Летопись и письменность для детей
Рассмотрим развитие летописи на Руси. Что такое узелковые письма и руны? Славянская азбука для детей.
Летопись для детей
Мы, конечно, можем сразу рассказать нашему юному историку, что около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века, в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка — Нестор.
Но тогда наш малыш ничего не поймет. Поэтому давайте начнем с простого. Возьмем ваш альбом с фотографиями и начнем его смотреть (хорошо, если вы заранее выстроите фотографии таким образом, чтобы они вели все дальше и дальше в вашу родословную). У меня, например, сохранились фотографии начала XX века, а может даже и более ранние.
Рассматривайте ваш альбом, уходя все дальше и дальше вглубь веков. Рассказывайте попутно о чем-то интересном, что было в вашей семье. Хорошо, если вы подключите самых знающих родственников, бабушек, а может и прабабушек.
В конце вашего просмотра-беседы скажите ребенку, что если бы вы записывали все, что сейчас рассказывали, то получилась бы летопись, летопись вашей семьи.
А вот теперь можно упомянуть, что когда-то очень давно жил один мужчина, которого звали Нестор. Нестор год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами. Год в Древней Руси назывался "летом", поэтому его труд получил наименование "летопись". Итак, летопись — это запись событий по годам. На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет. Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды русского народа.
Задание. Предложите ребенку начать писать летопись вашей семьи. Заведите "книгу", в которую вы будете записывать факты из вашей жизни, возможно, сопровождать их рисунками ребенка. Попросите помочь бабушек, дедушек, я думаю, что они с радостью согласятся передать внуку или внучке свои воспоминания.
А как вам спустя время будет интересно почитать свою "летопись"! Да и ребенок, когда вырастет, скажет вам большое спасибо!
Но ведь писать то люди научились не сразу! Ребенок тоже учится писать только в определенный момент. Так и древний народ сначала этого не умел. А как же передавали они послания?
Задание. Придумайте с ребенком свою систему передачи информации. Может это будут рисунки или письмо из палочек. Дайте малышу простор для фантазии, и он вас удивит.
Узелковые письма
Расскажите малышу об узелковых письмах из Древней Руси.
Завяжи, говорят, узелок на память. Узелок на нитке – слово. Сматываются слова в клубок-рассказ. Тяни за ниточку, читай, да на ус мотай.
Каждому слову-символу соответствовал определенным образом завязанный узелок нити, а сплетенный из этой нити клубочек был древней книгой. В славянской мифологии хранительницей таких книг-клубочков (древним библиотекарем) была Баба-Яга – хранительница мудрости.
Она давала герою сказки не просто путеводный клубочек, а книгу, в узелках которой содержится информация о том, как добраться до цели, справиться с трудностями.
О священном узелковом письме есть упоминание и в карело-финском эпосе "Калевала":
Задание. Попробуйте "связать" свое узелковое письмо. Узелки могу быть придуманы вами. А можете воспользоваться и древними узелками. Это задание не только познакомит вас с древними письмами, но и потренирует моторику.
Вы можете также разыграть небольшую сказку и придумать с помощью узелков задание ребенку. Только заранее договоритесь, что каждый узелок будет значить.
Руны для детей
После узелкового письма появились, так называемые, руны. Рунами – буквами-значками в давние времена на Руси писали. Древние Руны это не буквы и не иероглифы в нашем современном понимании, а своего рода тайные образы, передающие огромный объем Древних Знаний. Знаки обозначают и цифры, и буквы, и отдельные предметы или явления либо часто используемые, либо очень важные.
Задание. Придумайте свои обозначения предметов и слов. Пусть это будут самые простые слова, которые вы используете в повседневном обиходе: мама, папа, дом, еда, одежда, игрушки и т.д. И попробуйте писать небольшие рассказы о том, что вы сегодня делали в конце дня. Или пусть малыш рисует картинку, а вы подписываете ее вашими собственными рунами, таким образом, у вас получится свое зашифрованное послание.
Малышей должна увлечь такая игра, ведь все мы любим тайны и загадки. Можно посмотреть мультик из цикла про котенка Гав "Секретный язык" (в этом мультике Шарик и Гав придумывают свой секретный язык).
Славянская азбука для детей
И только спустя много лет два монаха Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку. Она была совсем не такой, какой мы знаем ее сейчас. И в честь одного из монахов эту азбуку назвали Кириллицей.
Задание. Попробуйте вместе с малышом прочитать буквы кириллицы. Сравните современную азбуку и кириллицу. Можете поиграть в игру, найди такую же букву (современную) в кириллице. А чего сейчас нет, а было?
Прочитаем Послание, содержащееся в праславянской Азбуке. Рассмотрим три первые буквы азбуки – Аз, Буки, Веди.
Объединяя названия первых трех букв Азбуки, получаем следующую фразу: Азъ буки веде: Я ЗНАЮ БУКВЫ.
Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:
Глаголъ добро есте: СЛОВО — ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
Азбучное послание:
Интересно? А хотите получить более наглядное представление о том, что представляла собой письменность наших славянских предков (насколько это возможно)?
Попробуем восстановить смысл словосочетания "ОБРАЗ ЖИЗНИ".
"О-Б-Ъ-Р-АЗЪ" — это аббревиатура и состоит из буквиц: Онъ, Богъ, Еръ, Рцы, Азъ
Сложив смысл каждой буквицы получаем: ОН БОГОМ ТВОРИМЫЙ РЕКОМЫЙ АСОМ.
"ЖИ-З-Н-Ь" — тоже аббревиатура: Живот, Земля, Нашъ, Ерь
Это значит: ЖИВОТ ЗЕМЛИ НАШЕЙ, СОЗДАННЫЙ СВЫШЕ.
Задание. Поиграйте с ребенком в "загадки" старой азбуки. Вы можете придумывать сами "шифровки", и толковать смысл. Это очень хорошее задание для развития логики.
Спросите ребенка. А что сейчас требуется для письма? Попробуйте отгадывать загадки.
Задание. Почитайте с малышом старые сказки, былины. Обратите внимание на то, как писалась первая буква. Ее рисовали больше других и красиво расписывали. Называлась она буквица.
Займитесь творчеством и нарисуйте несколько буквиц. Украсьте их каждый раз по-разному, это могут быть краски, карандаши, пластилин, аппликация.