Занятия в детском саду. Ч.4

Занятия в детском саду. Ч.4

Тематические развлекательные занятия для детей в детском саду, объединенные общей темой - Цирк. Детей ждут: развитие речи и обучение письму, развитие моторики рук и подвижные игры. Конструирование, лепка из пластилина и сюжетная игра "На арене цирка".


Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!

Обучение чтению. Знакомство с буквой «Э»

Буква Э

Цель: познакомить с буквой "Э", развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.

Материал: Кукла Эля, буква "Э" из бархатной бумаги наклеена на белый лист, карточка с буквой "Э", пластилин, картонный квадрат для буквы, иллюстрации экскаватора и эскалатора.

Педагог озвучивает куклу Элю.

Кукла Эля: Здравствуйте, ребята! Недавно я ездила в горы, чтобы послушать эхо. Эхо – это когда вы крикнули: "Ой!" и услышали, как вдалеке ваше "Ой" повторилось.

Словно кто-то невидимый повторяет ваши слова. Но на самом деле их никто не повторяет. Это ваш собственный голос ударяется об какое-то препятствие и возвращается к вам. В горах эхо слышнее всего. Поэтому я стала кричать разные слова и слушать, как они повторяются:

Эй! – кричу я ради смеха.
Эй... - ответило мне эхо.
Еще долго это «Э»
Раздавалось вдалеке.
- Несколько раз я крикнула слово «Эй», и вдруг из-за камня вылезла странная, незнакомая буква, похожая на открытый ротик с язычком посередине, и сказала:
- Кто тут меня зовет? (Педагог прикрепляет к доске букву «Э»).
Кукла Эля: - Я никого не звала. Я просто слушала эхо.
- Но я же отлично слышала, как ты кричала «Эээ», - ответила буква.
- Я кричала просто так. А ты, значит, буква «Э»?
- Да, а ты кто?
- А я Эля. Мое имя тоже начинается на «Э». Давай дружить?
- Давай! – согласилась «Э».

Так познакомились кукла Эля и буква «Э».

Кукла Эля: Ребята, как вы думаете, буква «Э» умеет петь? (Умеет).

(Кукла тянет букву «Э» на простой мотив). Да, поется, значит, она - гласная! Правильно, буква «Э»?

Буква «Э»: Правильно, я гласная, но в начале слов стою редко и обычно слова на мою букву какие-то сложные.

Кукла Эля: Это точно! Я вот, например, все время путаю слова «экскаватор» и «эскалатор». Слово «Экскаватор» обозначает машину, которая ковшом роет землю. А слово «эскалатор» обозначает движущуюся лестницу, которая поднимает людей из подземного метро или опускает вниз, к поездам.

Педагог: А кто знает сладкое слово на букву «Э»? (Эскимо). А волшебное слово? (Эльф).

Молодцы!

Давайте запомним, как выглядит буква «Э». Можно представить ее в виде открытого рта, в котором виден язычок. На что она еще похожа? (На букву «С»).

Верно, немного похожа, только пишется в другую сторону.

Напишу я на листе
Аккуратно букву «Э»:
Словно «С» наоборот,
И в ней – палочка живет.

Педагог: Проведем пальчиком по бархатной букве «Э» и запомним ее очертания. Полукруг – 1, 2, палочка посередине – 3.

Затем дети пишут букву «Э» в воздухе, а потом – лепят ее из пластилина из двух колбасок – длинной для полукруга и короткой для «язычка». Педагог следит, чтобы буква «смотрела в правильную сторону», то есть влево.

Завершается знакомство с буквой «Э» игрой «Хлопки». Дети слушают фрагмент рассказа «Экскаваторщики» Юдина и хлопают при звуке «Э»:

«Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки, - кричит. – У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.
Выбежали мы во двор, а там в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал.
А вечером пришел папа и... Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать».

Развитие речи. Михалков, Маршак. Стихи о цирке

Цирк

Цель: развитие речи и словарного запаса, умения слушать, создание положительного настроя, развитие познавательного интереса.

Материал: Иллюстрации к стихам.

Педагог: Ребята, сегодня мы представим себя в цирке! Рассаживайтесь поудобнее, мы начинаем! (Можно включить песню «Цирк, цирк, цирк» Олега Попова, хотя бы вступление).

Педагог читает стихи о цирке, показывая детям иллюстрации. Дети удобно устраиваются на подушках или стульчиках.

Цирк

- Это что?

- Это ЦИРК ШАПИТО!

Интересно!

Интересно!

Все хотят сюда попасть!

Шумно,

Весело

И тесно, -

Негде яблоку упасть!

Мне и папе говорят:

- Проходите в третий ряд!

Гражданин, спешите сесть!

Ваше кресло - номер шесть,

Ваше кресло - номер пять!

Мы спешим места занять.

Канатоходцы

Смельчак идет, смеется,

Ни разу не споткнется.

Нельзя ему споткнуться

Под куполом канат!

Он может по канату

Пройтись, как по Арбату,

Пройтись и повернуться

И пробежать назад!

Жонглер

Жонглер Силантьев молодец:

Бросает в воздух сто колец

И ловит их по одному,

Чтоб мы похлопали ему.

Все аплодируют вокруг:

- Вот это значит - ловкость рук!

Фокусник

Фокус простой:

Сундук пустой,

В нем нет ничего!

Закроем его!

Запрем!

Завяжем!

Перевернем!

Послушайте:

Кто шевелится в нем?

А когда сундук открыли

Зашуршали чьи-то крылья,

Кто-то весело залаял,

И потом из сундука

Появились:

Птичек стая,

Два надутых индюка,

Кошка, кролик и собака,

Мальчик с факелом в руке.

Как же все они, однако,

Очутились в сундуке?

Дрессированные собачки

Семь артистов петь желают

Семь артистов дружно лают.

Вот идут на задних лапках

Две артистки в модных шляпках.

Спотыкаются,

Визжат,

Мелко хвостики дрожат.

Полкан - хороший ученик,

Достоин уважения:

За год ученья он постиг

Таблицу умножения.

Любые цифры может он

И вычесть и сложить.

Тому, кто с детства неучен,

На свете трудно жить!

Медведи

Прокатиться

Мишке дали.

Бурый Миша - старый плут:

Нажимает на педали,

Ездит целых пять минут.

Это - два родные братца.

Приказали им качаться.

Левый Мишка хочет есть,

Но никак не может слезть.

Правый Мишка хочет в лес

Он бы выше там залез!

Вот слон

Вот слон, индийский гастролер,

Канатоходец и жонглер.

Подбрасывает сразу

И ловит он шутя

Фарфоровую вазу,

Две лампы и дитя.

Белый щит

Белый шут и рыжий шут

Разговор такой ведут:

- Где купили вы, синьор,

Этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос!

Это собственный мой нос.

Львы

Ежедневно перед зрителем

Выступает с группой львов

В капитанском белом кителе

Укротитель Иванов.

Иванов на льве катается,

Дразнит хищника хлыстом.

Лев рычит, но не кусается,

По решетке бьет хвостом.

Иванов повадку львиную

Изучает пятый год.

Он спокойно в пасть звериную

Руку левую кладет.

А потом со львом целуется,

Зверя за уши берет...

Удивляется,

Волнуется,

Аплодирует народ.

Конец

Конец.

Пойдем! Домой пора.

Выходим - дождь как из ведра!

Насквозь промокнем!

Но зато

Мы были в цирке ШАПИТО!

Вопросы:

1. В какой цирк пришёел мальчик с папой?

2. Перечислите всех, кто выступал в цирке.

3. Кто из цирковых артистов вам нравится больше всего?

4. А чью работу вы считаете самой трудной?

5. Умеете ли вы делать что-то из того, что делают артисты цирка?

Развитие моторики руки. "Апельсины для слона"

Цель: развитие моторики.

Материалы: на каждого ребенка: мозаичный планшет, мозаика, коричневый бумажный полукруг - "корзина", который крепится на планшет.

Педагог: Африканский слон очень любит апельсины. После выступления он подходит к корзине с апельсинами и съедает полную корзину! Сейчас корзина пуста. Давайте наполним ее апельсинами. Какого цвета фишки мы будем использовать, чтобы изобразить апельсины? (Оранжевые) . Верно!

Дети берут планшеты, на которых уже прикреплены "корзинки" в виде коричневых полукругов, и вставляют оранжевые фишки под слова потешки:

Слон отлично выступал,

Но теперь голодным стал!

Поскорей в его корзину

Положите апельсинов!

Развитие моторики "Канат"

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности.

Материалы: пластилиновая основа, очищенные спички.

Педагог: А теперь на арене цирка вот-вот покажется канатоходец. Кто это такой? (Варианты ответов) . Это артист, который ходит по прочной веревке под названием канат. Но почему он так долго не выходит? Оказывается, работники цирка забыли натянуть канат! Ребята, спасайте цирковой номер! Поскорее выложите канат из спичек на пластилиновой основе. Для этого кладите спички так, чтобы получилась сплошная ровная линия, похожая на ниточку.

Дети выкладывают канат под слова потешки:

В цирке каждый будет рад,

Что натянут наш канат!

Ведь когда канат на месте,

Представленье интересней:

По нему артист идет

Шаг назад, а два - вперед!

Развитие речи "Придумай историю по картинке"

Цель: развитие речи, мыслительных операций, расширение словарного запаса.

Материал: раздаточный лист "Тигр на улице".

Тигр - раздаточный лист

Педагог: Посмотрите на картинку и придумайте, как тигр оказался на улице и как его вернули обратно в цирк.

Если дети затрудняются, педагог помогает. Он начинает рассказ и просит ребят добавлять к его рассказу по одному предложению:

Например: "Однажды после представления работники цирка забыли закрыть клетку, и тигр вышел на улицу и пошел по городу. Он хотел выступить перед прохожими, потому что любил, когда ему хлопали и кричали "Браво". Но вместо этого при виде тигра, люди в ужасе разбегались и прятались от него...

  • Где они прятались? Один человек забрался под... (скамейку) .
  • Другой забрался на... (крышу киоска) .
  • Третий залез в... (водосточную трубу) .
  • Бабушки... (вцепились в макушку елки) .
  • Тигр был очень огорчен. "Выходит, они меня боятся, - думал он. – И только в цирке люди мне хлопают и радуются моему появлению... Тогда мне лучше вернуться обратно".

    Он развернулся и пошел обратно туда, где его любят и ждут. В свой родной цирк".

    Подвижная игра "Медведи в цирке"

    Медведи в цирке

    Дети становятся в круг, лицом к центру.

    - А теперь изобразим дрессированных мишек:
    В цирке мишки выступали
    Ух-ты, ах-ты,
    (Шагаем на месте, руки на пояс).
    Выходили, приседали,
    Ух-ты, ах-ты,
    (Приседания).
    Сильно лапами махали
    Ух-ты, ах-ты,
    (Махи руками попеременно вверх-вниз).
    И на месте потоптались.
    Ух-ты, ах-ты.
    (Громко топают ногами).
    По-медвежьи походили,
    Ух-ты, ах-ты,
    (Движение по кругу по-медвежьи).
    Лапы на пол опустили
    Ух-ты, ах-ты,
    (Идем на руках и ногах одновременно, как бы на 4-х лапах).
    Постояли, постояли
    Ух-ты, ах-ты
    Лапы верхние подняли.
    Ух-ты, ах-ты
    (Постояли, выпрямились).
    Стали мишки танцевать
    Ух-ты, ах-ты
    Головой своей кивать.
    Ух-ты, ах-ты
    (Движения по тексту).
    Покружились, покружились,
    Ух-ты, ах-ты
    (Кружимся).
    И с арены удалились.
    Ух-ты, ах-ты.

    Конструирование. Палочки Кюизенера "Звери в клетке"

    Цель: развитие глазомера, мышления.

    Материалы: раздаточный лист "Клетки со зверями". Палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.

    Палочки Звери в клетке

    - Когда цирк переезжает из города в город, животных цирка перевозят в специальных вагонах. Вот таких. Кто едет в этом вагоне? (Тигр, обезьяна и волк) . Кто справа? Кто слева? Кто посередине?

    - Верно. Обезьянка заволновалась, что она оказалась между настоящих хищников, и громко запищала. Прибежали дрессировщики, стали думать, как обезьянку успокоить, и решили укрепить клеточные перегородки, а заодно обновить все детали вагона.

    - Давайте поможем укрепить вагон, обновить его перегородки и колеса, подобрав палочки и кружки нужного цвета и размера.

    - Сколько кругов вам понадобится?

    - Палочки каких цветов понадобятся для вагона? (Голубые, фиолетовые и бордовые) .

    - Сколько голубых палочек? Сколько фиолетовых? Сколько бордовых?

    - Каких палочек понадобится больше всего? (Бордовых) .

    - Каких меньше всего? (Голубых) .

    Дети работают под слова потешки:

    Едут вместе, как ни странно,
    Тигр, волк и обезьяна.
    Обезьянка их боится, -
    Звери могут разозлиться.
    Вы мартышке помогите,
    Стены клетки укрепите!
    1, 2, 3, 4, 5,
    Будем клетку обновлять!

    Развитие зрительной памяти - "После выступления"

    Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

    Материал: Раздаточный лист 1,2; фломастеры.

    Раздатка Слоны

    Звери после выступления

    Дети получают раздаточный лист №1:

    - После представления в цирке становится тихо. Гаснут веселые яркие огни, и звери ложатся спать. Вот и сейчас за кулисами наступила тишина. Расскажите, какие зверята изображены на картинке и что они делают. (Дети рассказывают: мишка спит в кроватке, бычок спит в коробке, слон стоит на тумбе и не спит – он смотрит на слониху, а она – на слона).

    - Молодцы! А теперь мы поиграем в игру "Отгадай стишок". Я прочту вам три коротеньких стишка поэтессы Агнии Барто, а вы скажете, какой из стишков подходит к этой картинке.

    Стихи Агнии Барто

    ***

    Уронили мишку на пол,

    Оторвали мишке лапу.

    Все равно его не брошу,

    Потому что он хороший.

    ***

    Идет бычок качается,

    Вздыхает на ходу.

    - Ой, доска кончается,

    Сейчас я упаду.

    ***

    Спать пора! уснул бычок,

    Лег в коробку на бочок.

    Сонный мишка лег в кровать.

    Только слон не хочет спать:

    Головой кивает слон,

    Он слонихе шлет поклон.

    Дети определяют, что картинка подходит к третьему стишку.

    Затем педагог акцентирует внимание детей на детали картинки с помощью вопросов:

  • Где уснул бычок? (В коробке) .
  • Куда лег сонный мишка? (В кровать) .
  • А слон спит? (Нет). На чем он стоит? (На тумбе) .
  • Теперь дети сдают раздаточные листы №1 взрослому, получают листы номер два.

    Задача детей – соединить линиями зверят с теми предметами, на которых (в которых) они отдыхали на первой картинке.

    Математика. Отработка количественного и порядкового счета в пределах 8-ми

    Цель: Закрепление понятий "лево", "право", "над", "под", "между", "выше", "ниже", "больше", "меньше". Закрепление счета в пределах 8-ми. Развитие логического и пространственного мышления.

    Материалы: раздаточный лист "Звери в домике".

    Звери в домике

  • Педагог выбирает трех детей, который будут изображать дрессированных собачек, остальные дети – зрители.
  • "Собачки" встают на задние лапки, передние – перед грудью. Дрессировщик (педагог) показывает каждой собачке по очереди карточки с цифрами от 1 до 8-ми и просит, например,

    - пролаять это число;

    - подпрыгнуть столько раз, сколько указывает число;

    - покружиться на месте столько раз, сколько показывает число.

    Затем выбираются следующие "собачки", дети меняются ролями.

  • Работа с раздаточным листом.
  • - После выступления в цирке зверята разошлись по своим квартирам.

    Педагог задает вопросы по картинке, дети отвечают:

    - Сколько этажей в зверином доме?

    - Сколько квартир на каждом этаже?

    - Кто живет на нижнем этаже? На верхнем этаже?

    - Кто живет на 1-м? 3-м? 5-м этаже?

    - Кто живет между 1-м и 3-м этажом? 3-м и 5-м?

    - Кто живет под белкой? Над белкой? Под ежиком? Над ежиком?

    - Кто живет на 4-м этаже справа? На третьем этаже слева?

    - Кто живет над котом? Под щенком? (Никто) .

    - На каком этаже жильцов больше: на 2-м или на пятом? На 1-м или на 3-м?

    - Какие квартиры не заняты? (На втором этаже слева, на 1-м этаже справа) .

    - Сколько всего зверят живет в этом доме? (8) .

    - Кто поселился выше всех? (Воробей) .

    Лепка "Платье артистки цирка"

    Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.

    Материал: Рабочий лист "На канате", пластилин ярких цветов, пайетки на блюдечке, готовый образец.

    Артистка цирка на канате

    Педагог: Артисты цирка всегда выступают в нарядных костюмах, украшенных блестками. Мы с вами сейчас раскрасим платье воздушной гимнастки с помощью яркого пластилина. Затем мы украсим юбку и верхнюю часть платья разноцветными блестками, вдавливая их в пластилин (Показывает детям готовый образец).

    Для этого выберите яркий пластилин. Отламывайте от него маленькие кусочки и указательным пальцем размазывайте его по платью путем надавливания. Движения пальца должны напоминать движения кисточки при раскрашивании.

    Намазывая пластилин на юбку, педагог показывает движение пальца от пояса к низу юбки. Нижняя линия юбки должна быть немного неровной, свободной. При желании лиф платья и юбка могут быть оформлены разными цветами.

    Когда платье "раскрашено", в ход идут пайетки. Дети вдавливают их в пластилин, стараясь, что получался определенный узор.

    Аппликация "Пудель"

    Цель: развитие моторики, развитие умения работать с ватой (салфетками) и клеем, развитие творческих способностей.

    Материал: черно-белый рисунок "Пудель", вата (или кусочки белых салфеток), клей ПВА, фломастеры, готовый образец.

    Пудель раскраска

  • Кто изображен на картинке? (Песик).
  • Это – любимец публики, цирковой белый пудель по имени Боня. Боня умеет прыгать на задних лапках и танцевать. Кук и все пудели, он коротко острижен, и только на лапках, голове и хвосте осталась пушистая шерсть. Давайте изобразим его шерсть с помощью ваты.

  • Начнем в ног. Намажьте клеем ПВА те участки ножек, где должна быть длинная шерсть. Отрывайте от ватного бруска маленькие кусочки и наклеивайте на ножки.
  • Затем на хвост, уши и чуб пуделя.
  • Вместо ваты можно использовать маленькие шарики, скатанные из кусочков белой салфетки. Они наклеиваются плотно друг к другу с помощью клея ПВА.

    Язычок, ошейник и бантик пуделя раскрасьте фломастерами.

    Сюжетная игра "Цирковое представление"

    Цель: развитие речи, формирование представлений об окружающем мире и социальных отношениях. Формирование умения осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу.

    Материал:

  • Веревочка (скакалка), мяч, кольца, колпаки клоунов, красные носы, картонные кружки (тумбы), обручи, музыкальное оформление;
  • билеты (бумажные карточки), где вместо номера кресла нарисовано разное количество предметов: 3 кружка, 5 треугольников, 2 квадрата;
  • стульчики с наклеенными на них номерами мест.
  • Педагог: Ребята, сейчас мы будем играть в цирковое представление. Каждый из вас представит себя артистом цирка и выступит с каким-то цирковым номером. Кто у нас будет канатоходцем? Кто будет клоуном? Кто будет дрессированными собачками? Тиграми? Гимнастами?

    Педагог распределяет роли.

    Затем педагог раздает билеты на представление. Дети выстраиваются в очередь за билетами, получают билеты. Находят свои места, сопоставляя количество предметов на билете с цифрой на стульчике, и садятся.

    Педагог выступает в роли конферансье, объявляя номера. Дети по очереди выходят и выступают перед остальными зрителями.

    1. Канатоходцы ходят по канату (веревочке на полу), держа руки в стороны и балансируя, стараясь не сходить с веревки.

    2. Дрессированные собачки могут повторить тот же «номер», что и на математике. Могут прыгать с тумбы на тумбу (с картонного кружка на кружок, кружки кладутся на пол).

    3. Клоуны танцуют под веселую музыку, смешат зрителей.

    4. Тигры рычат и прыгают через обруч.

    5. Гимнаст делает упражнение с обручем, может показать "Ласточку", "Березку", "Корзиночку", "Мостик", "Пистолетик" и т.п.

    Каждое выступление заканчивается поклоном и аплодисментами.

    Подготовка руки к письму "Клоун с шарами"

    Цель: развитие графо-моторных функций.

    Материалы: раскраска "Клоун с шарами", цветные карандаши.

    Клоун раскраска

    Педагог предлагает детям:

  • обвести воздушные шарики и их веревочки по пунктиру;
  • дорисовать шарик овальной формы;
  • взять красный карандаш, заштриховать 2-й и 4-й шары вертикальными линиями;
  • взять синий карандаш, заштриховать 1-й и 5-й шары волнистыми линиями;
  • сказать, какой шар остался не заштрихован (Третий).
  • Свободное раскрашивание

    Цель: формирование положительной мотивации к раскрашиванию.

    Материал и оборудование: Цветные карандаши, раскраска "Клоун с шарами", музыкальное сопровождение (аудиозапись "Ящик фокусника").

    Дети продолжают работать на рабочим листе, занимаясь свободным раскрашиванием клоуна с помощью цветных карандашей.

    Развитие тактильного восприятия "Мешок фокусника"

    Цель: развитие тактильного восприятия, фантазии и воображения.

    Материал: непрозрачный мешочек с горлышком на резинке. Предметы: конфеты, пуговицы, мандарины, карандаш, морская раковина и др. мелкие предметы с выраженной формой.

    Педагог: Вот на сцене появился фокусник! Сначала его мешок был пустым, но вот он взмахнул волшебной палочкой, произнес слова: "Рекс, пекс, фекс!", - и в мешке появились какие-то предметы. Какие? Вы должны догадаться сами, не заглядывая в мешок, на ощупь.

    Дети по очереди подходят к мешку, нащупывают предмет, отгадывают его и вытаскивают из мешка, проверяя себя.

    Прощание

    Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

    Хоть и жалко расходиться,

    Время нам пришло проститься.

    Мы сюда придем опять

    Заниматься и играть.