Подготовка к школе ч.11
Образовательный комплекс для подготовки ребенка к школе, включающий в себя следующие задания: обучение чтению, звуки и буквы, развитие речи, счет в пределах 20, аппликации и подготовка руки к письму.
Обучение чтению. Звуки "Х" и "Хь"
Цель: развитие фонематического слуха, слухового внимания.
Материал: звуковые кубики.
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звуки Х или Хь.
- Схема, река, муха, коридор, запах, хвост, домик, жуки, хлеб, хижина.
- Подумайте звук "Х" - гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "х" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, язык "поднимается горкой", зубы сближены).
- Звонкий звук "х" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем х-х-х-х-х. Уши не звенят. (Звук "х" – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (х - твердый, хь - мягкий).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "х": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – мягкий.
Обучение чтению Буква "Х"
Цель: закрепление образа буквы, развитие графо-моторных функций.
Материал: карточка с буквой Х, камушки.
- Звуки Х и Хь обозначаются Буквой Х.
Педагог показывает детям карточку с буквой Х.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте сделаем букву Х из камушков.
Педагог выдает детям камушки.
Дети выкладывают самостоятельно букву Х из камней, смотря на карточку с буквой.
Педагог выдает детям рабочий лист.
- Нарисуйте точки на букве Х.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Х.
- Придумайте слова со звуками х, хь.
- Кто нарисован на картинке? (Хомяк).
- Подпишите картинку. Раскрасьте хомяка.
- Определяете, где находится звук Х в слове ХОМЯК.
Обучение чтению. Чтение слов
Цель: увеличение скорости чтения, развитие внимания, слоговой анализ слов.
Материал: рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Прочитайте слова построчно и столбиками.
- Поделите слова второго столбика на слоги.
- Поставьте в словах второго столбика ударение.
Развитие внимания. Буква "Х"
Цель: закрепление образа буквы, развитие концентрации внимания.
Материал: рабочий лист.
- Подчеркните в словах букву Х.
Обучение чтению. Звук и буква "Ц"
Цель: развитие фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, закрепление образа букв, развитие графо-моторных функций.
Материал: карточка с буквой Ц, горох, пластилиновые основы.
- Составьте слова из звуков:
- Какой звук встречается во всех этих словах?
- Звук Ц.
- Подумайте, звук ц, гласный или согласный? (Согласный).
- Звук ц звонкий или глухой? (Звук ц – глухой).
- Звук ц может быть твердым и мягким? (Может быть только твердым).
- Какой мы можем сделать вывод: звук ц: согласный, глухой, может быть только твердым).
- Придумайте свои слова со звуком Ц.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ц.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте выложим букву Ц из гороха.
Дети выкладывают букву Ц из гороха на пластилиновой основе.
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ц).
- Напишите букву Ц пальчиком в воздухе.
- Нарисуйте полоски на букве Ц.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Ц.
Обучение чтению. Звуко-буквенный анализ слов. Звук "Ц"
Цель: звуко-буквенный анализ слов, развитие фонематического слуха.
Материал: рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Определите местоположение звука Ц в названии предметов.
- Обозначьте местоположение на схеме буквой.
- Придумайте предложение со словами ЦВЕТОК и ЗАЯЦ.
Обучение чтению. Звуковая схема слова
Цель: развитие фонематического слуха, закрепление образа букв, звукобуквенный анализ и синтез.
Материал: карточки с пройденными буквами, звуковые кубики.
- Найдите буквы, из которых состоит слово ЦАПЛЯ.
- Какие буквы вы взяли?
- Давайте сложим из них слово ЦАПЛЯ.
- Какой первый звук в слове ЦАПЛЯ? (Звук ц).
- Второй звук? (Звук а).
- Третий звук? (п).
- Четвертый звук? (ль).
- Пятый звук? (а).
- Слышим звук а, пишем букву ... Я.
- Сколько слогов в слове ЦАПЛЯ? (Два).
- Назовите первый слог, второй слог.
- Составьте схему слова ЦАПЛЯ из кубиков.
Математика. Числа в пределах 20
Цель: формирование знаний числового ряда.
Материалы: числа от 1 до 14 на карточках.
Педагог выкладывает перед детьми карточки с числами – все карточки лицом вверх, кроме 3, 4, 5, 7, 8 11, 12, 14 – они закрыты, перевернуты.
- Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за числом 10? Предыдущим к 10? К 9?
Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполняется.
Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.
Развитие речи. Описание предмета
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
— Опишите ягоду, фрукт или овощ, который вы больше всего любите, а мы отгадаем.
Например, Это овощ. Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... (помидор).
Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых - это мой любимый фрукт... (гранат).
Математика. Счет в пределах 10
Цель: закрепление навыка счета в пределах 10, понятия "больше и меньше", развитие мышления.
Материал: рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:
Математика. Числа от 1 до 15
Цель: закрепление знаний чисел от 1 до 15, прямой и обратный счет в пределах15. формирование знаний числового ряда, закрепление образа цифр, закреплений знаний соседей числа.
Материал: коврик с цифрами до 20 ,рабочий лист,
- Выложите цифры от 1 до 15.
- Пропрыгайте по коврику от 1 до 15 и обратно, называя числа.
Каждый ребенок прыгает по отдельности, называя числа.
Педагог выдает детям рабочий лист.
- Напишите пропущенные цифры.
- Назовите соседей чисел, которые вы вписали.
- Раскрасьте окошки с цифрами 3, 7, 14.
Подготовка руки к письму. Крючки
Цель: развитие графо-моторных функций.
Материал: рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Обведите и допишите крючки.
Рваная аппликация. Капуста
Цель: развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.
Материал: рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.
- Бабушка вырастила на огороде капусту.
- Что можно приготовить из капусты? (Салат, щи, голубцы, солянку, пироги с капустой и т.д.)
- Давайте мы тоже взрастим капусту.
- Где растет капуста?
- Давайте нарисуем грядку.
Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.
- Порвите бумагу на квадратики.
Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.
- Приклейте получившиеся квадратики на место, где должна располагаться грядка.
- А листики у капусты зеленые и сочные. Раскрасьте листики зеленой краской.
Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.
Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.
Домашнее задание
Педагог задает домашнее задание детям.