Занятия в детском саду. Ч.6

Занятия в детском саду. Ч.6
Большинство заданий построено по сказке Андерсена "Дюймовочка". Обучение чтению и развитие моторики. Рисуем гусениц, физминутка "Танец эльфов", конструктор Лего. Считаем муравьев - математика для самых маленьких.


Приветствие

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались сегодня снова,
Все к занятию готовы!
Будем весело играть
И друг другу помогать!

Обучение чтению. Понятия "Буква – звук"

Цель: Знакомство с понятиями "Звук – буква". Закрепление ранее изученного материала. Отработка слогового чтения.

Материал: у каждого: карточки с буквами "А", "О", "У", "И", "Э".

- Карточки со слогами "БА", "ДУ", "КОТ", "КАТ", "КИТ". Картинка с китом.

- Игрушка Зайка с корзинкой.

Ход занятия: - Ребята, сегодня мы узнаем, чем буква отличается от звука. Вот перед нами на доске выстроились буквы: "А", "О", "У", "И", "Э". (Педагог прикрепляет карточки с буквами. Дети повторяют за ним названия букв). А что такое "буква"? Как вы думаете? (Варианты ответов). Педагог подводит детей к правильному ответу:

- Буква – это значок, который мы с вами можем прочитать и написать. С помощью этих значков мы обозначаем звуки, которые произносим или слышим. Например, я произнесу "А-а-а!" - это что, звук или буква? (Звук) . Верно. А теперь я напишу на доске (пишет "А"). Что я написала – букву или звук? (Букву) .

- Молодцы.

Букву видим мы и пишем,
Звуки – говорим и слышим.
Звук невидимо летит,
Буква – в Азбуке стоит.

- Сейчас я буду показывать вам буквы, а вы – называть звуки, которые эти буквы обозначают.

(Педагог показывает карточки с буквами "А", "О", "У", "И", "Э", - "Какой звук обозначает эта буква?" - дети произносят звуки).

- А теперь сделаем наоборот: я буду произносить звуки, а вы – поднимать буквы, которые их обозначают. (Педагог называет звуки "А", "О", "У", "И", "Э", - дети показывают карточки с этими буквами).

- Хорошо! Ой, кто это к нам на занятие пришел? Зайка с корзинкой! Он тоже хочет разобраться, что такое "буква" и что такое "звук".

Посмотрим, что у него в корзинке! Карточки со слогами! Зайка, ты хочешь, чтобы мы прочитали эти слоги? (Зайка кивает). Хорошо.

Педагог прикрепляет к доске слог "БА".

- Прочтем этот слог. ("БА").

- Сколько в нем букв? Давайте посмотрим: раз, два. (Две) . Верно! А сколько в нем звуков? Давайте послушаем: "Б", "А". (Тоже два) .

А теперь изобразим каждый звук кружочком. Звук "Б" - раз кружочек (рисует кружок под буквой "Б"), звук "А" - два кружок (рисует кружок под буквой "А"). Получилось два кружка, два звука.

Педагог вешает на доске второй слог – "ДУ".

- А это что за слог принес Зайка, прочтите его. ("ДУ") . Сколько букв в слоге "ДУ", посмотрите и посчитайте. (Две) . А сколько звуков, давайте послушаем: "Д", "У". (Два звука).

Значит, сколько кружочков мы нарисуем под слогом "ДУ"? (Два) . Верно, первый кружочек для звука "Д", второй – для звука "У".

- Отлично. В корзине у Зайки осталась последняя карточка – теперь уже с картинкой (вынимает карточку с изображением КИТА).

- Кто это, ребята? (Это кит) . Найдите карточку со словом "КИТ".

Дети выбирают между карточками со словами "КИТ", "КАТ", "КОТ", останавливаются на карточке со словом "КИТ". Педагог прикрепляет ее к доске).

- Сколько букв в слове "КИТ", посчитайте. (Три) . Верно, мы видим, что здесь три буквы: раз, два, три.

- А теперь давайте назовем звуки слова "КИТ": первый звук "К", второй "И", третий "Т". Сколько всего звуков мы произнесли? (Три) .

- Верно! Три буквы и три звука. Нарисуйте на доске столько кружочков, сколько звуков в слове "КИТ".

Кто-то из детей идет и рисует три кружка.

Развитие моторики "Перышки ласточки"

Цель: развитие моторики, развитие умения обращаться с прищепками.

Материалы: на каждого ребенка: шаблон ласточки, прищепки.

Ласточка

- Сегодня я расскажу вам несколько историй, которые произошли с Дюймовочкой и ее друзьями после того, как она стала королевой эльфов.

- Однажды Ласточка заболела, и у нее из крыльев выпало много перьев.

Когда Ласточка поправилась и попыталась взлететь, то оказалось, что ее крылья еще не окрепли и им не хватает больших перьев, которые помогут удерживать птицу в воздухе.

- Давайте укрепим крылья ласточки, добавив ей по 3-4 пера на каждое крыло. (Педагог показывает детям образец).

Дети берут шаблон ласточки и прикрепляют ей на крылья прищепки под слова потешки:

Ласточка, ласточка, смело лети,
Сильными крылышки станут твои.
Будем мы перья тебе прицеплять,
С этими перьями легче летать!

Развитие речи. Пересказ сказки Андерсена Дюймовочка по сюжетным картинкам

Цель: развитие речи и словарного запаса, умения слушать, создание положительного настроя, развитие познавательного интереса.

Материал: Сюжетные картинки к сказке.

Сюжет 1

Сюжет 2

- Прежде чем вы услышите новые истории про Дюймовочку, давайте вспомним, что вы о ней узнали в прошлый раз. (Дети получают сюжетные картинки).

- Давайте вспомним эту сказку и разложим картинки по порядку.

Педагог помогает детям раскладывать картинки с помощью наводящих вопросов:

Дети отвечают на вопросы, раскладывают картинки по порядку, пересказывая сказку. Затем педагог может предложить детям раскрасить каждому по одной сюжетной картинке.

Развитие моторики "Пшеничные зерна"

Цель: развитие мелкой моторики.

Материалы: Каждому ребенку: стакан зерен, смешанных с семечками, блюдце, две пустых миски.

- Однажды Дюймовочка решила снова побывать в тех местах, где она родилась. Она снова прилетела в знакомые края на крыльях ласточки и навестила старую мышь. Мышь сидела за столом и пыталась перебрать пшеничные зерна. Но она стала такой старенькой, что у нее получалось очень плохо. Давайте поможем мышке отделить семечки от зерен, чтобы она смогла сварить себе вкусную кашу.

Дети высыпают в блюдце часть смеси, вынимают семечки и складывают их в пустую миску. Чистое зерно ссыпают в другую миску.

Подготовка руки к письму "Гусеницы"

Цель: развитие графо-моторных функций.

Материалы: рабочий лист с гусеницами, цветные карандаши.

Гусеница

- Потом Дюймовочка отправилась в лес, где она когда-то прожила все лето. В лесу девочка увидела веселых гусениц, которые собирались пообедать сочным зеленым листом.

- Сколько гусениц на картинке? (Три) .

- Покажите самую длинную гусеницу. Самую короткую.

- Сколько кружков поместилось в самой длинной гусенице? (Шесть) . А в самой короткой? (Два) . На сколько в длинной гусенице кружков больше, чем в короткой? (На 4) .

- Обведите кружки на короткой гусенице зеленым карандашом. Заштрихуйте ее вертикальными линиями.

- Обведите кружки на средней гусенице коричневым карандашом и заштрихуйте их горизонтальными линиями.

- Обведите кружки на длинной гусенице оранжевым карандашом и заштрихуйте каждый кружок под разным наклоном (по-разному).

Раскрасьте картинку.

Физминутка "Танец эльфов"

Педагог организует физкульт-минутку на ковре под музыку Чайковского "Вальс цветов".

Материалы: "Вальс цветов", если возможно – картонные короны на головы детям.

Картонные разноцветные цветы диаметром 30-40 см, которые кладутся на пол на расстоянии 70-100 см.

Педагог: Сейчас мы представим себя легкими крылатыми эльфами, которые перелетают с цветка на цветок и кружатся в веселом танце.

Звучит "Вальс цветов". Дети надевают короны и выстраиваются в круг, встав каждый на свой цветок. Под музыку они перескакивают с цветка на цветок, помахивая руками, словно крылышками. К некоторым цветкам в такт музыки они наклоняются, словно собирают с него пыльцу, затем поднимают руки вверх, радуясь солнышку и кружатся на месте.

Педагог предлагает детям разные движения: дети могут сесть на цветок, сделать махи руками или ногами, могут водить хоровод. Главное, чтобы движения были легкими, красивыми, танцевальными, чтобы дети слушали музыку.

Развитие речи. Игра "У меня и у Дюймовочки"

Цель : развитие речи, формирование языковых структур речи.

Материал : мяч.

Давайте поиграем в такую игру: сравним наши большие предметы и маленькие предметы Дюймовочки, например:

- У меня стол (интонация основательности, крупного размера), а у Дюймовочки – столик (говорит тонким голоском, интонация хрупкости, маленького размера).

  • У меня стакан – а у Дюймовочки... (стаканчик);
  • У меня платье, а у Дюймовочки – платьице;
  • Дом – домик;
  • Носки – носочки;
  • Голос – голосок;
  • Миска – мисочка;
  • Волосы – волосики;
  • Букет – букетик;
  • Кровать – кроватка;
  • Бусы – бусики;
  • Рука – ручка;
  • Глаза – глазки;
  • Бант – бантик;
  • Ложка – ложечка;
  • Туфли – туфельки.
  • Конструирование. Лего "Домик для Дюймовочки"

    Цель: развитие мыслительных операций.

    Материалы: конструктор Лего, детали которого с оборотной стороны можно захватывать прищепками и поднимать, словно подъемным краном. Каждому ребенку по прищепке.

    - Дюймовочка хочет пожить в домике. Давайте сделаем для нее домик из конструктора "Lego".

    С чего мы начнем строительство? (С основания) . Дети выкладывают прямоугольник в основании дома, затем наращивают стены, затем приделывают крышу.

    Можно распределить работу между детьми, дав задание сделать каждому по одной стене с окошком и дверью, а затем скрепить их. Кто-то также может сделать колодец, кто-то - дорожку. Кто-то – высокую башню, с которой Дюймовочка будет обозревать окрестности. Кто-то – кроватку, стол и кресло.

    Если для дома не хватит деталей или не получится крыша, педагог использует подручные средства – картонные листы, платки и т.д. Креативный дом может состоять из разных материалов.

    В процессе работы можно обыграть тему стройки и каждую деталь конструктора, которая нужна ребенку для работы, брать не руками, а прищепкой, зацепляя деталь с обратной стороны, словно это подъемный кран.

    Развитие ориентировки на листе бумаги. "Комнатная мебель"

    Цель: развиваем умение ориентироваться на листе бумаги.

    Материал: лист бумаги, цветные карандаши, трафаретная линейка.

    - А теперь, когда дом для девочки готов, давайте обставим ее комнату мебелью.

    Положите перед собой лист бумаги и представьте, что это – комната Дюймовочки.

  • Поставьте в левый нижний угол кровать (обводим прямоугольник по трафаретной линейке коричневым карандашом);
  • в левый верхний угол поставим круглый стол с красной скатертью (обводят круг красным карандашом);
  • в правый нижний угол поставим квадратный комод (обводим квадрат синим карандашом);
  • в правый верхний угол установим овальную раковину (обводим овал голубым карандашом).
  • Предметы мебели можно заштриховать разными видами штриховки.

    Математика. Счет в пределах девяти. Обратный счет. "Муравьишки"

    Цель: Закрепление представлений о математических знаках, отработка счета (прямого и обратного) в пределах 9-ти.

    Материалы: раздаточный лист "Муравьи", на каждого ребенка: 9 маленьких бумажных "осенних листиков"; рабочий лист с двумя одинаковыми кружками, внизу которого – пустые клетки для записи числового равенства. Карточки с цифрами 1-9 и математическими знаками "-", "+", "=", ">", "<".

    Математика

    - Как-то осенью Дюймовочка гуляла по лесу и вышла на полянку, где трудились муравьи. Она сразу обратила внимание на трудолюбивого муравьишку, который тащил тяжеленный желудь. Найдите его на картинке. (Дети получают раздаточные листы).

    - Потом девочка огляделась по сторонам и заметила других муравьев. Правда, ей никак не удавалось посчитать, сколько всего муравьев было на поляне. Давайте поможем Дюймовочке и посчитаем муравьев.

    Дети считают муравьев. Их получается девять. Дети поднимают карточку с цифрой "9".

    - Вдруг подул ветер и сорвал с березы несколько листочков. Один листочек упал на пенек и испугал первого муравья, муравей убежал – накройте его листиком (накрывают муравья бумажным березовым листиком). Сколько муравьев осталось на полянке? (Восемь) .

    - Верно! Затем второй листик упал на травку и напугал другого муравья (накройте листком еще одного муравья). Сколько муравьев осталось на полянке? (Семь) .

    - Затем ветерок сдул с поляны третьего муравья (накрываем его листиком). Сколько муравьев осталось на поляне? (Шесть) .

    И т.д. Дети по одному накрывают муравьев листиками, представляя, что они убежали с поляны, и считают, сколько осталось, пока не останется ни одного муравья.

    Затем педагог раздает детям рабочие листы, где на одной линии нарисовано два одинаковых круга, а в нижней части листа – пустые клетки для записи примеров.

    - С какой цифрой мы познакомились в прошлый раз? (С цифрой "9") .

    - Почему в стихотворении Самуила Маршака говорится, что "цифра "9", иль девятка, это цифра - акробатка"?

    (Если на голову встанет, цифрой "6" девятка станет) .

    - Верно! Возьмите рабочие листы и дорисуйте первый кружок до цифры "9", а второй – до цифры "6". Нарисуйте под цифрой "9" девять елочек, а под цифрой "6" - соответствующее количество домиков. Поставьте между ними знак "больше-меньше". Куда смотрит узкая часть "клювика"? (В сторону цифры "6").

    - Сколько надо добавить домиков, чтобы их стало столько же, сколько и елочек? (Три) .

    Давайте запишем этот пример:

    Было 6 домиков (педагог ставит карточку с цифрой "6", дети записывают в нижней части рабочего листа), прибавили еще три. (Ставят и записывают на листе знаки "+ 3"), получилось девять. (Ставят и записывают "= 9").

    Получилась запись: "6 + 3 = 9"

    Лепка "Божьи коровки"

    Цель: развитие мелкой моторики руки. Формирование умения работать с пластилином. Развитие воображения и творческих способностей.

    Материал: Раздаточный лист с Божьими коровками, пластилин (черный, зеленый), доска для работы.

    Божьи коровки

    В лесу Дюймовочка встретила странных красных жуков.
    - Как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
    - Божьи коровки, - ответили жуки.
    - А где же ваши черные точки на спине?
    - Одна наша знакомая стрекоза решила, что это пятна грязи, и смыла их мыльной водой! – пожаловались красные жучки. – Теперь никто не верит, что мы Божьи коровки.
    - Я верю! – воскликнула Дюймовочка. – Только не знаю, как вам помочь!

    Педагог: А я знаю! Ребята, давайте сделаем эти точки из черного пластилина и прилепим к спинкам жучков!

    Дети скатывают маленькие шарики из черного пластилина и прилепляют к спинкам коровок. Также можно "оживить картинку", сделать ее объемной, скатав и наклеив на раздаточный лист пластилиновые травинки и листики из зеленого пластилина.

    Бедняжки Божии коровки
    Сегодня прячутся весь день!
    Без черных точек им неловко,
    Вот и ползут подальше в тень…
    Жучков ребята пожалели
    И даже знают, как помочь,
    Ведь пластилиновые точки,
    Как настоящие точь-в-точь!

    Развитие слухового восприятия. "Лесные звуки"

    Цель: развитие слухового восприятия, развитие умения прислушиваться к звукам окружающего мира, уметь различать голоса птиц, животных и насекомых, а также звуки живой природы.

    Материал: аудиозаписи звуков леса: пение птиц, шум дождя, журчание ручья. Лист бумаги, карандаши.

    - Дюймовочка гуляла по лесу, потом села под дерево, закрыла глаза и стала прислушиваться к звукам леса. А вы знаете, что такое звук? (Варианты ответов). Есть стишок о том, что такое звук:

    Ты знаешь, что такое ЗВУК? -
    Когда жужжит над травкой жук,
    Когда в цветах гудит пчела
    И лает пес из-за угла.
    Все то, что слышим мы вокруг,
    Зовется звонким словом "звук".

    - Как вы думаете, какие звуки могла услышать Дюймовочка в лесу? (Варианты ответов).

    Скрип деревьев, стук дятла, шелест листвы, хруст ветки под ногами, шлепание шишек об землю, свист ветра.

    - А сейчас закройте глаза, послушайте лесные звуки и расскажите, что вы слышите.

    Дети слушают журчание ручья, шум дождя, пение птиц и называют услышанные звуки.

    Затем педагог просит нарисовать ребят те звуки, которые они услышали.

    Объемная аппликация "Цветок"

    Цель: развитие моторики и творческого воображения, развитие умения работать с бумагой и клеем, умения использовать свойства бумаги принимать заданную форму.

    Материал: клей ПВА, цветные заготовки:

  • каждому три одинаковых по форме картонных цветка, разных по размеру (большой, средний, маленький), и по цветовому оттенку. Диаметр большого цветка примерно 15-17 см, среднего 12-14 см, маленького 9-11 см.
  • полоска-стебелек из зеленой бумаги, два листика из зеленой бумаги, серединка цветка – желтый круг диаметром 5 см.
  • цветная салфетка.
  • Цветок аппликация

    - Дюймовочка решила навестить и ту добрую женщину, у которой она родилась. Женщина ей очень обрадовалась, но призналась, что цветок, в котором жила Дюймовочка, завял.
    - Не беда! – успокоила ее девочка. - Я могу расположиться и в новом цветке, если он будет таким же красивым, как прежний.

    - Ребята, давайте сделаем красивый объемный цветок, в котором будет спать Дюймовочка, пока она будет гостить у доброй женщины.

    - Для этого нам понадобятся три цветка, которые лежат у вас на столах. (Педагог предварительно на цветном картоне рисует цветы трех размеров: большой, средний и маленький и вырезает заготовки цветов для каждого малыша). Что общего у этих цветов? (Форма) . Чем они отличаются? (Цветом и размером).

    - Лепестки цветов сгибаем к серединкам с помощью карандаша. Затем на каждый большой цветочек наклеиваем средний цветок, а на средний цветочек наклеиваем маленький.

    В серединку каждого маленького цветочка приклеиваем желтый кружок. Чтобы сделать сердцевинку объемной, можно накатать салфеточных шариков из кусочков цветных салфеток и приклеить на кружок.

    Затем приклеиваем на лист бумаги стебелек и его зеленые листики, сверху накладываем объемный цветок.

    При желании можно сделать и цветочный горшок в виде перевернутой оранжевой трапеции и наклеить его на нижнюю часть стебелька.

    Раскрашивание по цифрам с помощью красок

    Цель: знакомство с «математической раскраской» по цифрам. Развитие умения работать с красками.

    Материал и оборудование: Краски, кисточка, стакан с водой (или карандаши), математическая раскраска.

    Цифры

    Педагог предварительно раскрашивает кружки внизу страницы следующими цветами:

  • Круг с цифрой 2 оставьте белым,
  • Круг с цифрой 3 сделайте зеленым.
  • Круг с цифрой 4 – красным.
  • Кружок с цифрой 5 – закрасьте фиолетовым цветом,
  • Кружок с цифрой 6 – желтым.
  • - Дюймовочка согласилась погостить у женщины до осени. Однажды осенним днем она увидела на столе женщины вот такую картину (раздает детям листы). Чтобы узнать, что здесь изображено, вы должны раскрасить каждый кусочек этой картины нужным цветом. Чтобы узнать, каким цветом раскрашивать каждый кусочек, посмотрите на подсказку внизу страницы.

    - Каким цветом раскрашен кружок с цифрой "3"? (Зеленым). Верно. Это значит, что все кусочки картины, на которых стоит цифра "3", нужно раскрасить зеленым цветом.

    - Какого цвета кружок с цифрой "2"? (Белый). Это значит, что и кусочки картины с цифрой "2" мы оставляем белыми, то есть не раскрашиваем.

    - Идем дальше. Каким цветом раскрашен кружок с цифрой "4"? (Красным) Что это значит? (Что все кусочки картины с цифрой "4" нужно раскрасить красным цветом).

    Так педагог проговаривает все цвета. И дети берутся за работу.

    Чтобы не пачкать воду темными насыщенными красками, я бы начала работу с красной краски, затем продолжила зеленой, желтой и, наконец, фиолетовой. Хотя можно работать в любой последовательности.

    В итоге у детей получается композиция из овощей (баклажана, редиски и помидора) на солнечном желтом фоне.

    - Вот, что увидела Дюймовочка на столе у женщины осенним днем, так как осень – время сбора урожая.

    Развитие внимания. "Посчитай рыбок"

    Цель: развитие слухового внимания и двигательной координации.

    Материал: раздаточный лист "Рыбки в пузыриках", кусочек пластилина.

    Посчитай рыбок

    Ход игры: Перед отъездом на юг Дюймовочка пришла на речку, чтобы еще раз сказать рыбкам спасибо. Но они решили поиграть с девочкой и спрятались среди камушков и пузыриков. Помогите Дюймовочке найти рыбок на картинке. Помечайте каждую рыбку маленьким пластилиновым шариком.

    Дети отщипывают кусочек пластилина, скатывают из него шарик и прикрепляют к найденной рыбке.

    - Готово? А теперь посчитайте, сколько рыбок вы нашли. Вылепите эту цифру из пластилина и прикрепите к левый верхний угол листа. (Дети скатывают из пластилина колбаску, загибают ее в цифру "6", прикрепляют к листу. Педагог проверяет).

    Прощание

    Прощание педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

    Хоть и жалко расходиться,
    Время нам пришло проститься.
    Мы сюда придем опять
    Заниматься и играть.