Занятия в детском саду. Ч.5

Занятия в детском саду. Ч.5

Тематические занятия про Дюймовочку для детей в детском саду. Обучение чтению и развитие речи. Рисование рыбок, вопросы и игры по сказке "Дюймовочка". Аппликации колосков, раскраска Дюймовочки и принца.


Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!

Обучение чтению. Закрепление образа буквы "Э", образование слогов с буквой "Э"

Цель: Закрепление образа буквы «Э». Отработка слогового чтения.

Материал: Кукла Эля; планшеты с прикрепленными к ним картонными полукругами – элементами буквы "Э", мозаика, слоги с буквой "Э": "ЭС", "ЭМ", "ЭЛ", "ЭТ", "ЭР", "ПЭ", "ГЭ", "ТЭ", "ДЭ", "ВЭ". 4 картинки с предметами мужского, среднего, женского рода, а также множественного числа. Например, такими: книга, стул, окно, цветы.

Ход занятия:

Кукла Эля: Привет, ребята! Знаете, чего мне хочется сегодня больше всего? (нет). Вы это узнаете, если отгадаете мою загадку:

Сверху темное, гладкое,
Внутри - белое, сладкое.
В ротик просится само.
Что же это? (Эскимо!)

(Если дети затрудняются, взрослый подсказывает: "Холодное, на палочке".)

Педагог: Верно! Молодцы! Хотела купить себе эскимо, да забыла первую букву в этом слове! Может, вы мне подскажете? (Это буква "Э") . Точно "Э"? (Точно) ! Сейчас я эту букву напишу! (Пишет на доске только полукруг). Вот. Правильно я написала? (Нет)! Действительно, чего-то не хватает... (Дети: "Палочки посередине") . Палочки? Вот тут? (Пишет палочку снаружи полукруга).

Дети: Нет!

Кукла Эля: Давайте, чтобы не запутаться, вы мне эту палочку выложите из мозаики на планшете. (Дети получают планшеты, на которых прикреплены картонные полукруги – основной элемент буквы "Э", а "язычка" нет, его должны выложить дети).

Дети выкладывают недостающую палочку, показывают кукле Эле.

- Спасибо, ребята, я поняла! (Пишет на доске правильно). Верно? (Да)!

- Ну, раз вы такие грамотные, помогите мне написать всё слово "Эскимо". Букву "Э" я уже написала. Кто напишет следующую букву? (Выходит ребенок, дописывает "С".)

- Какой следующий слог? (КИ). Кто напишет? (Вызывается ребенок, пишет КИ).

- Какой последний слог? (МО). Кто поможет написать? (Дети дописывают слово).

- Спасибо, ребята! Теперь побегу в магазин за эскимо!

Кукла исчезает, а взрослый знакомит детей со слогами "ЭС", "ЭМ", "ЭЛ", "ЭН", "ЭР", затем со слогами "ПЭ", "ГЭ", "ТЭ", "ДЭ", "ВЭ", читая их слух хором и глядя на карточки.

В заключение взрослый пишет в столбик слова и просит детей прочесть их:

  • Э-ТА.
  • Э-ТОТ.
  • Э-ТИ.
  • Э-ТО.
  • - Придумайте фразу с каждым из этих слов: ЭТА... (ручка), ЭТОТ... (дом), ЭТИ... (дети), ЭТО... (облако).

    - Молодцы! Теперь мы поиграем в игру "Закончи фразу". Я буду начинать фразу словами: "Мне нравится..." и показывать вам картинку с предметом, а вам нужно закончить фразу, используя предмет на картинке.

    1. Взрослый: "Мне нравится эта... (показывает картинку с книгой).

    Дети: "Книга".

    Взрослый: Верно! Прикрепите картинку с книгой после того слова, которое к ней подходит. (Дети: "ЭТА книга", карточку с изображением книги нужно прикрепить после слова "ЭТА").

    2. Взрослый: "Мне нравится..." - показывает изображение стула. (Дети: "ЭТОТ стул").

    Прикрепляют картинку со стулом после слова "ЭТОТ".

    3. Взрослый: "Мне нравится..." показывает окно. (Дети: "ЭТО окно"). Прикрепляют картинку окна после слова "ЭТО".

    4. Мне нравится... (показывает цветы) - ЭТИ цветы. Дети прикрепляют картинку с цветами после слова "ЭТИ".

    Развитие речи. Андерсен "Дюймовочка" (по мотивам сказки)

    Дюймовочка

    Цель: развитие речи и словарного запаса, умения слушать, создание положительного настроя, развитие познавательного интереса.

    Материал: Иллюстрации к сказке, фигурки настольного театра.

    Педагог читает сказку, показывая его с помощью фигурок или иллюстраций. Дети удобно устраиваются на подушках или стульчиках.

    Сказка Дюймовочка

    «Жила-была женщина; очень ей хотелось иметь ребенка. Однажды она посадила в цветочный горшок волшебное ячменное зерно, и вдруг из него вырос большой чудесный цветок вроде тюльпана. Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, её и прозвали Дюймовочкой.

    Блестящая скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - матрацем, а лепесток розы - одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь, а днем она играла на столе.

    Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала Дюймовочка.

    - Вот и жена моему сынку! - сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад. Там протекала большая, широкая река; у самого берега было топко и вязко; здесь-то, в тине, и жила жаба с сыном. У! Какой он был тоже гадкий, противный! Точь-в-точь мамаша. Чтоб Дюймовочка не сбежала, жаба высадила её на лист кувшинки посередине реки. Бедная крошка проснулась рано утром, увидала, куда она попала, и горько заплакала: со всех сторон была вода, и ей никак нельзя было перебраться на сушу!

    А старая жаба подплыла со своим безобразным сынком к листу, где сидела Дюймовочка, и сказала:

    - Вот мой сынок, твой будущий муж! Вы славно заживете с ним у нас в тине.

    - Коакс, коакс! - только и мог сказать сынок.

    Они уплыли, чтобы приготовиться к свадьбе, а девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, - ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына.

    Маленькие рыбки, которые плавали под водой, высунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку-невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше... Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

    Целое лето прожила Дюймовочка одна-одинешенька в лесу. Она сплела себе колыбельку и подвесила ее под большой лист лопуха - там дождик не мог достать ее. Ела крошка сладкую цветочную пыльцу, а пила росу, которую находила на листочках. Так прошли лето и осень; но вот пришла зима. Дюймовочка мерзла от холода: платьице ее все разорвалось, - замерзай, да и все тут!

    И вот пришла бедняжка к дверям полевой мыши. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: все амбары были битком набиты хлебными зернами! Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зерна - она два дня ничего не ела!

    - Ах ты бедняжка! - сказала полевая мышь: она была, в сущности, добрая старуха. - Ступай сюда, погрейся да поешь со мною!

    Девочка понравилась мыши, и мышь сказала:

    - Ты можешь жить у меня всю зиму, только убирай хорошенько мои комнаты да рассказывай мне сказки - я до них большая охотница.

    И Дюймовочка стала делать все, что приказывала ей мышь.

    - Скоро, пожалуй, у нас будут гости, - сказала как-то полевая мышь. - Мой сосед обычно навещает меня раз в неделю. Он живет еще куда лучше меня: у него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Вот если бы тебе удалось выйти за него замуж!

    Но девочке вовсе не хотелось выйти замуж за соседа - ведь это был крот.

    Как-то раз Дюймовочка увидела на земле замерзшую ласточку; хорошенькие крылья были крепко прижаты к телу, лапки и головка спрятаны в перышки; бедная птичка, верно, умерла от холода. Дюймовочка сделала из сухих листьев большой славный ковер и завернула в него птичку; потом отыскала у полевой мыши пуху и обложила им всю ласточку, чтобы ей было потеплее лежать на холодной земле.

    Вдруг внутри ласточки что-то застучало. Это забилось сердечко птицы: она не умерла, а только окоченела от холода, теперь же согрелась и ожила. Девочка еще больше закутала ласточку и стала ухаживать за ней. Она приносила птичке воды в цветочном лепестке.

    Всю зиму прожила тут ласточка, а когда настала весна, ласточка собралась улетать и спросила, не хочет ли девочка отправиться вместе с ней? Но Дюймовочка не захотела бросить полевую мышь - она ведь знала, что старуха очень огорчится.

    Вскоре скучный сосед в бархатной шубе посватался за девочку. Но Дюймовочка была совсем не рада: ей не нравился скучный крот.

    - Через месяц твоя свадьба! - сказала девочке полевая мышь.

    Но крошка заплакала и сказала, что не хочет выходить замуж за крота.

    - Пустяки! - сказала старуха мышь. - Только не капризничай, а то я тебя укушу!

    Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей придётся жить с ним там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнце! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком!

    И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Она подняла глаза и увидела ласточку, которая пролетала мимо. Девочка заплакала и рассказала ласточке о своей беде.

    - Я улетаю в теплые края. Хочешь лететь со мной?

    - Да, да, я полечу с тобой! - сказала Дюймовочка, села птичке на спину, уперлась ножками в ее распростертые крылья и крепко привязала себя поясом к самому большому перу.

    Ласточка взвилась стрелой и полетела над темными лесами, над синими морями и высокими горами, покрытыми снегом. …Но вот и теплые края! На берегу красивого голубого озера стоял старинный белый дворец. А наверху, под крышей, лепились ласточкины гнезда.

    - Вот мой дом! - сказала ласточка. - А ты выбери себе какой-нибудь красивый цветок, я тебя посажу в него, и ты чудесно заживешь!

    Внизу росли крупные белые цветы. Ласточка спустилась и посадила девочку на один из широких лепестков. Но вот диво! В самой чашечке цветка сидел маленький человечек. На голове у него сияла золотая корона, за плечами развевались блестящие крылышки, а сам он был не больше Дюймовочки. Это был сам король эльфов.

    - Ах, как он хорош! - шепнула Дюймовочка ласточке.

    Маленький король совсем перепугался при виде ласточки. Зато он очень обрадовался, увидав Дюймовочку, - он никогда еще не видывал такой хорошенькой девочки! И он снял свою золотую корону, надел ее Дюймовочке на голову и спросил, как ее зовут и хочет ли она быть его женой, королевой эльфов и царицей цветов? И девочка согласилась. Тогда из каждого цветка вылетели эльфы! Все они поднесли Дюймовочке подарки. Самым лучшим была пара прозрачных крылышек. Их прикрепили к спинке девочки, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок! А ласточка сидела наверху, в своем гнездышке, и пела им, как только умела».

    Спросите детей:

    1. Откуда взялась Дюймовочка? Почему ее так звали? (Взрослый объясняет, что рост Дюймовочки был примерно с полпальчика. Такая длина в Германии называется "дюйм", поэтому ее и назвали "Дюймовочка". Можно спросить детей, как бы прозвали крохотную девочку по-русски? - "Сантиметровочка").

    2. Для чего жаба утащила девочку из дома и оставила на листе лилии?

    3. Кто и как помог Дюймовочке убежать от лягушек?

    4. Где жила Дюймовочка все лето?

    5. Почему ей пришлось покинуть своё жильё?

    6. Кто приютил девочку зимой?

    7. Как Дюймовочка спасла ласточку?

    8. Почему она решила улететь с ласточкой в теплые края?

    9. Кого встретила Дюймовочка на юге?

    10. Чем закончилась сказка?

    Развитие моторики "Подстилка для ласточки"

    Цель: развитие моторики.

    Материалы: на каждого ребенка: поднос, лист желтой бумаги, вата.

    Скажите детям: Помните, ребята, как Дюймовочка обогрела ласточку? (Да!) Девочка сделала ковёр из сухих листьев, а потом нашла пух и выложила на ковре пуховую подстилку. Как вы думаете, трудно ей было одной делать такую большую работу? (Да). Верно, ведь девочка была совсем маленькой и хрупкой! Давайте поможем ей сделать подстилку для ласточки.

    - Сначала нужно сделать ковер из листьев. Возьмите бумагу, отрывайте от нее маленькие кусочки, которые мы представим себе осенними листьями, и выкладывайте их на подносе.

    - Теперь отрывайте маленькие кусочки ваты и кладите сверху листиков.

    Дети работают, проверяя ладонью, какой пышный, пушистый и теплый слой у них получается.

    Взрослый читает потешку:

    Мы Дюймовочке поможем:
    Первым слоем листья сложим.
    Сверху ласточку укроем
    Очень тёплым ватным слоем.
    Чтобы птичка от тепла
    Отогрелась, ожила!
    Можно также сделать картонных ласточек с открытым клювом, положить их на готовые подстилки, выдать деткам пипетки и стаканчики с водой и попросить напоить птичку водой из пипетки.

    Развитие моторики "Роса на цветке"

    Цель: развитие мелкой моторики, развитие умения обращаться с пипетками.

    Материалы: Каждому ребенку: раздаточный лист "Цветок", который затем будет использоваться в конструировании. Пипетки, стаканчик с водой.

    Цветок

    Педагог: Когда Дюймовочка сбежала от жаб и поселилась в лесу, она кушала цветочную пыльцу и пила росу из цветов. Роса – это капельки чистой воды, которые появляются на цветах ранним утром.

    Однажды в лесу стояла такая жара, что, просыпаясь, Дюймовочка не могла найти в цветах ни капельки росы. Давайте поможем Дюймовочке утолить жажду – сделаем так, чтобы на самом большом цветке появились капельки росы.

    Возьмите пипетку, опустите ее в стаканчик с водой, надавите на резиновый колпачок большим и указательным пальцем, затем отпустите его – пипетка наполнилась водой.

    Теперь аккуратно подносим пипетку с водой к цветку (чтобы вода не вылилась раньше времени, держим ее за стеклянную трубочку), аккуратно надавливаем на резиновый колпачок, и вода по капельке выливается на цветок.

    Заблестели капельки
    Утренней росы,
    Сердце улыбается
    От такой красы!
    Милая Дюймовочка,
    Сколько хочешь, пей!
    Станешь ты прекраснее
    И еще милей!

    Развитие речи. Игра "Сочини сказку"

    Цель: развитие речи, мышления, фантазии и воображения, расширение словарного запаса. Воспитание чувства аккуратности, заботы, сострадания.

    Материал: Мяч.

    Скажите детям: Когда наступила зима, мышь разрешила Дюймовочке остаться у нее при условии, что... Помните, что мышь велела делать Дюймовочке? (Варианты ответов). Верно! При условии, что Дюймовочка будет убираться в комнатах и рассказывать мышке сказки.

    Дюймовочка рассказала ей много сказок, но зима такая длинная, что однажды Дюймовочка поняла, что больше не помнит ни одной новой сказки. Что делать? Мышь ждет новую сказку. Иначе она может выгнать Дюймовочку на улицу. Давайте поможем девочке и придумаем для нее свою сказку. Придумывать будем все вместе. Я начну сказку, а вы продолжайте, прибавляя к ней по одному предложению.

    Взрослый берет мяч и начинает рассказывать, например, так:

    Показать сказку

    «Жила-была маленькая девочка Таня. У нее были любимые игрушки – плюшевый мишка и зайка. Однажды после игры девочка бросила их в угол и забыла там. Игрушки обиделись и ушли от нее в лес...» Дети продолжают, например, так:

    «... И ушли от нее в лес. В лесу зайка и мишка быстро устали, испачкались. Наконец, они встретили настоящих зайцев.

    - Мы хотим остаться с вами, возьмите нас к себе! – сказал плюшевый зайка. – Я же тоже зайка!

    - Какой же ты зайка! – засмеялись зайцы. – Ты же игрушка, и не сможешь жить в лесу.

    - Что же нам делать?

    - Возвращайтесь к хозяйке, в город. Она, наверное, уже заждалась вас!

    - Нет, она нас бросила, она нас не любит!

    - Она вас любит, вот увидите, как она вам обрадуется!

    - Но мы заблудились и не знаем, как вернуться домой! – заплакали игрушки.

    - Не беда, - засмеялись зайцы. - Мы посадим вас на спины и отнесем в город!

    Так они и сделали.

    А в это время девочка Таня очень соскучилась по своим игрушкам. Когда они ушли, она долго плакала и искала их. Родители хотели купить Тане новую игрушку, но она наотрез отказалась, потому что любила именно плюшевого зайку и мишку.

    Когда игрушки вернулись к своей хозяйке, она долго прижимала их к груди и твердо пообещала никогда не бросать их и ухаживать как за живыми».

    Подготовка руки к письму - "Рыбки"

    Река

    Цель: развитие графо-моторных функций, воображения.

    Материалы: рабочий лист с изображением реки.

    - Вот река, по которой Дюймовочка уплыла от жаб. Нарисуйте рыбок, которые ей помогли. Как рыбки помогли девочке? (Они перегрызли стебель у листа лилии).

    - Как рисуются рыбки? (Взрослый показывает на доске: овал, треугольник хвоста, плавники, полукруг, отделяющий голову, глаз, рот).

    - Дети дорисовывают в речке рыбок (например, три рыбки будут плыть вправо, 4 влево).

    - Дорисовывают камни на дне реки, раковины в виде спиралек.

    - Дорисовывают волны (волнистыми линиями).

    - Птичек на небе, облака.

    Физминутка "Лягушачья ламбада"

    Лягушата

    Педагог организует физкульт-минутку на ковре под песенку "Лягушачья ламбада".

    Скажите детям: В этой речке, которую вы сейчас рисовали, жили и лягушки. Пока жабы не узнали, что Дюймовочка от них уплыла, они готовились к свадьбе, а маленькие лягушата весело плясали вокруг них. Танец маленьких лягушат был очень веселым и смешным. Давайте его изобразим.

    Взрослый включает песенку "Лягушачья ламбада" и показывает детям движения танца лягушат.

    Движения, когда звучит куплет:

  • И.п.: Ноги в стороны, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти рук вверх.
  • Наклоны корпуса (движение с руками) с одновременными неглубокими приседаниями.

  • И.п. - то же самое. Поднимаем по очереди то правую, то левую ногу, одновременно слегка наклоняя корпус.
  • Движения для припева:

  • Движение по кругу: два прыжка вперед, остановка. Поднимаем по очереди то правую, то левую ногу. Затем еще два прыжка вперед, остановка, 2 раза подняли ноги.
  • Движения для проигрыша "Ла-ла-ла-ла-ла":

  • Дети садятся на пол, упор руками, ноги согнуты. Выпрямляем ноги по очереди. Затем поворачиваемся на живот, локти на пол, подпираем щеки ладошками, ноги сгибаем в коленях, болтаем ногами.
  • Конструирование. Блоки Дьенеша "Цветок"

    Цель: закрепление представлений о форме и цвете, развитие мыслительных операций.

    Материалы: раздаточный лист "Цветок". Кубики Никитина.

    Цветок

    Скажите детям: Вот цветок, в котором Дюймовочка стала жить на юге. Сколько у него лепестков? (Пять) .

    - Цветок был белым, и Дюймовочка решила его украсить разноцветными кружками. Кружки каких цветов она использовала? (Два желтых, два синих, два красных) . Какие кружки больше по размеру: желтые или синие? (Они одинаковые) . А какой красный кружок больше: в середине цветка или на лепестке? (В середине цветка) .

    - Молодцы! Помогите Дюймовочке сделать цветок еще наряднее: подберите кружки нужного цвета и размера и положите на картинку.

    Дети работают под слова потешки:

    1, 2, 3, 4, 5,
    Начинаем украшать
    Мы Дюймовочкин цветок,
    Его каждый лепесток.

    Развитие внимания "Большой - маленький"

    Цель: развитие слухового внимания и двигательной координации. Отработка понятий «большой» - «маленький».

    Материал: нет.

    Ход игры:

    Скажите детям: Для Дюймовочки все предметы вокруг делятся на маленькие и большие. Вот и мы сейчас поиграем в игру "Большой – маленький". Если я назову большой предмет, вы разводите руки в стороны, показывая, какой он большой.

    Если я назову предмет маленький – то сводите ладошки почти вместе, показывая, какой этот предмет маленький.

    Взрослый называет слова: дом, гора, бусинка, машина, колечко, ноготок, самолет, фишка, снежинка, башня, капелька, замок, лошадь, травинка, море, лепесток, небо, ластик, дерево и т.п.

    Дети могут изображать величину предмета и по-другому: "большой" - поднимать руки вверх, вставая на носочки; "маленький" - садится на корточки, обнимая руками колени.

    Математика. Число и цифра "9". Тема "Богатство крота"

    Цель: Знакомство с числом и цифрой «9».

    Материалы: карточки с цифрами 1-9, желтые картонные круги (монетки) 9 шт., серые (голубые) маленькие круги – 9 штук. Каждому ребенку: шнурок, карточка с цифрой "9" из бархатной бумаги, наклеенной на гладкий белый лист.

    Ход работы:

    Скажите детям: Однажды крот решил показать Дюймовочке свои богатства. И хотя Дюймовочка была к богатству равнодушна, она согласилась пойти с кротом, чтобы не огорчать его.

    - Крот подвел Дюймовочку к своему сундуку и достал из него серебряные монеты. (Взрослый прикрепляет к доске 8 серых (голубых) кружков). Посчитайте, сколько серебряных монет было у крота, прикрепите на доске карточку с соответствующей цифрой.

    Дети считают до восьми, прикрепляют карточку с цифрой "8".

    - А еще в его сундуке были золотые монеты. Вот столько. (Прикрепляет к доске вторым рядом 8 больших желтых кружков). Посчитайте, сколько их было? (Восемь) . Прикрепите справа от монеток карточку с цифрой "8".

    - Потом крот пошарил лапкой в сундуке и нашел еще одну монетку. (Добавляет девятый кружок). Сколько золотых монет стало? (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Девять монет) . Взрослый заменяет цифру "8" на цифру "9".

    - Как у нас получилось девять? (Мы к 8-ми прибавили один) .

    - Каких монет у крота было больше: золотых или серебряных? (Золотых. Их на одну больше. Девять больше, чем 8-мь) .

    - Что нам нужно сделать, чтобы золотых и серебряных монет стало поровну? (Прибавить одну серебряную или убрать одну золотую) .

    - Верно! Давайте познакомимся с цифрой "9". (Взрослый обращает внимание детей на цифру "9").

    У девятки странный вид –
    На хвосте она стоит.
    Вот девятка в полный рост:
    Голова – и сразу хвост!

    - Давайте проведем пальчиком по цифре "9" и запомним, как она пишется. Сначала пишется кружок – "головка" цифры 9, затем палочка вниз с закруглением – "хвост" цифры "9".

    - На какую цифру она похожа? (Взрослый вывешивает на доске карточки с цифрами 1-8).

    Дети отвечают, что цифра "9" похожа на цифру "6".

    - А чем они различаются? (Взрослый помогает детям сформулировать, что "9" - это "6" вверх ногами). Если перевернуть шестерку, получится цифра "девять". "Девятка стоит на хвосте, а шестерка – на голове". Поэтому Самуил Маршак написал про цифру "9" такие стихи:

    Цифра девять, иль девятка,
    - Цирковая акробатка:
    Если на голову встанет,
    Цифрой шесть девятка станет.

    Затем взрослый проводит с детьми игру "Какое число?", направленную на развитие внимания и моторики.

    Взрослый: Ребята, покажите мне 6 пальцев. (Дети показывают ладошку (5 пальцев) и еще один.

    - Теперь покажите мне 9 пальцев. (Дети показывают обе ладошки, убрав один (большой) палец).

    - Молодцы! Теперь я буду переворачивать цифру "9" - она будет превращаться то в 9-ку, то в 6-ку, а вы следите, какая цифра у меня получилась, и показывайте нужное количество пальцев.

    Взрослый показывает то "6", то "9", то "6", то "9". Дети показывают то две ладони, то одну ладонь и один пальчик.

    В заключение детям предлагается сделать цифру "9" из веревочки или шнурка.

    Лепка "Колоски"

    Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.

    Материал: Раздаточный лист "Поле", желтый пластилин, салфетки.

    Колос в поле

    Педагог: Как-то раз мышь отправила Дюймовочку в поле, чтобы собрать 6 пшеничных колосков. Пришла Дюймовочка в поле, посчитала колоски, и оказалось, что колосков на поле меньше, чем надо. Посчитайте, сколько колосков растет в поле. (Четыре) . Сколько колосков не хватает Дюймовочке до 6-ти? (Два) .

    - Давайте ей поможем и сделаем два колоска с помощью пластилина.

    - Начнем делать первый колосок. Выберете на картинке любой стебелек, из которого мы будем делать колосок. Выбрали? Покажите, какие стебельки вы выбрали.

    - Теперь нам нужно приделать к нему зернышки. Мы скатаем из желтого пластилина маленькие зернышки и прикрепим их к верхней части стебелька в два ряда. Давайте договоримся, что у каждого колоска будет по 8 зерен – 4 зернышка с одной стороны стебелька, 4 – с другой.

    - Начинаем делать зернышки. Для этого отщипните от желтого пластилина маленький кусочек, помните его, скатайте маленький шарик, чуть-чуть сплющьте по бокам, чтобы получилась вытянутая форма и прикрепите сбоку к верхней части колоска. Затем скатайте второе такое же зернышко и прикрепите с другой стороны колоска. Получилась первая пара.

    Затем делаем вторую пару, третью, четвертую. Прикрепляем зернышки, друг за другом. (Взрослый рисует на доске схему, как следует прикреплять зернышки к колоску). Первый колосок готов!

    Точно так же делаем второй колосок.

    Когда все готово, дети считают все колоски, их получилось 6-ть – столько, сколько и нужно Дюймовочке.

    Аппликация "Город"

    Аппликация город

    Цель: развитие моторики, развитие умения работать с бумагой и клеем, развитие мыслительных операций и творческих способностей.

    Материал: клей ПВА, бумажные геометрические фигуры: прямоугольники и квадраты разных размеров и цветов ("дома и башни"), треугольники и полукруги разных цветов ("крыши домов и башен"), маленькие желтые прямоугольники и квадраты ("окошки домов и башен"). Готовый образец.

    Аппликация ласточка над городом

    Педагог: Когда Дюймовочка села на спинку Ласточки и полетела в теплые края, они пролетали на очень красивым городом. Дюймовочка видела внизу дома и башни с треугольными крышами и светящимися окошками.

    Взрослый раздает ребятам лист - основу для аппликации, где Дюймовочка летит на ласточке. Также дети получают геометрические фигуры разных форм и размеров.

    - Сейчас мы с вами сделаем аппликацию домов и башен, которые увидела Дюймовочка. Вот таких. (Прикрепляет к доске готовый образец). Для этого положите перед собой несколько прямоугольников или квадратов разных форм. Расположите их на листе так, чтобы получились дома и башни.

    Затем подберите к ним крыши – используйте для этого треугольники или полукруги. Когда композиция будет готова, приклейте дома и башни клеем ПВА.

    В заключении наклейте на башни и дома окошки в виде маленьких желтых прямоугольников и квадратов.

    Также взрослый может приготовить месяц и звездочки и предложить детям наклеить из на ночное небо над городом.

    Развитие моторики. "Крылышки и корона для Дюймовочки"

    Цель: развитие моторики, развитие умения работать с прищепками.

    Материал: каждому: картонный шаблон - фигурка Дюймовочки, картинка со стрекозой; картонное кольцо диаметром 7 см, ширина кольца примерно 1,5 см. Прищепки (4 прищепки для крылышек, 5 – для короны).

    Дюймовочка

    Дюймовочка пляшет

    Ход работы:

    Педагог: Итак, Дюймовочка оказалась в стране эльфов, и король эльфов предложил ей стать его женой. Дюймовочка согласилась, и эльфы подарили ей тоненькие крылышки, как у стрекозы. Помните, какие крылышки у стрекозы? (Показывает картинку со стрекозой). С каждой стороны – по два тонких длинных крылышка. Сколько всего получается крылышек у стрекозы? (Четыре) .

    - Верно. Давайте сделаем нашей Дюймовочке такие же крылышки с помощью прищепок. Представим, что каждая прищепка – это тонкое длинное крылышко.

    Дети работают под слова потешки:

    Крылышки будем сейчас прицеплять,
    Скоро Дюймовочка сможет летать!
    Будет порхать в небесах невеличка,
    Как мотылек или райская птичка!

    - Ну а теперь, когда Дюймовочка стала настоящей королевой эльфов, ей нужно сделать корону! Ободок уже готов, осталось прикрепить зубцы короны, которые мы также сделаем из прищепок.

    Взрослый показывает образец, и дети делают для Дюймовочки корону, вертикально прикрепляя прищепки к картонному кольцу.

    Свободное раскрашивание

    Цель: формирование положительной мотивации к раскрашиванию.

    Материал и оборудование: Цветные карандаши, раскраска "Дюймовочка и принц".

    Свободное раскрашивание

    Дети получают рабочий лист и занимаются свободным раскрашиванием с помощью цветных карандашей под музыку.

    Развитие моторики. "Бусы для Дюймовочки"

    Цель: развитие моторики.

    Материал: разноцветные бусины разных форм, шнурок.

    Скажите детям: Дюймовочка готовится к свадьбе. Ее наряд очень красив, не хватает только нарядных бус. Давайте сделаем для нее бусы, каждый свои! Старайтесь подбирать бусины так, чтобы они смотрелись нарядно. Получается красиво, если чередовать бусины разных размеров: большие и маленькие, или разных цветов.

    Дети работают под слова потешки:

    Бусы на солнышке ярко блестят
    И украшают невестин наряд!
    Бусинка красная, бусинка синяя,
    Будет Дюймовочка очень красивая!

    Прощание

    Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

    Хоть и жалко расходиться,

    Время нам пришло проститься.

    Мы сюда придем опять

    Заниматься и играть.