Подготовка к школе ч.10
Задания для подготовки детей к школьной программе: обучение чтению и составление слов, составление предложений и буква Ф, развитие мышления и решение простейших задач по математике.
Обучение чтение. Звук и буква "Ш"
Цель: знакомство с новой буквой, развитие фонематического слуха, закрепление образа буквы.
Материал: рабочий лист, звуковые кубики.
Педагог загадывает детям загадку.
- Сколько слогов в слове-отгадке?
- Как изменить слово, чтобы стало два слога?
- Назовите первый слог в слове ШАРЫ.
- Назовите первый звук в этом слове.
- Как вам кажется звук Ш гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук ш не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, мешают зубки).
- Звук Ш звонкий или глухой? Закроем ручками уши и произнесем ш-ш-ш-ш-ш. Уши не звенят. Звук Ш – глухой.
- Назовите слова со звуком Ш.
- Шишки, шлем, шапка, шест, каша, широкий и т.д.
- Теперь давайте подумаем, он может быть твёрдым и мягким?
- Мы с вами подобрали слова и выяснили, что звук Ш может быть только твердым, мягким он не бывает.
- Какой мы можем сделать вывод?
Звук Ш - согласный, глухой, всегда твердый.
Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ш. Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ш).
- Раскрасьте букву Ш.
- На что похожа буква Ш?
Обучение чтению. Звуковой анализ слогов
Цель: развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ слов.
- На рабочих листах написаны слоги. Прочитайте их.
- Составьте звуковые схемы к данным слогам.
- Что вы может сказать о звуке Ш? (Это согласный, он всегда твердый).
Обучение чтению. Слова
Цель: развитие внимания, обучение чтению, закрепление образа букв, увеличение скорости чтения.
Материал: рабочий лист.
- Вы знаете, что звук Ш всегда твердый, значит, если после буквы Ш вы увидели букву И, то Ш не смягчается и произносится твердо ШИ.
- На рабочих листах написаны слова. Прочитайте их сначала столбиками, затем построчно.
- Найдите и обведите в кружочек слог ШИ.
- В словах первого столбика подчеркните гласные буквы.
- Сколько слогов в словах третьего столбика? (Один).
- Поделите на слоги слова второго и первого столбика.
- Сколько слогов в словах второго столбика? (Два).
- Сколько слогов в слове КАМЫШИ? (Три слога).
- Проставьте ударение в словах второго и первого столбиков.
- Чем похожи и отличаются слова КОШКИ - МОШКИ?
- Чем похожи и отличаются слова МЫШИ - КАМЫШИ?
- Чем похожи и отличаются слова ШАГ - ШАР?
Обучение чтению. Составление слов
Цель: закрепление образа букв, формирование умения составлять слова из предложенных букв, звукобуквенный анализ и синтез.
Материал: пройденные буквы, (обязательно гласные: А,О,У,Ы,И,Е,Я,Ю) - 15 шт, миска, в которой сложены буквы.
Педагог организует игру на ковре.
- Возьмите букву из миски и назовите ее.
Дети по очереди достают буквы из миски и выкладывают на ковер.
После того, как миска стала пустой, педагог предлагает составить из букв слова.
- Составьте слова из букв, которые перед вами.
Обучение чтению. Работа с текстом "Подушка"
Цель: увеличение скорости чтения, формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.
Материал: рабочий лист, звуковые кубики
Педагог предлагает детям прочитать текст. Каждый ребенок два раза читает текст.
- Прочитайте текст два раза.
- Прочитайте вопросы и ответьте на них.
Вопросы:
1. Кто вышивает подушку?
2. Что вышила Даша на подушке?
3. От кого убегает мышка?
4. Кого догоняет кошка?
5. Кто кого не догонит?
- Перескажите рассказ.
- Как еще можно озаглавить рассказ.
Обучение чтению. Предложения
Цель: формирование умения определять количество предложений в тексте, составлять схемы предложений.
Материал: рабочий лист, звуковые кубики.
Педагог обращает внимание детей к только что прочитанному тексту.
- Сколько предложений в тексте? Обведите точки на конце предложений в круг.
- Составьте схемы второго и пятого предложений с помощью кубиков.
- Сколько слов во втором предложении? Какое первое слово во втором предложении? Какое слово второе? Треть? И т.д.
- Сколько слов в пятом предложении? Какое первое слово во втором предложении? Второе? И т.д.
- Какой знак стоит в последнем предложении?
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
Обучение чтению. Звуки "Ф" и "Фь"
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление образа букв.
Материал: мяч, звуковые кубики.
Педагог организует игру на ковре.
Педагог бросает детям мяч и просит назвать первый звук в словах:
- Какие первые звуки в словах? (Звуки Ф и Фь).
- Звук ф, гласный или согласный? (Согласный).
- Звук ф звонкий или глухой? (Звук ф – глухой).
- Звук ф может быть твердым и мягким? (Может быть и твердым, и мягким).
- Какой мы можем сделать вывод?
- Звук ф: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Педагог выдает детям звуковые кубики.
- Придумайте слова со звуками Ф и Фь.
Дети анализирует, какой звук в слове – твердый или мягкий и показывают соответствующие стороны звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – звук мягкий.
Обучение чтению. Буква Ф
Цель: закрепление образа буквы, развитие графо-моторных навыков.
Материал: карточка с буквой Ф, пуговки, пластилиновые основы.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ф.
- Это буква Ф.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте выложим букву Ф пуговками.
Педагог показывает заранее сделанный образец на пластилиновой основе.
Дети выкладывают букву по образцу.
- На что похожа буква Ф?
Математика. Счет. Игра с мячом "Считай дальше"
Цель: упражнять в счете в пределах 20.
Материалы: мяч.
Дети становятся в ряд. Педагог бросает ребенку мяч и называет число. Ребенок называет последующие 2-3 числа и возвращает мяч.
Можно также и с обратным счетом от 20.
Графический диктант
Цель: развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.
Материалы: рабочий лист.
Педагог диктует:
- Одну клетку влево. Одну клетку вверх. Одну клетку вправо. Одну клетку вверх. Две клетки вправо. Одну клетку вниз. Одну клетку вправо. Одну клетку вниз. Две клетки вправо.
Продолжите узор самостоятельно.
Развитие мышления. Скажи наоборот
Цель: развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.
Математика. Решение задач
Цель: формирование умения решать простые задачи.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
- Посмотрите на картинку. Что нарисовано?
- Давайте попробуем составить задачу про яблоки и груши.
Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.
- Правильно. В вазе лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало в вазе?
Далее педагог учит детей анализировать задачу, а именно выделять в ней условие и вопрос.
- Что известно в задаче? Что в вазе лежали яблоки и груши.
- Сколько яблок лежало в вазе известно? Да. Пять.
- А сколько груш лежало в вазе известно? Да. Три.
- Значит, в вазе лежало 5 яблок и три груши.
- Что спрашивают в задаче? Сколько всего фруктов лежало в вазе.
- Если в вопросе звучит "Сколько всего?", то каким действием будем решать задачу? Сложением.
- Кто может сказать решение задачи? – Запишите решение задачи в клеточках в рабочем листе.
Развитие мышления. Найди лишнее слово
Цель: развитие умственных действий.
Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.
1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).
2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).
3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).
4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).
Математика. Решение задач
Цель: формирование умения решать простые задачи.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
- Посмотрите на картинку. Что нарисовано?
- Давайте попробуем составить задачу про яблоки и груши.
Дети должны самостоятельно составить условие и вопрос задачи.
- Правильно. В вазе лежало 5 яблок и 3 груши. Сколько всего фруктов лежало в вазе?
Далее педагог учит детей анализировать задачу, а именно выделять в ней условие и вопрос.
- Что известно в задаче? Что в вазе лежали яблоки и груши.
- Сколько яблок лежало в вазе известно? Да. Пять.
- А сколько груш лежало в вазе известно? Да. Три.
- Значит, в вазе лежало 5 яблок и три груши.
- Что спрашивают в задаче? Сколько всего фруктов лежало в вазе.
- Если в вопросе звучит "Сколько всего?", то каким действием будем решать задачу? Сложением.
- Кто может сказать решение задачи? – Запишите решение задачи в клеточках в рабочем листе.
Развитие мышления. Найди лишнее слово
Цель: развитие умственных действий.
Читаем слова. Дети должны найти лишнее слово в каждом ряду.
1. Береза, сосна, клен, тополь. (Сосна, т.к. хвойное дерево).
2. Астра, флокс, василек, гладиолус. (Василек, т.к. полевой цветок, а не садовый).
3. Гнездо, муравейник, курятник, берлога. (Курятник, т.к. создан руками человека, а не животным или насекомым).
4. Печка, мама, вагон, ворота. (Мама, т.к. одушевленное).
Развитие внимания. Гусеницы
Цель: развитие устойчивости и избирательности внимания.
Материалы: рабочий лист, цветные карандаши.
Педагог просит найти всех гусениц на рисунке.
- Сколько гусениц нашли? Посчитайте.
Подготовка руки к письму. Горы
Цель: формирование графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист, цветные карандаши.
Обведите горы по клеткам.
Домашнее задание
Педагог задает домашнее задание детям.