Как вырастить ребенка оптимистом
Оптимизм - это одно из наиболее желаемых качеств для каждого человека. Трудно найти родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок был оптимистом. К счастью, мы не беспомощны в этом отношении. Оптимизму детей учат с ранних лет. Поэтому стоит как можно раньше обратить внимание на их поведение, помочь им развить находчивость и уверенность в себе.
Что такое оптимизм
Оптимизму мы учимся с раннего детства. Хотя многие утверждают, что это качество наследуется от родителей, это не совсем так. Конечно, ребенок перенимает от родителей определенные черты характера, которые влияют на его взгляд на мир в дальнейшей жизни. Но генетический код здесь не играет большой роли. Как и многим другим моделям поведения, оптимизму дети учатся, наблюдая за поведением и реакциями родителей.
Оптимистичным настроем отличаются люди с развитым чувством собственного достоинства, уважающие себя и других, доброжелательные и активные. Оптимисты осознают, что контролируют свою жизнь и способны справиться с трудными ситуациями. Вопреки распространенному мнению, оптимизм нельзя свести к тому, что человек видит положительное что-то в любой, даже самой драматической, ситуации и ожидает от нее положительного эффекта.
В этом случае, скорее, говорят об ура-оптимизме, который ближе к глупости, чем к реальному позитивному отношению к жизни. Оптимисты фокусируются на позитивной интерпретации ситуации, но объективно учитывают разные аспекты, которые могут повлиять на событие.
Все в руках родителей
Переломным моментом в жизни ребенка являются первые два года. Именно в это время малыш учится контролю над собой и начинает ставить себе цели (например, преодолеть какое-то препятствие). Большинство детей в этом возрасте очень упорны, упрямы и последовательны. Задача старших - поддержать такую позицию. Родители могут развить в ребенке два подхода: желание приобретать, стремиться к цели или, наоборот, разочарование и желание отказаться от нее. Вряд ли для кого-то второй вариант выглядит привлекательным.
Чтобы воспитывать ребенка оптимистом, вы должны позволить ему действовать и не мешать в принятии вызовов. Некоторые специалисты считают, что родители должны иметь четыре установки, которые позволят правильно сформировать детскую личность. Это принятие, взаимодействие с ребенком, предоставление ему разумной свободы и признание его прав в семье. Каждый из этих видов поведения родителей призван повышать самооценку малыша, способствовать тому, что он будет охотнее и увереннее высказывать свое мнение, а поражение считать временной неудачей.
Принятие и свобода
В формировании оптимистического подхода к жизни самое главное - убедить ребенка, что его решения важны, что он оказывает реальное влияние на ситуации, происходящие в его жизни. Дети, чье поведение не контролировалось сверх меры, уже в раннем возрасте легче преодолевают препятствия и решают проблемы, не рыдают и не "застревают" надолго в плохом настроении из-за неудач. Одновременно они видят, что родители (самые большие авторитеты в начальный период жизни) полностью их принимают. Поэтому дети с энтузиазмом встречают новые вызовы, веря в ожидаемый положительный результат.
Остерегайтесь ошибок
Многие считают, что лучший метод развить уверенность ребенка в себе, - хвалить его на каждом шагу. Это одна из самых больших ошибок, совершаемых родителями. Маленькие дети понимают свои промахи, и говорить им, что они сделали что-то хорошо в то время, как конечный результат не соответствует их ожиданиям, - очень плохая идея. Ребенок и так видит, что не выполнил задание, и поэтому начинает рассматривать родителя как человека некомпетентного, и его похвалы перестают быть значимыми. Вместо того чтобы безосновательно хвалить, родители должны давать конструктивные советы, указывать на возможности для улучшения ситуации, не критикуя при этом ни способности ребенка, ни того, что он сделал.
Некоторые считают, что отсутствие эмоций в отношениях родителей и ребенка способствует самостоятельности последнего. Однако сторонники такого воспитания должны помнить: ребенок, для которого в доме не нашлось положительных эмоций и проявлений любви, очень быстро начинает искать их в другом месте, одновременно уверяя себя, что в такой ситуации виноват только он сам. Обвинение себя начнет проецироваться на другие аспекты жизни, и любая его инициатива будет "перегорать" в самом начале.
Самостоятельности можно научиться только тогда, когда ребенок сам что-то пробует. Если из-за нетерпения или желания помочь малышу вы будете спешить на выручку в любой ситуации, то ребенок будет несамостоятельным, ему будет страшно делать что-то самому в любой ситуации.
Такое воспитание может привести к тому, что мальчик или девочка окажется не в состоянии принять какое бы то ни было решение без помощи родителей. Он будет думать, что раз любая попытка самостоятельности оказывалась до сих пор безуспешной, то и сейчас все должно повториться.
Оспорю. В статье написано, что когда ребёнку 2 года, то родители "должны позволить ему действовать и не мешать в принятии вызовов". Знаете, если не мешать малышу познавать мир, то он вряд ли до школьных лет доживёт.
Дети в 2 года стремятся везде заглянуть, везде засунуть пальцы, всё попробовать на вкус! И поэтому нужен постоянный контроль, постоянные слова про "опасно"!