излишнюю строгость, и ребенок перестает верить в себя. Поэтому, если вы хотите поставить малыша на место и показать ему, что он переступает границы, трижды подумайте, что сказать и сделать.
  3. Косвенная негативная оценка. Например, малыш что-то натворил, но вы ничего ему не сказали в течение дня. Но когда домой пришел папа, вы стали «ябедничать» на ребенка – «А ты знаешь, что он сегодня натворил?» С одной стороны, вы не делаете ничего плохого, но с другой – вы даете ему негативную оценку, да еще и при других взрослых. Если вы хотите обсудить какие-то проблемы, касающиеся ребенка, делайте это без него, чтобы он этого не слышал.
  4. Отсутствие похвалы, поощрения, поддержки. Если вы не будете поддерживать ребенка, то он начнет думать, что все делает не так и начнет чувствовать себя неуверенно.
  5. «Медвежьи» услуги. Это касается тех ситуаций, когда вы все делаете за ребенка, не давая ему возможности быть самостоятельным. Это касается простых вещей: надеть ботиночки, выбрать зубную щетку, убрать игрушки и другое.

Все эти правила на 100% подойдут тем мамам, которые только начинают растить деток и хотят, чтобы они были уверенными, успешными и счастливыми. Но что делать, если вы также этого хотите, но успели сделать несколько ошибок в воспитании?

Ошибки в воспитании

Это тоже можно исправить, а самое главное, такое необходимо фиксировать.

  • Фиксируйте успехи ребенка, записывайте его рост, вес, снимайте катание на велосипеде, чтобы потом показать ему, чему он научился и как стал крут.
  • Творческие задания. Например, делайте с ним поделки, оригами и многое другое, не привязывая его результат к идеалу, а хваля его за любую кривульку, пусть она и вышла не такой, как вам хотелось бы. Зато она его собственная. Развешивайте его творческие поделки по дому, чтобы малыш видел, что его результаты для вас важны.
  • Предлагайте ему выбирать себе одежду, завтрак, место для прогулки. Это тоже помогает малышу чувствовать себя увереннее.

  • Помните, что родителям нужно быть очень внимательными к своим детям, ведь порой своей гиперопекой или, напротив, излишней самостоятельностью, мы не замечаем, что подрываем уверенность ребенка в себе. Если у вас двое деток, то не пытайтесь сравнивать их друг с другом, ведь тогда у них появляется ревность. Разделяйте детей, но не допускайте того, чтобы они соревновались в поедании еды или в беге. Всегда ставьте границы и объясняйте малышу, что в таких вещах мы не соревнуемся.

    Если же малыш сам просит вас посоревноваться с ним, то вы можете согласиться, но ваша задача - уступить ему победу. Взрослые и дети не могут состязаться на равных в силу своих физических возможностей, и это нужно помнить. Если вы не хотите поддаваться ребенку, то сразу же объясните ему, что одержите победу, так как вы взрослая, а он еще мал.

    Не стоит упорно думать, что соревнования - мотивация для ребенка, ведь тут множество различных факторов, начиная от самой игры, заканчивая возрастом вашего чада. Вряд ли пятилетний ребенок оценит эту мотивацию, ведь он попросту не понимает, что это. Ваша задача – это вовлечь малыша в занятие, а не сделать из него победителя. Это касается тех деток, которых уже в 4-5 лет отдали в профессиональный спорт, тем самым заранее подрывая их уверенность в себе. Ведь не всегда ваш ребенок может одержать победу.

    Поэтому всегда думайте о том, что вы делаете для ребенка, что говорите и как играете с ним. От вас зависит то, каким вырастит ваш малыш, как будет смотреть на мир и будет ли он уверен в себе.