Ситуации успеха в жизни ребенка
Далеко не всё и не всегда у детей получается с первой попытки. Иногда, чтобы получить хороший или хотя бы удобоваримый результат, приходится как следует попотеть. А чтобы попотеть, нужна мотивация. Лучшая мотивация - успех. Когда все получается, когда действие доставляет радость - что еще нужно?
Предлагая ребенку новую для него область, сферу или навык очень важно позаботиться не только о том, чтобы ребенок хотел этим заниматься - это даже не обсуждается - но и о том, что все проходило по возможности на позитиве. По крайней мере в первое время, пока ребенок только осваивает первые шаги.
На позитиве это значит:
Пока наш ребенок совсем маленький - ему меньше 5 лет и у него нет критического взгляда на себя и свои достижения, этого добиться не сложно. Мы всего лишь:
- заинтересовываем или следуем за собственным интересом ребенка;
- продумываем шаги (читайте: делаем сами нужное действие несколько раз, отмечая нюансы и возможные сложные моменты);
- медленно и без спешки показываем ребенку, что ему нужно сделать и как этого добиться;
- получаем удовольствие от процесса, общения и взаимодействия;
- задвигаем свои ожидания прекрасного результата куда-нибудь подальше и поглубже, они нам пока не нужны;
- любуемся получившимся результатом, делаем фотографии, снимаем на видео или ставим на полочку/вешаем в рамочку - то есть демонстрируем ребенку, что то, что у него получилось - нам очень нравится;
- если у ребенка не получается, тихонько делаем шаг назад и помогаем ребенку в любом случае завершить на позитиве.
Если ребенок не смог сделать некое действие, в первую очередь, для себя, разбираемся, в чем был косяк и что мы не доучли. Это очень важно, чтобы в следующий раз избежать такой ошибки. Но так как нам важно закончить на ситуации успеха, то мы конечно помогаем ребенку. Даже если на деле это выглядит как выполнение чего-то за ребенка, называем это помощью и делаем на этом акцент - я не делаю за тебя, я тебе только помогаю. Хорошо бы еще сказать что-то вроде "ты отлично справляешься, но мне кажется, тебе нужна помощь. Можно я чуть-чуть тебе помогу, пожалуйста?".
Доводим до конца, позволяя ребенку самому закончить и сделать последнее действие. Даже если мы сами застегнули пуговицы или молнию - пусть ребенок хотя бы куртку одернет самостоятельно. Любое действие должно заканчиваться самостоятельно и успешно - тогда и в детской памяти оно остается как "я это умею делать". И поддержать в конце - можно даже не словами, можно взглядом, улыбкой. Можно словами вроде "победил куртку, ура!"
Но не забывайте, что при любом обучении ребенок должен быть в ресурсе. Если ресурса нет - тут не до уверенности и самостоятельности. Тут бы в ресурсное состояние вернуться - это самое главное. Болезни, усталость, голод и прочая физиология - это не те места, где нужно тренировать самостоятельность и успешность любой ценой. Тут гораздо важнее дать ребенку уверенность в том, что рядом есть любящий взрослый и он позаботится.
И крайне важно, чтобы общий баланс удач и неудач сильно перевешивал в пользу удач. Особенно таких удач, которыми ребенок сам гордится.
Это важно и для детей старше 5-6 лет. Но у них есть и еще 2 нюанса.
Например, ребенок хочет рисовать или сделать поделку. В его голове возникает образ красивой картинки или поделки. Он собирает материалы, трудится, пыхтит, старается - но не хватает мастерства - и получается в лучших традициях картинок "ждали - получили". Результат совсем не тот, на который ребенок рассчитывал в своем воображении.
Если вы занимаетесь освоением каких-то новых для себя приемов или рукоделий - думаю, вы отлично знаете, как это бывает. Когда мечтаешь и воображаешь об одном, а на деле выходит жалкое подобие. Даже взрослым тут бывает непросто удержаться от соблазна все бросить и больше даже не пытаться.
Это нужно знать. И об этому нужно предупреждать ребенка.
Особенно, если он постарше (лет после 8). Не с целью охладить, а с целью предупредить. В том числе предупредить о возможном разочаровании. Необязательно это делать в лоб, можно рассказывая о себе и о том, как вы учитесь новому. О том, как не все получается с первого раза. О том, как бы хотелось, чтобы можно было встать на ролики и сразу поехать ласточкой. Но нашему мозгу нужно сначала научиться. Поэтому первые шаги - это всегда немножко неловко и странно. Но если мы в себя верим, если мы повторяем себе "я пока только тренируюсь и мне необязательно это делать идеально" - у нас все получится намного быстрее и лучше. И делайте акцент на удовольствие, на смех, на радость.
Не позволяйте детям сравнивать себя с другими детьми. Можно прямо так и говорить: "нам нет дела до других детей. Я не хочу ничего знать про их успехи, я хочу знать про тебя и то, что у тебя получается, и то, как ты это делаешь. Только это для меня по-настоящему ценно. У других детей есть свои родители - они о них позаботятся". А можно говорить в более мягкой форме о том, что все разные, кто-то одно лучше делает, а кто-то другое. Но сравнений нужно избегать. Особенно, если ребенок переживает, что Оля лучше пишет, а у Коли нет проблем с примерами. Такая тревожность вам точно не нужна, если вы хотите, чтобы у вас был уверенный ребенок.
Иногда подросшие дети боятся браться за что-то новое, ноют, терзают родителей и делают все, чтобы окружающие усомнились в том, что они берутся за это дело по доброй воле. Так случается, когда у ребенка есть те самые завышенные ожидания, когда у родителей есть ожидания, и ребенок про них знает, когда ребенок не имеет достаточно опыта успеха. Ребенок ноет и просит помощи - это то, что мы видим. Но под видимым, как у айсберга, есть еще "подводная" часть - это те переживания, которые скрыты от внешних глаз - страх не справиться, страх не оправдать надежд, неуверенность в том, что все получится идеально.
Помочь ребенку стать увереннее тут помогут 2 вещи - первая - добровольность действия. Дайте ему право выбора - делать или не делать. Ведь он никому не обязан. Если не получается вышивать крестиком - можно отложить и не делать. И ничего не случится. Ведь все, что делаешь, нужно делать с удовольствием. А вторая - напомнить о том, что он только учится, и на этом пути не всегда все будет получаться идеально.
Если ребенок старше 8 лет и уже понимает концепцию времени, ему можно рассказать о необходимых 10 тысячах часов - это чтобы стать профессионалом. А потом попросить посчитать, сколько времени он занимается этим делом - 5 часов? 10? Может быть 20? Тогда осталось не так много. Всего 9980. И он будет это делать просто идеально.
Помогайте детям справляться с тревожностью, помогайте им достигать успехов. Но не делайте за них то, что они могут сами, не берите на себя ответственность там, где они могут ее взять. И это вернется к вам в виде уверенного в себе ребенка.