Подготовка к школе ч.12
Задания для экспресс подготовки ребенка к школе. Обучение чтению по слогам, словарный диктант, счет до 18 в математике, развитие речи в виде бесед о птицах, лепка из пластилина.
Обучение чтению. Звук и буква "Ч"
Цель: знакомство с буквой и звуком Ч, развитие графо-моторных навыков.
Материал: рабочий лист, пластилин.
Отгадайте загадку:
- Поделите на слоги слово ЧАСЫ.
- Сколько слогов в этом слове?
- Назовите первый слог, второй слог.
- Какой первый звук вы слышите в этом слове?
- Давайте вспомним, звук ч гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "ч" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, т.к. встречает преграду язык и верхние зубы).
- Звонкий звук "ч" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем ч-ч-ч. Уши не звенят. (Звук ч – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (Звук "ч" всегда мягкий, твердым он не бывает).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "ч": согласный, глухой, может быть только мягким.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ч.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте слепим букву из пластилина. На что похожа буква Ч?
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ч).
- Нарисуйте точки на букве Ч.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Ч.
- Придумайте слова, в которых есть звук ч, и определите его место в слове.
Обучение чтению. Чтение слогов
Цель: формирование навыка чтения.
Материал: рабочий лист.
Педагог просит детей по очереди прочитать слоги построчно и столбиками.
- Придумайте слова, чтобы они начинались на слог ЧА (часы, чашка, чайник).
- Найдите все слоги ЧА. Подчеркните их красным карандашом. Запомните, что ЧА всегда пишется с буквой А.
- А теперь подчеркните все слоги У. Запомните, что ЧУ всегда пишется с буквой У.
- Найдите в написанных слогах слово ОЧИ. Подчеркните его. Кто знает, что оно обозначает? Да, это глаза. Так называли глаза в старину.
Обучение чтению. Звуковой анализ слов. Звук "Ч"
Цель: формирование фонематического слуха.
Материал: рабочий лист, мяч.
Дети выстраиваются в ряд. Педагог бросает мяч и называет слово. Если в слове есть звук Ч, то ребенок ловит мяч, если нет – отбивает.
ЧЕСНОК, РОЩА, ШУБА, ЧАСТЬ, КАЧЕСТВО, РЫБА, КУСОК, КУСОЧЕК, ЧУДО, МОЛОКО, КАЛАЧ.
Затем педагог предлагает выполнить задание в рабочих листах.
- Раскрасьте предметы, в названии которых есть звук Ч.
- Начертите под этими предметами линии. Обозначьте точкой то место, где стоит звук Ч в слове точкой – в начале, середине или конце.
- Назовите слова, в которых звук Ч стоит в конце.
- Придумайте со словом МЯЧ предложение из трех слов.
Обучение чтению. Слова с буквой "Ч"
Цель: формирование навыка чтения.
Материал: рабочий лист.
- Прочитайте написанный текст.
- Как можно озаглавить текст?
- Найдите все слова в тексте, в которых есть буква Ч. Обведите красным слог ЧА. Как надо писать ЧА? Какое правило помним?
- Поделите на слоги слова ЧАШКА, УРОНИЛА. Поставьте в словах ударение.
Педагог вызывает детей к доске и просит составить и записать схемы предложения на доске.
- В каком предложении больше всего слов?
- Подчеркните во всех предложениях первую букву первого слова. Какая это буква? (Заглавная).
- Обведите точки в конце предложений в кружочек.
Диктант. Слова с буквой "Ч"
Цель: формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.
Материал: рабочий лист.
- Напишите под диктовку предложение:
ИРА ПИЛА ЧАЙ ИЗ ЧАШЕЧКИ
Педагог диктует детям по слогам.
- С какой буквы надо писать предложение? Правильно, с большой. Подчеркните букву "И" в слове Ира. Ребята, надо запомнить, что имя человека всегда пишется с большой буквы, даже если стоит и не в начале предложения.
- Что поставили в конце предложения? Обведите точку в кружочек.
- Сколько слов в этом предложении? Обведите самое короткое слово в треугольничек.
Развитие речи. Игра "Кто кем был?"
Цель: развитие речи, мышления, расширение словарного запаса, моторики.
Материал: Мяч.
Дети встают в круг. Взрослый кидает мяч каждому по очереди, задавая вопрос. Ребенок отвечает, бросая мяч назад.
Математика. Второй десяток. Число 18
Цель: познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка, учить детей считать в пределах 20.
Материалы: счетные палочки – по 20 штук на каждого ребенка. Цифры (карточки) для детей от 11 до 20.
- Составьте из цифр число 16.
- Какие цифры вы использовали?
- Что обозначает число 16? (Один десяток и шесть единиц).
- Составьте число 17.
- Что обозначает число 17? (Один десяток и семь единиц).
Затем педагог кладет на стол 10 связанных резинкой счетных палочек и семь палочек.
- Сколько палочек перед вами?
- Давайте теперь составим число 18 - "восем-на-дцать".
Педагог кладет рядом с 7 палочками еще одну.
- Значит, 17 + 1 = 18.
- Сколько палочек лежит после десятка? Составьте число 18.
- Что обозначает число 18? (Один десяток и восемь единиц).
- Давайте составим пример.
10 + 8 = 18
Затем педагог обращает внимание на рабочий лист и просит найти ошибки в записанных числовых рядах.
Математика. Логическая задача
Цель: формирование умения решать задачу с помощью примера, выделять условие и вопрос в задаче.
Материал: рабочий лист.
Педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.
- Послушайте задачу. У Ани три корзинки разных цветов: желтая, синяя, зеленая. В желтую корзину она положила не огурец и не помидор. В зеленую – не помидор и не лук. Что лежит в каждой корзине?
- Давайте сначала возьмем карандаши и раскрасим корзины. В какие цвета мы раскрасим корзинки? Что говорится об этом в задаче?
- Теперь я буду читать задачу медленно, а вы выполняйте действия на листе бумаги.
Развитие речи. Беседа на тему "Птицы"
Цель: развитие речи, активизация словарного запаса, формирование представлений об окружающем мире.
Материалы: нет
- А вы знаете, какая птица поет лучше всех? – Это соловей. Он маленький, серенький, а голос очень красивый. А павлин, например, птица очень красивая, а петь не умеет, - только кричит неприятным голосом.
- Каких птиц вы знаете и видели в лесу или на улице? (Воробей, ворона, сорока, голубь, синица.)
- Какие птицы живут в городе? В лесу? На водоемах?
- Какие птицы не умеют летать? (Страус, петух, курица.)
- Вспомните сказки, где еще встречался воробей. ("Крылатый, мохнатый и масленый")
- Как называются дома птиц? (Гнезда, скворечники.)
- Чем птицы питаются?
- Из чего они вылупляются?
Какая птица не воспитывает своих детей, а оставляет яйца в чужих гнездах? (Кукушка). Верно. А почему кукушка получила такое имя? (Она кукует). Вот послушайте, как поет кукушка. (Запись голоса кукушки).
Лепка Роза
Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работы с пластилином. Развитие фантазии и творческих способностей.
Материал: пластилин розовый (красный) и зеленый. Доска для пластилина, картонный квадрат-подставка 7х7 см.
- Сейчас мы сделаем красную розу на зеленом стебельке. Возьмите красный пластилин. Разделите его на две части. Одну часть отложите в сторону, другую часть разделите на 3 равных кусочка. Скатайте из них шарики, затем разомните пальчиками до толщины лепестка. Лепестки по форме напоминают кружки, но края их не обязательно должны быть идеально ровными. Соедините первые три лепестка с одной стороны – снизу, у основания розы.
- Возьмите вторую часть красного пластилина, разделите ее на три части. Скатайте три шарика и разомните их пальчиками до толщины лепестка. Приделывайте лепестки к бутону так, чтобы лепестки шли "внахлест". Бутон готов.
- Для лепки стебелька возьмите зеленый пластилин, разомните его пальчиками, разделите на две части. Из первой части скатайте колбаску-стебелек, из второй сделайте один-два листика. Прикрепите к стебельку бутон и листья и положите розу на картонную подставку.
Домашнее задание
Педагог задает домашнее задание детям.