Мама и Малыш
Беременность, роды, воспитание и развитие ребенка.

Занятия в детском саду. Ч.1

Занятия в детском саду. Ч.1

Сценарий игрового мероприятия на один день в детском саду. Малышей ждут веселые игры, подвижные задания, тесты на сообразительность и многое другое.


Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!

Утренняя зарядка. «Волшебная дудочка»

(Дети встают в круг)
Мы на дудочке играем
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
(Имитация игры на дудочке)
Деток вместе собираем
На ходу, на ходу...
(Дети берутся за руки, идут по кругу)

Ножки наши заплясали
Ду-ду-ду, ду-ду-ду,
(Полуприсед, нога в сторону на пятку. То же самое другой ногой)
И немножко помахали,
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
(Махи прямыми ногами вперед)

Наши пяточки, носочки
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.
(Поставить ногу на носок, на пятку)
Нарисуют нам кружочки!
На ходу, на ходу.
(Вращение правой, затем левой стопой)

Плечи в пляс у нас пустились,
Поднялись и опустились.
Мы плечами пожимаем
И на месте приседаем.
(Движения по тексту)

Ручки тоже оживились,
Как моторы закрутились.
(Вращения руками)
До деревьев дотянулись,
И к дорожке прикоснулись.
(Потянулись вверх, затем коснулись пола)

Снова дудка заиграла:
Спинка наклоняться стала.
Раз наклон, два наклон,
А потом еще поклон!
(Наклоны в стороны, затем вперед)

Тут и шейка подключилась:
Вправо, влево наклонилась
(Наклоны головы в стороны)
И крутиться начала,
Вот такие вот дела...
(Медленное вращение головой в одну сторону, затем в другую)

Губки алые проснулись
И в улыбке растянулись.
(Улыбка)
Глазки наши поморгали,
Еще лучше видеть стали!
(Похлопать глазками)

Брови тоже не ленились,
Поднялись и опустились.
(Поднимаем и опускаем брови)
Все, закончили плясать.
Надо дело начинать!
(Руки на пояс, затем резко поднимаем руки вверх, ладони прямые)

Обучение чтению. Знакомство с образом буквы "Б"

Цель: познакомить с буквой "Б", развитие моторной и зрительной памяти, устойчивости и произвольности внимания, закрепление графического образа буквы.

Материал: игрушка Белка, иллюстрация "Б-барабан", буква "Б" из бархатной бумаги наклеена на белый лист, пластилин, картонный квадрат для буквы.

Барабан раздаточный

Ход занятия:

Белка: - Привет, ребята! Знаете, где я вчера была? – В магазине барабанов! Ведь у моего друга Зайца скоро день рождения! Вот я и решила подарить ему барабан! (Показывает картинку "Б-барабан"). Пришла я в магазин, много всяких барабанов пересмотрела. Потом взяла один барабан с палочками и только собиралась по нему побарабанить, как он выпрыгнул из моих лапок и сказал:

- Поаккуратнее! Я вовсе не барабан, а буква! Буква "Б"!

- А что же ты здесь делаешь? - удивилась я.

- Я тут слушаю, как барабанят барабаны! Я люблю барабанный бой.

Так мы и подружились с буквой "Б". (Вешает на доске букву "Б"). Оказалось, что буква "Б" не только внешне похожа на барабан с палочками, но и ее звук напоминает бой барабана:

Б-б-б! Скажем вместе: Б-б-б.
Звонко "Б" всегда звучит,
Словно барабан стучит:
"Бам-бам-бам, бам-бам-бам,
Быстро встаньте по местам!"

- А может ли эта буква петь? (Дети пробуют произносить звук «Б» и проходят к выводу, что он не поется, потому что губы закрывают дорогу воздуху. То есть буква «Б» - согласная) .

- На что еще похожа буква «Б»? (На шарик, закатившийся в уголок, на бочонок с красном) .

- Давайте проведем пальчиком по бархатной спинке буквы «Б» и запомним, как она пишется: палочка вниз – раз, полукруг – два, крышечка – три.

Белочка просит ребят слепить для нее букву «Б», потому что «Б» - белочкина буква, и белка хочет научить своих бельчат писать и читать букву «Б».

- Сколько элементов в букве «Б»? (Три) . Сколько пластилиновых колбасок нам понадобится, чтобы вылепить эту букву? (Три) .

Дети лепят букву «Б» из пластилина, прикрепляя на картонный квадрат. Белочка хвалит их за хорошую работу.

Белка: - Буква «Б» говорит, что в ней прячется ещё одна буква. Догадайтесь, какая? (Буква «Г») . Педагог пишет на доске букву «Г» и просит дописать ее так, чтобы получилась буква «Б». Кто-то из детей дописывает полукруг.

В заключение педагог берет мяч. Дети встают в круг. Педагог называет разные слова и бросает мяч каждому ребенку по кругу. Дети ловят мяч, отвечают, на «Б» начинается слово или нет, и бросают мяч обратно.

(Слова на «Б»: бабушка, белка, бублик, баранка, булка, барабан, бобёр, бык, бусы, буду, барашек, банка, букашка, божья коровка, больница, бумага, баня, бревно, блин и т.д.)

Развитие речи. Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер".

Цель: развитие речи и словарного запаса, закрепление представлений о природных явлениях.

Материал: (Фигурки: старик, Дед Мороз, Солнце, Ветер.)

Педагог рассказывает сказку, показывая ее с помощью фигурок настольного театра. Дети удобно устраиваются на подушках или стульчиках.

Дед Мороз

«Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик особо поклонился.
Солнце говорит:
— Это он за мной уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что уж ругаться стали. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты особо поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что? — посмеивается. — Чья взяла?
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика так припекать стану, что век меня помнить будет!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я на него, голубчика, дыхну и заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше.
Старик-то, видать, мудрый был!

Вопросы:

  • Кого старик встретил на пути?
  • В какое время года бывает сильный мороз?
  • В какое время года особенно греет солнце?
  • Как следует одеваться, когда на улице мороз? Солнце? Ветер?
  • Какими в сказке изображаются Мороз, Солнце и Ветер?
  • О чем поспорили Мороз, Солнце и Ветер?
  • Кого старик почитал больше всех? Почему?
  • Кого вы считаете самым сильным – Мороз, Солнце или Ветер? Кого любите больше всего?
  • Понравилось ли вам, что герои сказки стали спорить, кто из них важнее?
  • Как ты понимаешь выражение "Каждый важен по-своему"?
  • Развитие моторики руки. "Солнышко"

    Цель: развитие моторики, развитие умения работать с прищепками.

    Материалы: на каждого ребенка: кружок - солнышко, прищепки (8-9).

    - Солнышко огорчилось, что старик не ему поклонился, спрятало свои лучики. Давайте сделаем солнышку новые лучики и попросим его никогда не уходить и не прятать свои ласковые, теплые лучи.

    Дети делают солнечные лучики из прищепок под слова потешки:
    Солнце просыпается,
    В небо поднимается,
    Согревает нас лучами:
    - Здравствуй, солнце, мы скучали!

    Подвижная игра "Живые картинки"

    Дети встают в круг, лицом в центр круга.

    Мы сидели за столом
    (Полуприсед).
    И листали наш альбом.
    (Имитация листания).
    И нашли в альбоме этом
    Снимки, сделанные летом.
    (Имитация фотографирования).

    Вот стоит наш дачный дом,
    (Руки над головой "домиком").
    Огород растет кругом.
    (Показать рукой жест "кругом").
    Здесь есть яблони и груши.
    Фрукты можно рвать и кушать!
    ("Рвем фрукты с дерева").

    А за домом – тихий пруд.
    (Руками движение "волна").
    Часто плаваю я тут.
    (Движения рук как при плавании)
    И купаюсь, и ныряю.
    Рыбок по воде гоняю.
    (Одной рукой как бы зажимаем нос, другой делаем вертикальную волну. При этом приседаем).

    Начинают движение по кругу:

    Вот на пруд шагают гуси,
    Рядом с ними я не трусил!
    (Идем по кругу как гуси - на внутренней стороне стоп).
    Га-га-га, мне крикнул гусь,
    Но его я не боюсь!
    (Добавляем "га-га-га").

    Вот котенок на подушке
    Мягкой лапкой моет ушки.
    (Умываемся лапкой, как котенок).
    И гоняется потом
    Он за собственным хвостом!
    (Крутимся на месте, "догоняя свой хвостик").

    Ну а здесь я с другом Петей,
    Петя – лучший друг на свете!
    (Дети разбиваются по парам, обнимают друг друга за плечи, лицом в круг).
    Любим с Петей мы играть,
    Бегать, прыгать и скакать!
    (На месте бегут, потом прыгают. Затем скачут по кругу приставными шагами, руки на поясе).

    Вот наш пес в саду гуляет,
    Солнцу спинку подставляет.
    (Руки на пол, идем на "4 лапах", как собаки).
    Лег на травку, раз зевнул,
    Не заметил, как уснул!
    (Дети ложатся на бочок, закрывают глаза. Лежат некоторое время, отдыхая).

    Развитие моторики. "Ветер"

    Цель: развитие мелкой моторики.

    Материалы: резиновые груши, таз с водой, кораблик.

    - Как вы думаете, кем по профессии был старик, который поклонился ветру? (Варианты ответов) . Давайте представим, что он был рыбаком и плавал на корабле под парусами. Поэтому он особенно уважал ветер и просил его посильнее дуть в паруса. (Педагог подводит ребятишек к тазу с водой и кладёт на воду кораблик) .

    - Чем сильнее дует ветер в паруса, тем быстрее плывет корабль старика. Но сейчас ветра нет, и поэтому кораблик стоит на месте! Давайте поможем старику-рыбаку и сами сделаем ветер с помощью наших резиновых груш! Направьте носики груш на кораблик и быстро сжимайте и разжимайте их. Кораблик и поплывет!

    Дети "дуют" на паруса с помощью резиновых груш. Педагог читает стишок:

    Если даже ветра нет,
    Знаем мы один секрет!
    Ветер сделаем мы сами,
    И кораблик с парусами
    Быстро-быстро поплывет
    Все вперед, вперед, вперед!

    Развитие речи. Игра "Скажи наоборот"

    Цель: развитие речи, мыслительных операций классификации, анализа, синтеза, расширение словарного запаса.

    Материал: Мяч.

    Ход игры:

    Педагог бросает мяч ребятам по очереди, предлагая им закончить предложения:

    - Летом ночи теплые, а зимой... (холодные).

    - Зимой холодно, а летом... (жарко).

    - Летом небо светлое, а зимой... (темное).

    - Снег мягкий, а лед... (твердый).

    - Одни сосульки длинные, а другие... (короткие).

    - Вода в море прозрачная, а в луже... (мутная).

    - У лисы хвост длинный, а у зайки... (короткий).

    - Дерево высокое, а кустик... (низкий).

    - Река широкая, а ручеек... (узкий).

    - Перчатки тонкие, а рукавички... (толстые).

    Физминутка. "Мороз, солнце, ветер"

    Педагог организует физкультминутку на ковре. Дети идут по кругу под музыку, Педагог дает им команды "Солнце", "Ветер" или "Мороз":

  • При слове "Солнце" дети поднимают руки вверх, затем медленно опускают через стороны, широко разведя пальцы-лучики.
  • При слове "Ветер" дети идут по кругу вперёд спиной, "закрываясь от ветра".
  • При слове "Мороз" - прыгают на месте, потирая руки ладонями (будто им холодно).
  • Конструирование. Кубики Никитина. "Морозный цветок"

    Цель: развитие мыслительных операций анализа, синтеза; внимания.

    Материалы: раздаточный лист "Морозный цветок". Кубики Никитина.

    Морозный цветок

    - Однажды опять поспорили Солнце и Мороз о том, кто из них сильнее и важнее. Солнце сказало: "Когда я согреваю землю, начинают расти цветы, а ты ни одного цветка вырастить не сможешь".
    Ответил Мороз: - Когда я дую, на окнах ледяные цветы распускаются.
    - Это не в счет, - ответило Солнце. - Ты попробуй живой цветок вырастить.
    Но не зря Деда Мороза считают волшебником: ударил он по земле своим волшебным посохом, и вырос на этом месте цветок. Но только этот цветок всё равно был похож на зимнюю снежинку. Полетали вокруг него пчелки и бабочки, но сесть не решились.
    (Дети получают раздаточные листы).
    - Порадуйте дедушку Мороза - украсьте его цветок кубиками, чтобы он стал ещё красивее. Кубики какого цвета вам понадобятся? (Синие и белый). Каких больше? Каких меньше? Сколько всего?

    Развитие внимания и математических способностей. "Елочные игрушки"

    Цель: развитие зрительного внимания, математических способностей. Отработка счета в пределах 8-ми, повторение изученного.

    Материал: каждому ребенку: раздаточные листы, счетный материал: круги, квадраты, треугольники; карточки с цифрами.

    Елка

    Ход игры:

    - Дед Мороз решил проверить, насколько вы внимательные и хорошо ли умеете считать.

    - Найдите на елке все шарики, посчитайте их и положите перед собой такое же количество кружков. Сколько кружков вы положили? Поднимите нужную цифру. ("8")

    - Теперь найдите на ёлке все игрушки квадратной формы и положите в ряд под кружками столько квадратов, сколько квадратных игрушек вы нашли. Сколько у вас получилось – поднимите карточку с цифрой. ("6")

    По аналогии проводится работа с треугольными игрушками – дети выкладывают третьим рядом столько треугольников, сколько треугольных игрушек найдут на елке. Поднимают цифру "6" .

    - Игрушек, каких форм поровну? (Квадратных и треугольных) .

    - На сколько круглых игрушек больше, чем квадратных? (На две) .

    - На сколько треугольных игрушек меньше, чем круглых? (На две) .

    - Как сделать так, чтобы квадратных игрушек стало столько же, сколько и круглых? (Добавить две квадратных игрушки или зачеркнуть две круглых) .

    - Дорисуйте фломастером квадратные и треугольные игрушки так, чтобы их стало столько же, сколько и круглых. (Дети дорисовывают 2 квадратных и 2 треугольных игрушки) .

    Массажная пауза. "Колобок"

    Материалы: каждому - массажный мяч и массажная палочка.

    Чтобы колобка слепить,
    Будем тесто мы месить.
    (Держим массажную палочку двумя руками. При этом то сильно сжимаем обеими руками, то разжимаем).
    Молочка в него нальём,
    Тесто месим, тесто мнём.
    (Сжимаем палочку то правой, то левой рукой: одну кисть сжимаем, другую разжимаем).

    А теперь его катаем,
    И в духовку отправляем.
    (Катаем палочку между ладошек).
    Колобок печётся час,
    И готов уже у нас!
    (Берем массажный мяч).

    Полежал Колобок
    На окошке чуток,
    (Кладём ладошку на мяч. Вращательные движения на поверхности стола).
    Но лежать он устал
    И гулять убежал...
    (То же другой рукой)..

    Он по тропинке катится,
    От деда с бабой прячется,
    (Катаем мяч по внешней стороне ладони, вверх к локтю и обратно).
    От всех он убегает,
    Куда бежит не знает.
    (То же другой рукой).

    Всех зверят обошёл,
    Только друга не нашел.
    (Катаем мячик по одной ноге - от бедра до колена).
    Вернулся до обеда
    Он к бабушке и деду.
    (То же по другой ноге).

    Колобка они так ждали,
    Обнимали, целовали!
    (Сжимаем мяч пульсирующими движениями, обеими руками.)
    С ним смеялись и играли,
    Словно мячик покатали.
    (Катаем мячик одной ногой, затем другой ногой).

    Понял Колобок, что зря
    Убежал он втихаря.
    (Катаем мяч между ладошек).
    Дома он теперь живет
    И оттуда не уйдет!
    (Кладем мяч на стол, над ним ладошки ставим домиком).

    Математика, куб

    Цель: Знакомство с кубом. Сравнение куба и шара. Развитие логического и пространственного мышления.

    Материалы: кубики разных размеров и цветов, шары, карточки с кругами и квадратами разных размеров и цветов.

    - Какую геометрическую фигуру напоминает нам колобок? (Шар). Саша, возьми шар. (Дает ребенку шар). А ты, Оля, возьми кубик. Давайте поиграем в игру. Я сделала из конструктора ворота – закатите свои предметы в эти ворота.

    Быстрее в ворота закатывается шар. Тот ребенок, у кого куб, тоже пытается катить его, но безрезультатно.

    Потом дети меняются местами и игра повторяется.

    После игры Педагог спрашивает:

    - Какую фигуру было легче катить? – Шар.

    Тогда он ставит перед детьми коробку с кубиками и предлагает взять по одному.

    - Эта фигура называется куб. Попробуйте покатать куб. Почему не получается? (У куба углы, их много).

    - Помните, наш шар ходил к фотографу и делал свою фотографию? Давайте и куб сфотографируем! Как вы думаете, что получится? Какую известную фигуру напоминает сторона куба? (Квадрат).

    - Подружились шар и куб. И решили сделать общую фотографию на память. (Педагог ставит справа шар, слева куб). Кто стоит справа? Кто слева? Что получилось?

    Каждый малыш выкладывает "фотографию" из своего набора кругов и квадратов.

    Лепка. "Кораблик"

    Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.

    Материал: каждому ребенку: пластилин (полбруска), тонкая трубочка для сока, бумажный прямоугольник-парус с едва намеченными дырочками для насадки на трубочку. Красная бумажная полоска 3х1 см. Клей. Картонная подставка. Готовый образец. Доска, стека, влажные салфетки.

    - Герой нашей сказки – старик – заметил, что его кораблик от времени прохудился. Паруса порвались, в днище появились пробоины. Давайте сделаем старику новый кораблик из пластилина.
    Возьмите кусочек пластилина, разомните его, скатайте в шарик. Затем начинайте вминать шарик внутрь, как будто вы делаете чашечку. Чашка должна быть неглубокой.
    Теперь чашечку немного сплющиваем по бокам, придавая форму лодочки, и заостряем края. Дно лодки должно быть не тонким.
    Вставляем в центр кораблика палочку, на которую крепятся паруса. Эта палочка называется мачтой. Мы сделаем мачту из трубочки для сока. Закрепляем её тонкой пластилиновой колбаской.
    - Теперь насаживаем на неё парус. Сверху к трубочке приклеиваем флажок. Для этого намазываем красную бумажную полоску клеем, соединяем кончики, чтобы получилась капелька, насаживаем капельку на кончик мачты, плотно склеиваем концы
    полоски, одновременно приклеивая флажок к трубке.

    Кораблик готов.

    Кораблик можно сделать и из соленого теста. В этом случае тесто можно раскатать с помощью скалки, вырезать из теста прямоугольник с помощью формы, затем, в зависимости от формы прямоугольника, сложить его пополам вдоль или поперек и слепить концы так, чтобы получилась форма кораблика. Дальше – по аналогии.

    Гимнастика с мячами

    Цель: формирование умения играть с мячом, развитие двигательной активности, координации.

    Материал: мячи на каждого ребенка.

    Педагог организует игру с мячом на ковре. Показываем детям комплекс упражнений с мячом.

    Прокат мяча между ног.

    Дети встают парами на расстоянии 3 метров друг от друга. Один берёт мяч, встает спиной к напарнику, расставляет ноги, прокатывает мяч между ног в сторону напарника. Второй ребёнок ловит мяч. Затем дети меняются ролями. Каждый должен прокатить мяч между ножек 3-4 раза.

    С руки на руку.

    Дети берут по одному мячу и перебрасывают с руки на руку.

    У стены.

    Дети подходят к стене, ударяют мячом об стену и ловят от пола (дети постарше - сразу от стены).

    "Слушай внимательно".

    Если педагог хлопнет (топнет, свистнет) 1 раз, дети приседают, прижав мяч к груди.

    Если хлопнет 2 раза, дети подкидывают мяч и ловят.

    Если хлопнет 3 раза, ударяют мячом об пол и ловят. Повторить игру несколько раз.

    «Футбол».

    Дети встают парами и перебрасывают мяч друг другу с помощью ног.

    Или стараются попасть мячом по кегле, ударяя по мячу ногой.

    «Солнышко».

    Дети садятся на пол и катают мяч вокруг себя, изображая круглое теплое солнышко.

    «Круг».

    Дети встают в круг и перекидывают (малышам передают) мяч по кругу то в одну, то в другую сторону.

    Аппликация. "Шуба Деда Мороза"

    Цель: развитие моторики, развитие умения работать с бумагой и клеем.

    Материал: Лист цветной красной бумаги, клей-карандаш (для салфеток ПВА), белая салфетка (2 шт.), лист-раскраска с дедом Морозом, готовый образец.

    - Художник нарисовал Деда Мороза, а раскрасить его забыл! Неужели Дед Мороз останется не раскрашенным? (Нет!) Давайте мы сами его раскрасим! Но не красками и не карандашами, а с помощью кусочков красной бумаги! Отрывайте от листа красной бумаги маленькие кусочки и наклеивайте их плотно друг к другу на шубу деда Мороза.
    Бороду Дедушки Мороза дети делают объёмной с помощью салфетных шариков. Дети отрывают от белой салфетки по кусочку, скатывают из него шарик и приклеивают к бороде с помощью клея ПВА.
    Ай-да шуба, вот так шуба!
    Посмотреть на шубу любо!
    Вы ребята – мастера!
    А теперь – играть пора!

    Подвижная игра "Прогулка"

    Материалы: три веревочки (скакалки), корзина, грибы (счетный материал).

    По тропинке, по дорожке,
    Раз-два, раз-два,
    Маршируют наши ножки,
    Раз-два, раз-два.
    (Шагаем на месте).

    Степь кругом широоокая,
    (Руки в стороны).
    В ней трава высооокая!
    (Руки вверх).
    Ноги выше поднимай,
    Переша-ги-вай!
    (Шагаем, максимально высоко поднимая колени).

    Вот, гляди, бежит река,
    Широка и глубока,
    (Река обозначена скакалками. Одна поперек – это мостик, по которому пойдут дети).

    Перейдём сейчас с тобой
    Мы на берег на другой!
    (Идут по поперечной скакалке, руки в стороны).

    Перед нами – дикий лес,
    В нем деревья до небес!
    (Руки вверх, показываем деревья).
    Не спеша вперёд шагай,
    Ветки смело раздвигай.
    (Руками "раздвигаем ветки деревьев").

    Ах как жалко – здесь одна
    Подломилась уж сосна.
    (Руки вверх, затем резко вниз на слово "подломилась").

    Под сосной мы не пройдем,
    А по травке проползём.
    (Ползут на четвереньках или по-пластунски).

    Наконец мы, раз-два-три,
    На полянку набрели.
    (Встали).
    Поскорей помогай,
    Все грибы собирай!
    (Дети собирают в корзину разложенные по полу грибы).

    Развитие познавательного интереса. Опыты с воздухом.

    Цель: развить познавательный интерес, стимулировать желание экспериментировать. Стимулировать мышление через создание проблемных ситуаций. Формирование картины мира.

    Материалы: Три воздушных шарика. Каждому: пакетик или резиновую медицинскую перчатку, стакан с водой и трубочку для коктейля.

    - Старик поклонился ветру. А что такое ветер? (Варианты ответов.) Ветер – это движение воздуха. Можно ли увидеть ветер? (Нет, он невидимый.) Верно. Мы можем увидеть, как качаются деревья от ветра, как развиваются на ветру волосы, одежда, но сам ветер мы не видим. Почему? (Варианты ответов.) Потому что ветер – это воздух, а воздух мы не видим.

    - А как нам проверить, есть ли воздух на самом деле? Может, его и нет вовсе? Ведь мы его не видим и не слышим. (Варианты ответов.)

    - Мы можем почувствовать воздух, если подуем себе на ладошку. (Дуют.) Чувствуете ветерок? Это и есть воздух. А если мы попробуем задержать дыхание и не дышать, долго мы сможем это делать? Вдохнули и не дышим. (Пробуют.) Дышим.

    - Сколько мы смогли просидеть без воздуха? – Очень мало, потому что воздух – наш друг, он необходим человеку для жизни.

    Чтобы убедиться, что внутри нас воздух, возьмем соломинку для коктейля, один ее конец опустим в стакан с водой и подуем. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Это и есть воздух! Вот мы его и увидели!

    - А теперь давайте поймаем этого невидимого хитреца! Сделаем для него ловушку из обычного пакета или резиновой перчатки. Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь. (Опыт проводит каждый ребенок самостоятельно).

    - А теперь давайте надуем несколько воздушных шариков. Первый шарик надуем немного (три выдоха) и отпустим. Второй шарик надуем посильнее – 5 выдохов, и отпустим. Третий шарик надуем больше всех и отпустим. Какой шарик улетел дальше всех? (Самый большой!) Да, тот, в котором было больше воздуха! Воздух, выходя из шарика, заставляет шарик двигаться вперед. Эту силу воздуха используют ученые, когда делают самолеты и ракеты.

    В заключении педагог раздает детям чистые листы и просит нарисовать три шарика: синий, красный и желтый. В синем должно быть меньше всего воздуха, а в желтом – больше всего.

    Подготовка руки к письму. "Морозные узоры"

    Цель: развитие графо-моторных функций, творческих способностей, фантазии и воображения.

    Материалы: Рабочий лист – окно с узорами, карандаши разных оттенков синего.

    Узоры

    - Дед Мороз любит рисовать на окнах ледяные морозные узоры. У него получается очень красиво! Какие узоры он чаще всего рисует?

    1. Перышко (рисует на доске, дети на листках).

    2. Завиток и волна.

    3. Снежинка.

    4. Листик.

    - А теперь, когда вы умеете рисовать морозные узоры, нарисуйте их на окнах сами. Сначала обведите узоры, нарисованные пунктиром, затем продолжайте самостоятельно.

    Дети работают под новогоднюю музыку.

    Спортивная дорожка

    Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).

    Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут за ручку по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.

    Свободное раскрашивание

    Цель: формирование положительной мотивации к раскрашиванию.

    Материал и оборудование: Цветные карандаши, рабочий лист "Белка нашла мешок с подарками".

    Лист

    - Как-то раз наша белка скакала по лесу и нашла огромный мешок! Как вы думаете, что было в этом мешке? (Варианты ответов). Оказалось, что это Дед Мороз оставил ей и её бельчатам мешок с подарками! Как вы думаете, какие подарки Дед Мороз оставил белочке? (Грибы и орешки). Нарисуйте в мешке грибы и орешки. Раскрасьте картинку.

    Дети раскрашивают картинку с помощью цветных карандашей. Предварительно педагог просит дорисовать деревьям ветви и листочки.

    Пальчиковая гимнастика "Цыплята

    Десять маленьких цыплят
    По двору гулять хотят.
    (Сжимаем и разжимаем ладошки).
    Мама курица идёт,
    (Превращаем каждую ладошку в «клювик», располагая большой палец под остальной ладонью, поворачиваем клювики влево, вправо).
    «Ко-ко-ко!» - цыплят зовет.
    (Открываем и закрываем клювики: «Ко-ко-ко»).

    Двое к маме подбежали
    И послушно рядом встали,
    (Ладони прямые, сгибаем только большие пальцы).
    Ещё двое под кустом
    Ей кричат: «Сейчас идём!»
    (Сгибаем только указательные пальцы).
    Двое червячка поймали,
    Маме отвечать не стали.
    (Сгибаем средние пальцы.)
    Двое крикнули: «Мы тут!
    Дай ещё нам пять минут!»
    (Сгибаем безымянные пальцы).
    Двое спрятались: «Постой!
    Не хотим идти домой!»
    (Сгибаем мизинцы).

    Кот соседский вдруг проснулся
    Потянулся, облизнулся.
    (Потягивания).
    Побежали тут цыплятки
    К своей маме без оглядки!
    (Бегаем пальцами по столу).
    Мама детушек прикрыла
    (Накрываем ладошками воображаемых цыплят).
    И в курятник проводила.
    (Средние и указательные пальчики обеих рук чинно шагают по столу).

    Развитие фантазии и воображения. "Посмотри, на что похоже?"

    Цель: развитие фантазии и воображения.

    Материал: картинки с неопределённым изображением, дающим простор для фантазии. Каждому: лист с контуром кляксы, карандаши.

    1

    2

    3

    - Давайте поиграем в игру "На что это похоже?" Мы будем рассматривать разные картинки и придумывать, на что они похожи.

    Педагог показывает ребятам три предлагаемых картинки по очереди и спрашивает: «Как вы думаете, что это? На что это похоже?» Педагог поддерживает любую версию, побуждая детей высказываться без всякого страха ошибиться. Чем больше будет вариантов, тем лучше.

    Когда несколько версий высказано, педагог хвалит каждого за его мысль и спрашивает: «А ещё на что?»

    После работы с картинками каждому ребёнку раздается листок с контуром кляксы или геометрической фигурой (кругом, квадратом или треугольником). Педагог сначала просит детей высказаться, на что похожа фигура или контур на их листке, а затем предлагает дорисовать эту фигуру или кляксу до знакомого предмета.

    Завершающая зарядка "Мы мороза не боимся!"

    Мы по улице гуляли
    И Мороза повстречали.
    (Водят хоровод.)
    Стал морозец нас щипать,
    Замора-жи-вать!
    (Пощипывают себя за руки.)

    Только зря мороз старается,
    Нас морозит и кусается…
    (Руки в боки, топнуть ногой.)
    Как бы вьюга не мела,
    Хватит нам зимой тепла!
    (Прыгают на месте.)

    Мы ногами топаем,
    Мы руками хлопаем,
    (Движения по тексту.)
    Мы морозу не даёмся,
    (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
    Над морозом мы смеёмся!
    (Удары ладошку об ладошку, как после окончания дела.)

    Ещё пуще нас мороз
    Щиплет за уши и нос,
    (Щиплют себя за уши и нос.)
    Ну-ка ручками помашем.
    (Кисти к плечам, вращения руками.)
    Разогреем спинку нашу!
    (Трем руками спинку с двух сторон.)
    И друг другу поклонимся,
    Мы мороза не боимся!
    (Поклон вправо, поклон влево.)

    Снова сердится мороз,
    Щиплет щеки нам и нос!
    (Щиплют себя за щёки и нос.)
    Ну а мы пойдем в присядку,
    Встанем на носки, на пятки!
    (Полуприсед, нога на носок, полуприсед, нога на пятку.)
    Разотрем лицо и нос, -
    Всё, сдается наш мороз!
    (Весело растираем ладошками лицо.)

    Прощание

    Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

    Хоть и жалко расходиться,
    Время нам пришло проститься.
    Мы сюда придём опять
    Заниматься и играть.